Какие есть средства связи частей в сложноподчинённом предложении? Средства связи предикативных частей в сложноподчиненном предложении Строение сложноподчиненных предложений средства связи частей спп.

1 . Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются

подчинительные союзы ,

союзные слова ,

соотносительные местоименные слова (определительные и указательные местоимения и местоименные наречия).

В зависимости от показателей связи различаются сложноподчиненные предложения: 1) союзного типа, 2) относительного типа, 3) местоименно-соотносительного типа, 4) местоименно-союзного соотносительного типа.

Союзы простые (что, чтобы, хотя, если, как, словно и др.)

и составные (потому что, так как, между тем как, несмотря на то что и др.) помещаются в придаточной части и служат показателем ее подчиненности главной.

Союзы, закрепленные за определенными видами придаточных, т.е. с четко выраженной семантикой, называются семантическими (так как, потому что - причинные; хотя, несмотря на то что – уступительные; если - условный и др.). Союзы с неопределенной семантикой, употребляемые в различных видах придаточных и имеющие чисто синтаксическое значение, называются функциональными, или асемантическими (что, как и др.).

Например, союз как может служить для присоединения придаточных частей с разным значением: изъяснительным, сравнительным, временным, условным.

Некоторые составные союзы (так как, потому что и др.) способны расчленяться. В таком случае первая часть союза переходит в главную часть предложения и приобретает функцию соотносительного слова.

Подчинительные союзы причинные, временные, условные могут включать в свой состав так называемые слова-скрепы, которые располагаются в начале главной части предложения.

Это двойные союзы (когда...то, если...то, если...так, как...то и др.): Если перевести на вес, то сушеные белые грибы окажутся во много раз дороже и мяса, и рыбы, и самых редких фруктов, и меда... (Сол.).

Слова-скрепы возможны лишь при препозиции придаточной части, они подчеркивают результативный характер второй части предложения.

В сложных предложениях с сопоставительными отношениями используются парные союзы (чем...тем, если...то и др.):



Чем раньше ты выполнишь работу, тем быстрее освободишься .

Парные союзы, омонимичные союзам со словами-скрепами, отличаются от них тем, что обе части их структурно необходимы, тогда как слова-скрепы могут легко опускаться. Ср.:

Если сегодня погода дождливая, то завтра синоптики обещают солнечную погоду. и Если его лучший друг не может уехать, (то) он останется с ним .

Сложноподчиненные предложения с союзной связью образуют союзный тип .
Относительные (союзные) слова – это местоимения и местоименные наречия, служащие средством связи придаточной части с главной (который, чей, какой, что; где, куда, откуда, как, когда и др.).

Относительные слова располагаются в придаточной части предложения. В отличие от союзов они являются знаменательными словами и потому выполняют функцию одного из членов предложения.

Ср., например, функции слов-омонимов: Ему показалось, чт о его кто-то окликнул . И Он не мог и представить, что теперь ему делать.

В первом предложении слово что выполняет функцию союза, так как оно лишено семантической знаменательности и служит только средством связи и показателем синтаксических отношений между частями сложного предложения.

Во втором предложении что является относительным (союзным) словом, оно, помимо связи, выполняет роль дополнения в придаточной части предложения. Еще пример: Что он хотел мне сказать – я так и не узнал .

Относительные слова, имеющие в качестве омонимов союзы (что, как ), обычно сопровождаются логическим выделением (см. те же примеры). Сложноподчиненные предложения с относительными словами в придаточной части составляют относительный тип.

Соотносительные слова - это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия, находящиеся в главной части СПП и прикрепляющие к себе придаточную часть, которая конкретизирует их значение. Они обычно составляют с союзными словами в придаточной части соотносительные пары. Например:

тот - кто, тот - который, тот - чей, там - где, там - куда, тогда - когда и т.д.

Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову в главной и при помощи союза :

Все квартиры выглядели так, будто много лет никто за ними не ухаживал.

Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они могут быть необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложения, и не обязательны, и тогда используются только в качестве выделительных слов.

Он заметил то , что несколько человек отстали .

Структурная необязательность соотносительных слов в некоторых случаях подчеркивается возможностью слияния их с союзом придаточной части.

