Андреа мантенья произведения. Андреа мантенья "мадонна с младенцем, иоанном крестителем и марией магдалиной"

МАНТЕНЬЯ, АНДРЕА (Mantegna, Andrea) (ок. 1431–1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии.

Мантенья родился ок. 1431; между 1441 и 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара, в мастерской которого работал до 1448. В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе. В 1454 Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини, сестре двух выдающихся мастеров 15 в. – Джентиле и Джованни Беллини. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. В 1460, приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе. В 1466–1467 он посетил Тоскану, а в 1488–1490 Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни. Умер Мантенья 13 сентября 1506.

16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны). Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449–1455), и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле.

Сцена Святой Иаков перед Иродом Агриппой в капелле Оветари представляет образец стиля раннего периода творчества Мантеньи. Все анатомические детали, складки драпировок и элементы архитектуры жестко и отчетливо прорисованы. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, возможно, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, которые работали в эти годы в Падуе. Триумфальная арка на заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, а солдаты на переднем плане и рельефы, украшающие арку, напоминают изображения на античных монетах и произведения скульптуры. В сцене Шествие святого Иакова на казнь художник избирает точку зрения снизу вверх, в соответствии с высоким расположением фрески на стене капеллы. Фигуры переднего плана показаны в легком ракурсе, а архитектурная декорация построена строго по законам перспективы.

В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина Моление о чаше (Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры, но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником, а скалы испещрены изломами и трещинами.

Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св. Антония , созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Триптих Мантеньи имеет обрамление, выполненное в высоком рельефе и имитирующее элементы классической архитектуры; в боковых частях иллюзия пространства создается средствами живописи. Трон Мадонны и архитектура на заднем плане украшены античными мотивами; на переднем плане изображены гирлянды из роскошных фруктов.

Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине Святой Себастьян (Вена, Художественно-исторический музей). Святой привязан к изящной коринфской колонне, которая, по-видимому, осталась от разрушенного храма. Растения пробиваются в расщелинах камня, и фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика.

Одним из самых замечательных образцов пространственно-иллюзионистической живописи Мантеньи является роспись Камеры дельи Спози в палаццо Дукале в Мантуе, законченная в 1474. Квадратное помещение визуально трансформировано фресками в легкий, воздушный павильон, как будто закрытый с двух сторон написанными на стенах занавесями, а с двух других сторон открывающий изображение двора Гонзага и пейзажную панораму на дальнем плане. Свод Мантенья разделил на компартименты и поместил в них в обрамлении богатого антикизированного орнамента изображения бюстов римских императоров и сцен из классической мифологии. В верхней части свода написано круглое окно, через которое видно небо; богато одетые персонажи глядят вниз с балюстрады, данной в сильном перспективном сокращении. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага).

Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482–1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе; эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. На девяти больших холстах изображена длинная процессия с огромным количеством античных скульптур, доспехов, трофеев. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Картины отражают обширные знания Мантеньи в области античного искусства и классической литературы. В этом цикле и в Мадонне делла Витториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага, искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно.

Для студиоло (кабинета) Изабеллы д"Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Минерва, изгоняющая пороки (1502, обе в Лувре). В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа.

Фресковая декорация Капеллы Бельведера, выполненная Мантеньей для папы Иннокентия VIII в 1488, была, к несчастью, утрачена при расширении Ватиканского дворца во время понтификата Пия VI.

Несмотря на то, что только семь гравюр могут считаться несомненно принадлежащими руке Мантеньи, влияние мастера на развитие этого вида искусства огромно. Его гравюра Мадонна с Младенцем показывает, насколько органично стиль художника может существовать в графической технике, с присущей ей упругостью и остротой линии, фиксирующей движение резца гравера. Другие гравюры, приписываемые Мантенье, – Битва морских богов (Лондон, Британский музей) и Юдифь (Флоренция, галерея Уффици).

Почтовая марка, посвященная Мантенья,
портрет с бюста у входа в часовню церкви Сант-Андреа в Мантуе.
Андреа Мантенья в возрасте пятидесяти лет.


Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок. 1431, Изола-ди-Картуро, Венето — 13 сентября 1506, Мантуя) — итальянский художник, представитель падуанской школы живописи. В отличие от большинства других классиков итальянского Ренессанса, писал в жёсткой и резкой манере.
Мантенья родился около 1431 г. в итальянском местечке Изола-ди-Картура близ Венеции, в семье дровосека. В 1441 г. был усыновлен художником Франческо Скварчоне. Учился изобразительному искусству, а также латыни у Скварчоне, в 1445 г. был записан в цех живописцев Падуи.
В возрасте 17 лет Мантенья в суде добился независимости от Скварчоне и с тех пор работал как самостоятельный художник. В молодости испытал влияние флорентийской школы, в частности Донателло.
В 1453 г. Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). В 1460 г. он становится придворным художником у герцогов Гонзага.
Живописец Андреа Мантенья был также новатором в области гравюры, и его эстампы на античные темы позднее оказали влияние, в частности, на Дюрера. Графические работы Мантеньи (цикл гравюр на меди “Битва морских божеств”, около 1470), почти не уступающие его живописи по чеканной монументальности образов, сочетают скульптурную пластичность с нежностью штриховой моделировки. Андреа Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 столетия: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии.

Самсон и Далила Темпера на холсте. 1500. 36,8 х 47 см.
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)


Поклонение пастухов. 1453: Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Автопортрет (крайний справа) с женой (крайняя слева)
на полотне «Принесение во храм», 1465-1466, "Берлинская картинная галерея"


Парнас, 1497 Музей Лувр, Париж


Триумф добродетели.1499-1502. Музей Лувр, Париж


Моление о чаше, 1455 Национальная галерея, Лондон

АЛТАРЬ В ЦЕРКВИ САН-ДЗЕНО, ВЕРОНА


Алтарь.1460: Сан-Зено, Верона


«Мёртвый Христос», ок.1500 г., пинакотека Брера, Милан

Мадонна с младенцем и хор херувимов(1485).


Маркус, евангелист. 1450. художественный музей, Франкфурт на Майне

Портрет кардинала Лодовико Trevisano Дерево, темпера c1459-c1469
33 х 44 см. Джем ldegalerie, Государственные музеи (Берлин, Германия)

Смерть Девы. Дерево, темпера. 1460. 42 х 54 см. Музей Прадо (Мадрид, Испания)


Поклонение волхвов.65 х 48 см 1495-1505. Музей Пола Гетти (Лос-Анджелес, Калифорния, США)


Мученичество Святого Себастьяна 1480. Лувр

Мадонна со спящим ребенком Холст, темпера. 1465-1470
32 х 43 см Джем ldegalerie, Государственные музеи (Берлин, Германия)

Семья Людовико Гонзаго

Распятие, 1456-59, с пределлы из Алтаря Сан-Зено, сейчас в Лувре, Париж

"Поклонение волхвов", Галерея Уффици, Флоренция


Юдифь и Олоферна, 1495-1500,
Национальная галерея Ирландии в Дублине

Давид с головой Голиафа. 1490-1495
Художественно-исторический музей - Вена (Австрия)


Сан - Лука алтаря, 1453, темпера на панели, Брера, Милан

Мадонна с младенцем, Магдалиной и Иоанном Крестителем

Noli me tangere

Святой Георгий. Дерево, темпера. 1460. 32 х 66 см. Галерее Академии (Венеция, Италия)

Христос Спаситель. 1493. Частная коллекция

Вознесение- около 1461 Галерея Уффици (Италия)

Мадонна с младенцем Андреа Мантенья - около 1489-1490 Галерея Уффици (Италия)

Мадонна со святыми 1497

Св. Иероним в пустыне. 1448-1451 Музей де Арте ди Сан-Паулу (Бразилия)


Крещение Господне. 1506. Холст, масло. 228 х 175 см.Церковь Сан-Андрес-де-Мантуя. Мантуя. Италия.