для того (,) чтобы … потому (,) чтобы

Таким образом, сложноподчиненные предложения с соотносительными словами в главной части образуют две структурные разновидности:

местоименно-соотносительный тип (при наличии соотношения местоименных слов в главной и придаточной частях) и

местоименно-союзный соотносительный тип (при соотношении местоименного слова в главной части и союза - в придаточной).

2. Наряду с союзами, союзными и соотносительными словами в СПП могут быть и другие структурные средства , например:

порядок расположения частей , соотношение глагольных форм , входящих в главную и придаточную части сложноподчиненного предложения,

интонация ,

лексико-морфологический характер слова , к которому относится придаточная часть,

некоторые особые лексические элементы.

Порядок следования частей СПП разных типов неодинаков: он может быть строго определенным или свободным.

Это зависит от структурно-семантической природы предложения в целом. Некоторые структурно-семантические типы СПП имеют строго закрепленный порядок следования частей.

Так, придаточная часть всегда следует за главной в местоименно-союзных соотносительных предложениях.

Другие – союзный, относительный, местоименно-соотносительный – более свободны в отношении порядка расположения частей.

Определенность порядка частей объясняется разными причинами, как структурными, так и семантическими, а чаще совмещением и того и другого.

Некоторые союзы способны присоединять придаточную часть, только следующую за главной.

Так, придаточные с союзами ибо, благо, потому что, так что располагаются только после главной части.

Придаточные с условными, временными союзами , занимающие обычно свободное положение по отношению к главной части, но при употреблении соотносительных слов обязательна препозиция придаточной части:

Если ты придёшь вечером, то я помогу решить эту задачу .

Придаточные присоединительные закрепляются в постпозиции, т.к. несут добавочное сообщение. Расположение их перед главной частью, крайне редкое.

Соотношение глагольных форм частей СПП также является синтаксическим средством их связи.

Видо-временные формы глаголов первой части предложения (независимо от того, главная она или придаточная) обычно предполагают определенные формы второй части. Особенно в тех случаях, когда между частями СП имеются отношения взаимного подчинения: Стоило внимательнее рассмотреть чертёж, как всё бы стало очевидным .

В качестве средства связи выступают сочетангия: что касается... то; дело в том, что ... Глагол касаться и существительное дело в таких конструкциях теряют свое основное лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы:

Конструктивным показателем является и лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть.

Так, имена существительные при распространении предполагают определительную часть,

а глаголы, краткие прилагательные, безлично-предикативные слова - изъяснительную:

Он начал работать с быстротой, которая смешила присутствующих ;

После чая стали обсуждать, чем бы наполнить этот весело начатый день ;

Неизвестно, кто будет выступать первым ;

Жалко, что вы так поздно сказали мне об этом .

Если в некоторых случаях имена существительные и присоединяют изъяснительную часть, то это существительные определенной семантической группы, а именно: со значением речи, мысли, сообщения, т.е. значением, свойственным глагольным словам.***

Придаточные при таких существительных осложняются определительным оттенком значения:

Интонации как средства связи в СПП объединяет его части в единое целое.

Таким образом, структура СПП определяется как синтаксическими средствами связи, так и лексико-морфологическими свойствами слов, участвующих в его построении.

1. Сложноподчиненное предложение (СПП) - это сложное предложение, которое состоит из неравноправных частей, где одна часть находится в зависимости от иной. Независящая часть именуется главной частью, а зависимая - придаточной . Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

2. Придаточные предложения отделяются от головного запятыми. В том случае придаточное предложение стоит посреди головного, то придаточное предложение отделяется от головного с 2-ух сторон.

3. Придаточное предложение может занимать различное место по отношению к главной части.

  • перед основным предложением :
  • Пока супруга готовила завтрак, Данилов вышел в огород .

    (Пока ),

  • Придаточные могут стоять после головного предложения :
  • Он остался тут с тем , чтоб быть у вас в студии послезавтра.

    , (чтоб )

  • Придаточные предложения могут стоять посреди головного предложения :
  • В том , что деньги пропали, уже никто не колебался .

    [В том , (что ), ]

    Примечание. Главные части выделены жирным шрифтом, союзы (союзные слова) - курсивом.

    4. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в основном либо ко всему главному предложению .