Фреска в Камере дельи Спози, Дворец дожей, Мантуя, Италия. 1474

Фрески в Камере дельи Спози, Дворец дожей, Мантуя, Италия. 1474 «Вид западной и северной стен»


Потолок Камере дельи Спози, замок Сан-Джорджо в Мантуе, Италия

«Пьющая женщина»

«Дева с ситом»


Сент-Джеймс идет к мученичеству, часовня Ovetari


Автопортрет в часовне Ovetari

Лорелея

Андреа Мантенья "Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной" 1500 г. Холст, темпера. 1,36x1,14
Национальная галерея (Лондон) 18+

Эпоха Возрождения, пробудившая Европу от Средневековой спячки, стала временем величайшего духовного подъёма, временем важнейших открытий во всех областях человеческой деятельности. Эпоха зарождения капиталистических отношений требовали новых познаний в естествознании, гуманитарных и точных науках. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности». (Ф. Энгельс)
Идея средневекового догматизма, что только Бог является высшей ценностью, менялась на мысль: «…Поскольку всё связано со всем и всё взаимно проникает во всё, то всё достойно быть предметом познания…» Естественно, что идеи способствующие разрушению сложившихся социальных отношений встречали мощнейший отпор и репрессии.
Свою картину «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной» Мантенья написал в семидесятилетнем возрасте, прожив по средневековым меркам долгую жизнь, будучи умудрённым человеком, вкусившим прелести отношений между художником, стремящимся познать для себя и открыть для других неизведанные тайны окружающего Мира и власть держащими, исповедующими ретроградские принципы. Вспомним Джордано Бруно и Галилея.
Ни в коей мере он не покушается на теорию сотворения мира. Для него Бог это единственный Творец, наделивший Землю растительностью и тварями земными, раскинувший защитный балдахин над матерью и ребёнком. Но он оставляет за собой право на особое мнение и как настоящий исследователь он пытается в картине проследить зарождение Жизни. Для него Богоматерь обыкновенная молодая женщина, явившая на свет дитя. Как всякая добрая мать руками она поддерживает и оберегает беззащитное тельце. Откинутая ножка младенца, обозначила место, от которого начался его земной путь. А выше мы видим, как пальчики ребёнка кольцом обхватили указательный палец матери. Дальше мы наблюдаем многочисленные плоды на лимонном дереве, а ещё дальше, ближе к правому краю картины на уровне соединяющей пряжки плаща Магдалины, за вечнозеленым растением проглядывают два облачка свидетельствующее, что для появления новой души нужны двое.
Образ Марии Магдалины олицетворяет Природу. На её одеяниях тугим узлом повязан пояс. Сама она одной рукой прикрывается краем плаща, оберегая свои тайны, а другая рука удерживает закрытый флакон с Миро для помазания – приз для познавшего её. И наконец, образ Иоанна Крестителя является образом художника, дознавателя и мыслителя, босыми ногами, ступающего на сухую землю. Его обнажённое тело едва прикрыто рубищем, опоясано стеблями, напоминающими терновый венок и готово моментально слететь под воздействием грубой силы. В его руке тонкий шест с крестом, на ленте которого написано об агнце, искупающим грехи мира. В Евангелие от Иоанна эти слова относятся к Иисусу Христу, но в данной картине Мантенья ввёл их для определения художника.

Используемые материалы.

Андреа Мантенья (ок. 1431, Изола-ди-Картуро, Венето - 13 сентября 1506, Мантуя) - итальянский художник, представитель падуанской школы живописи.

Биография Андреа Мантенья

Мантенья родился около 1431 года в итальянском местечке Изола-ди-Картура близ Венеции в семье дровосека. В 1441 году был усыновлен знатоком древностей и художником Франческо Скварчоне. Учился изобразительному искусству, а также латыни у Скварчоне, который пробудил в нём интерес к Античности. В 1445 году был записан в цех живописцев Падуи.

В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе).

Творчество Мантенья

Один из лучших художников Италии XV столетия, Андреа Мантенья обладал глубокими познаниями о древнеримской цивилизации, однако посвятил жизнь преимущественно христианской живописи.

В возрасте 17 лет Мантенья в суде добился независимости от Скварчоне и с тех пор работал как самостоятельный художник. В молодости испытал влияние флорентийской школы, в частности Донателло.

Главным произведением падуанского периода жизни Андреа Мантеньи стали росписи капеллы Св. Христофора в церкви Эремитани. Эта капелла принадлежала семье Оветари.

В 1460 году он становится придворным художником у герцогов Гонзага и остаётся в этой должности до своей смерти.

В своей живописи он следовал традиции флорентинца Мазаччо, но отдавал предпочтение более стойкой темпере, как это было принято у мастеров Венеции.

Один из крупнейших гуманистов Италии, Мантенья был знатоком и собирателем произведений античной культуры. Благодаря в том числе и глубокому пониманию античности, Мантенья стал радикальным новатором живописи.

Работы художника

  • «Битва морских божеств». Ок. 1470. Резцовая гравюра на меди.
  • «Мёртвый Христос». Ок. 1500. Пинакотека Брера, Милан.
  • «Триумф Цезаря». Картон. 1485-1488. Хэмптон-корт, Лондон.
  • «Юдифь». Тушь, перо, кисть.1491. Галерея Уффици, Флоренция.
  • «Шествие святого Иакова на казнь». Фреска в капелле Оветари церкви Эремитани в Падуе. 1449-1455. (Не сохранилась).
  • «Святой Себастьян». 1470
  • «Парнас». 1497. Лувр
  • «Святой Себастьян». 1480-1485
  • Камера дельи Спози замка Сан-Джорджо в Палаццо Дукале (Мантуя). 1474.
  • «Ecce Homo», Музей Жакмар-Андре, Париж
  • «Успение Богородицы». Ок. 1462. Музей Прадо, Мадрид.
  • Алтарь Сан Дзено. 1456-1459. Верона, церковь Сан Дзено.

Библиография

  • 3намеровская Т. П. Андреа Мантенья. - Л., 1961.
  • Лазарев В. Н. Мантенья // Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. - М.: Искусство, 1972. - С. 201-270. - 662 с. - 20 000 экз. (в пер., кор.)
  • Николаева Н. В. Андреа Мантенья. - М.: Искусство, 1980. - 128 с. - 50 000 экз. (обл., суперобл.)

Примерно в 1431 году на свет родился Мантенья . Между 1441 и 1445 годами он был определён в цех живописцев (Падуе) в качестве приемного сына Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара. В его мастерской он проработал до 1448 года. Создание фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе началось для Мантенья в 1449 году. В 1454 году Николозе, будучи дочерью Якопо Беллини (венецианский живописец) и сестрой двух великих виртуозов 15 века (Джентиле и Джованни Беллини ) становится женой Мантеньи.

Между 1456 и 1459 годами мастер создаёт алтарный образ для церкви Сан Дзено (Верона). А в 1460 году Мантенья обосновывается при дворе маркиза Мантуи Лодовико Гонзага . Что же касается 1466-1467 годов, то в это время художник был в Тоскане, а в 1488—1490годах в Риме, а котором согласно просьбе папы Иннокентия VIII его капелла была украшена фресками.

Мантенья был возведён в рыцарское достоинство и при дворе имел большой вес. Семейству Гонзага мастер прослужил до конца жизни (до 13 сентября 1506 года). 16 мая 1446 Мантенья совместно с тремя другими мастерами получил заказ заключающийся в росписи капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани, которая была разрушена в период Второй мировой войны. Большинство работ (1449-1455 годов) были созданы непосредственно Мантеньи, что отразилось на доминанте художественного стиля автора в данном ансамбле.

Сцена Святой Иаков перед Иродом Агриппой в капелле Оветари — пример работ раннего стиля творческого пути Мантеньи. Драпировки, анатомические подробности, архитектурные составляющие прорисованы с особой чёткостью: воздух прозрачный как кристалл, а поверхности предметов представляются упругими и непроницаемыми. Мантеньи был бесконечно увлечён перспективой и искусством Античности, что выражается во всём, к чему он прикасался. Именно в тосканской школе, а быть может даже от самого Донателло или от других флорентийских художников, он приобрёл знание правил линейной перспективы.