    К одному слову в основном предложении относятся последующие типы придаточных:

  • определительные;
  • изъяснительные;
  • обстоятельственные вида действия и степени.
  • Ко всему главному предложению обычно относятся последующие типы придаточных:

  • придаточные места, времени, предпосылки, следствия, сопоставления, цели, условия, уступки (другими словами обстоятельственные типы придаточных, не считая придаточных вида действия и степени).
  • 5. Класс придаточной части определяется на основании постановки вопроса от главной части к придаточной. Нельзя найти класс придаточной части по типу союза либо союзного слова. Так, к примеру, слова когда , где могут присоединять разные по значению придаточные части, а не только лишь придаточные со значением времени, места:

  • Я спросил (о чем?) , когда прибывает поезд.
  • День (какой?) , когда мы ездили на море, был солнечным.
  • Позвони мне (когда?) , когда приедешь. (Придаточное времени).
  • Я спросил (о чем?) , где есть возможность приобрести учебники. (Придаточное изъяснительное).
  • Город (какой?) , где прошло мое детство, очень поменялся. (Придаточное определительное).
  • Там (где?) , где мы шли, было очень сыровато. (Придаточное места).
  • Необыкновенную группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в каких вопрос к придаточной части не ставится.

    6. Средствами связи придаточного и головного предложений являются подчинительные союзы либо союзные слова (и те и другие находятся в придаточной части), также указательные слова (в главной части предложения).

    В российском языке представлены последующие группы подчинительных союзов :

    1) временные: когда , пока, только, только ;

    2) причинные: потому что , так как , ибо ;

    3) условные: в том случае , если ;

    4) мотивированные: чтоб ;

    5) уступительные: хотя ;

    6) следствия: так что ;

    7) сравнительные: как , как будто , как будто , чем ;

    8) изъяснительные: что , как , ли, чтоб .

    Примечание. В российском языке есть огромное количество производных союзов, составленных из

    Обычных союзов и указательных слов: после того как, невзирая на то что, для того чтоб, благодаря тому что;

    2-ух обычных союзов: словно, как ;

    Обычных союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтоб, в силу того что, с того времени как, в итоге чего и др.

    7. Союзные слова могут быть выражены

  • относительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько и др.), которые могут стоять в разной форме;
  • местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, для чего, как и др.). В отличие от союзов союзные слова не только лишь служат средством связи частей СПП, да и являются членами предложения в придаточной части.
  • Примечание. Некие союзные слова (что, как, когда, чем - форма местоимения что ) омонимичны союзам. Для их разграничения нужно попробовать поменять союзное слово (являющееся местоименным) на знаменательное (в том случае такая альтернатива невозможна - это альянс), также поставить на него фразовое ударение. К примеру:

    Я знаю, что он придет - альянс;

    Я знаю, что (= какую вещь) он принесет - союзное слово, дополнение. См. тщательно Как различать союзы и союзные слова.

    Аспектом разграничения нередко может служить класс придаточного предложения, так как некие из их присоединяются только союзами либо только союзными словами.

    Союзы и союзные слова обычно стоят сначала придаточного предложения и служат показателем границы меж основным и придаточным. Исключение составляет альянс ли , который находится посреди придаточного предложения: Я не знаю, придёт ли он завтра.

    8. Указательные слова находятся в основном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестником придаточного предложения. Потому почти всегда указательное слово может дать подсказку вам, к какому типу относится придаточное предложение:

    Он возвратился в тот город, где провёл молодость (тот - указательное слово, определение; придаточное определительное);

    Он остался с тем , чтоб доказать свою невиновность (с тем - указательное слово, событие цели; придаточное цели);

    Прочтите так , чтоб никто не видел записки (так - указательное слово, событие вида действия, меры и степени; придаточное вида действия и степени).

    Союзы и союзные слова - главные средства связи в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в основном предложении могут быть, а могут и не быть.

    9. План разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

  • Указать класс сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  • Именовать главное предложение и придаточное (выделить грамматические базы).
  • Указать вид придаточной части (найти по вопросу от главной части либо от слова в главной части).
  • Указать, каким образом придаточное предложение связано с основным предложением (средства связи, место придаточной по отношению к главной части)
  • Выстроить схему предложения.
  • Эталон разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

    1В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 2который привязывает к ногам пудовые гири.