Древнеримские монументы всплывают в памяти при виде триумфальной арки на заднем плане фрески. На переднем плане представлены солдаты и рельефы, которые декорируют рамку, взывают к изображениям на античных монетах и скульптурных монументах.
Мантенья выбирает точку зрения снизу вверх для сцены Шествие святого Иакова на казнь. Это было сделано в связи с тем, что фреска была расположена достаточно высоко на стене капеллы. Архитектурная декорация строго подчиняется законам перспективы, а особы переднего плана преподнесены в легком ракурсе.

Картина «Моление о чаше » и другое творчество Мантеньи этого периода дышит жесткой линеарной манерой, в которой выполнены как человеческие фигуры, так и пейзаж с мельчайшими подробностями, пылинками, испещренными скалами.

Картина «Святой Себастьян » — яркий образец проявления увлечённости мастера античной классикой. В работе изображён Святой, который привязан к прекрасной коринфской колонне, оставшейся от разрушенного храма. У ног мученика рассыпаны фрагменты античных мраморов у ног мученика, растения пробиваются сквозь трещины камней.

Роспись Камеры дельи Спози в палаццо Дукале (Мантуе, 1474 год) является одним из самых великолепных примеров пространственно — иллюзионистической манеры автора. Само по себе помещение обладает квадратной формой, но благодаря фрескам оно преобразилось в воздушный, полный лёгкости павильон. Он словно засекречен с двух сторон нарисованными на стенах занавесями, а с двух оставшихся сторон приоткрывающий представление двора Гонзага с пейзажной панорамой на дальнем плане.

Мантенья расчленил свод на компартименты, также поместив в обрамление пышного антикизированного орнамента отображения сцен из классической мифологии и бюстов римских императоров. Верхняя часть свода занята изображением круглого окна, сквозь которое виднеется небо. В сильном перспективном сокращении представлены дорого наряжённые персонажи, смотрящие вниз с балюстрады. Данный фресковый ансамбль — инновация для нового европейского искусства в области создания на плоскости иллюзорного пространства, а также как коллекция портретов семейства Гонзага .

В 1482-1492 годах согласно заказу Франческо Гонзага был написан ряд монохромных картин Триумф Цезаря. Данные творения предназначались для декорирования дворцового театра в Мантуе. К сожалению, они дошли до наших дней в плохом состоянии и находятся во дворце Хэмптон-Корт (Лондон). Длинная процессия, составляющие которой являются античные фигуры, трофеи и доспехи простираются на девяти крупных холстах.

Кульминация действа заключается в прохождении перед Цезарем-победителем.
Мантеньи обладал разносторонними знаниями классической литературы и античного искусства. Данный цикл, а также Мадонне делла Витториа (Париж, Лувр, 1496 год), который был создан в качестве памяти о военной победе Гонзага, свидетельствует об апогее монументальности автора: убедительные и чёткие жесты, широкая трактовка пространства и объёмы форм.

Для кабинета жены Франческо Гонзага — Изабеллы д’Эсте мастер выполнил две композиции (Парнас, 1497 год и Минерва, изгоняющая пороки, 1502 год) на мифологические темы, как стало известно третья работа так и не была завершена. Данные произведения находятся в Лувре. В них уже прослеживаются изменения стиля Мантеньи в пользу мягкости, которые пришли в связи с новым восприятием пейзажа.

1488 год характеризуется выполнением фресковой декорации Капеллы Бельведера для папы Иннокентия VIII. Но она была потеряна из-за расширения Ватиканского дворца во время понтификата Пия VI. Даже, невзирая на ту гипотезу, что всего лишь семь гравюр могут иметь авторство Мантеньи, мастер, несомненно, повлиял на развитие данного вида искусства. Гравюра Мантеньи Мадонна с Младенцем является отражением гармонии сосуществования стиля мастера в графической технике: линии упруги и остры.