  • Предложение сложноподчинённое; состоит из 2-ух частей.
  • Предложение 1 - главное, грамматическая база бегун участвует ; предложение 2 - придаточное, грамматическая база который привязывает .
  • Придаточная часть - определительная (бегун (какой?) , который привязывает к ногам пудовые гири ); она относится к подлежащему бегун , выраженному существительным.
  • Средство связи - союзное слово который ; придаточная часть стоит после главной.
  • [ сущ. ], (который )
  • Источники:

  • Глава «Общая черта сложноподчинённых предложений» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс российского языка»
  • Статья «Синтаксический разбор. Сложноподчиненное предложение» на веб-сайте gramma.ru (тщательно, как найти класс придаточной части в сложноподчинённом предложении)
  • Дополнительно:

  • Упражнения к теме «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одной придаточной»
  • Дополнительно на сайт:

  • Где отыскать материал по теме «Двоеточие в сложноподчиненном предложении»?
  • Где отыскать материал по теме «Тире в сложноподчиненном предложении»?
  • Какие есть виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными?
  • Что такое «неоднородное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Что такое «однородное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Что такое «параллельное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Каковой порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными?
  • Где отыскать эталоны анализа сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными?
  • Какая схема сложноподчинённого предложения именуется вертикальной, а какая горизонтальной?
  • Какие есть разряды подчинительных союзов?
  • Как отличить союзы от других частей речи?
  • Каковы условия нерасчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Каковы условия неотклонимого расчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Какое есть норма о постановке запятой в предложении с союзами «благодаря тому что», «в то время как» и т.п.?
  • Как верно: «потому что» либо «потому, что»?
  • 1 Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения 2 Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете Что между ними общего и чем они различаются 3 Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении 4 Какое место по отнашению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные 5 Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные 6 Расскажи о видах сложноподчиненных предложений, приведитее примеры

    1 Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
    2 Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете Что между ними общего и чем они различаются
    3 Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
    4 Какое место по отнашению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные
    5 Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные
    6 Расскажи о видах сложноподчиненных предложений, приведитее примеры

    • Сложносочиненное предложение-это сложное предложение с союзами.Части этого предложения соединенны сочинительными союзами

      Сложноподчиненное предложение-это союзное предложение,но одна часть предложениязависит от другой.

      Отличия в CПП.
      ========================================================
      ВCПП средства связи -этоподчинительные союзы и союзные слова. Общее у обоих типов предложений это то, чтоони являются средствами связи,
      Отличияв том, что союзы не являются членами придаточного предложения, когда союзные слова наоборот являются.

      Указательные слова помогают связывать предложения.Они могут быть указателельными наречиями или местоимениями.Они всегда стоят в главном предложении.
      ==========================================================
      Любое место в предложении,могут стоять перед,после главного слова.
      ==========================================================
      Обстоятельственные придаточные: места,образа действия и степени, цели, условия,следствия, уступки,времени,сравнения,причины.
      =========================================================
      Изъяснительными: Мама знала,что дома нет еды.
      Определительными: Алесей купил тот продукт, который рекомендовал ему продавец.
      Обстоятельственными, которые,делятся на:
      Места: Мы приехали туда, где начинался этот красивейший водопад.
      Времени: это произошло, когда он пришел к нам в школу.
      Условия: Если он начнет выполнять, то и я начну тоже.
      Причины: Андрей опоздал, потому что не было автобуса.
      Цели: Маша прибежала домой, чтобы забрать свои вещи.
      Следствия: Уже стало холоднотак,что я одел теплую курту.
      Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
      Сравнения: Он так же быстро работал,как его когда-то учил отец.
      Меры и степени: Он виновен в той же мере, что и мы все.
      Образа действия: Уже было темно,как и должно быть в вечернее время.
      ==========================================================

    § 10. Средства связи частей
    сложноподчинённого предложения
    Придаточные предложения присоединяются к
    главному или к другому придаточному подчинитель
    ными союзами и союзными словами. Подчинитель
    ные союзы не являются членами придаточных пред
    ложений, а служат только для присоединения при
    даточных к главному или другому придаточному:
    Не забывай, что рядом с тобой человек.
    Союзные слова не только прикрепляют придаточ
    ное предложение к главному или другому придаточ
    ному, но и являются членами придаточных предло
    жений: Вспомни песни, что пел соловей.
    (И. Бунин)
    Что - дополнение.
    Чтобы отличить союз от союзного слова, надо пом
    нить:
    1) в некоторых случаях союз можно опустить,
    а союзное слово нет: Когда он приедет, я поговорю
    с ним
    (Он приедет - я поговорю с ним );
    2) союз можно заменить только другим союзом,
    союзное слово можно заменить только словом само

    51
    стоятельной части речи: Когда он приедет, я не знаю
    (например, скоро , завтра , поздно и др.);
    3) к союзному слову можно задать вопрос и опре
    делить, каким членом предложения оно является:
    Зайцы отлично понимали, что значат следы со
    бачьих лап на дороге.

    (Д. Мамин Сибиряк)
    (значит
    что? - что );
    4) кроме того, на союзное слово падает логическое
    ударение: Кто может знать, что ждёт меня?
    (А. Пушкин)
    73. Внимательно изучите таблицу. Пользуясь данной информаци
    ей, расскажите о средствах связи частей сложноподчинённого
    предложения. Составьте и запишите предложения с несколькими
    союзами и союзными словами, представленными в таблице.
    74. Спишите, вставляя подходящие по смыслу подчинительные
    союзы. Поставьте вопросы к придаточным предложениям .
    1) Мы с Алёнкой очень хотели, ... отец как следует от
    дохнул.
    (В. Козлов )
    2) Уже солнце начинало прятаться за
    снеговой хребет, ... я въехал в Койшаурскую долину.
    (М. Лермонтов )
    3) Теперь то мы точно знаем, ... остров не
    обитаемый.
    (В. Козлов )
    4) Герасим вырос большой и могу
    чий, ... дерево растёт на плодородной почве.
    (И. Тургенев )
    Только подчинительные союзы
    Только
    союзные
    слова
    И союзы,
    и союзные
    слова
    простые
    составные
    Чтобы, пока,
    будто, словно,
    если, раз,
    лишь, точно
    Оттого что, как буд
    то, потому что, так
    как, с тех пор как,
    в связи с тем что,
    лишь только с тем
    чтобы, ввиду того
    что, вследствие того
    что
    и др.
    Кто, какой,
    который,
    каков, чей,
    сколько, где,
    куда, отку
    да, почему,
    зачем
    и др.
    Что,
    когда, как

    52
    5) Журавли летели быстро быстро и кричали грустно, ...
    звали с собой.
    (А. Чехов )
    6) В сенях дуло со всех сторон, ...
    ... едва не погасла свеча.
    (А. Чехов )
    7) В степи было тихо,
    пасмурно, ... ... ... солнце поднялось.
    (А. Чехов )
    8) Я надел
    старую шинель и взял зонтик, ... ... шёл дождь.
    (Н. Гоголь )
    Союзы для вставок
    : чтобы, что, почему, когда, как,
    хотя, потому что, так что, будто, несмотря на то что.
    75. Спишите, вставляя вместо точек союзное слово который или
    какой
    в нужной форме . Укажите, какими членами предложения
    являются союзные слова в придаточном предложении.
    Образец: Был тот особенный вечер,

    только на Кавказе.

    (Л. Толстой)
    1) В октябре установилась такая тёплая погода, ... бы
    вает только в горных долинах. 2) Материал, ... был со
    бран юными следопытами, заинтересовал редакцию га
    зеты. 3) Больших успехов добиваются люди, ... отдают
    все силы. 4) Внимание его привлёк звук, ... послышался
    сверху. 5) Облака, ... медленно плыли по небу, исчезали
    за лесом. 6) По вечерам из ущелья дует ветер, ... приносит
    прохладу. 7) Спортсмены, ... успешно закончили состяза
    ния, собрались улететь на родину. 8) Перед ним раскину
    лось холмистое поле, ... заросло травой. 9) Пустынная по
    левая дорога, по краям... росли абрикосы, яблони, тутов
    ник, привела нас к прудам, заросшим камышом.
    76. Прочитайте и сравните два предложения. Определите, в каком
    из них что является союзным словом (на него падает логическое
    ударение, оно отвечает на вопрос и является членом придаточного
    предложения), в каком - подчинительным союзом (не отвечает на
    вопрос, не является членом предложения, на него не падает логи
    ческое ударение).
    1) Я не знаю, что будет со мною.
    (С. Есенин )
    2) Воздух так чист, что видна каждая ветка.
    (В. Инбер )
    какой бывает

    53
    77. 1. Запишите предложения, распределив их на две группы:
    а) предложения с союзами; б) предложения с союзными словами.
    Вставьте пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.
    1) С уд..вител..ной любовью и тонким вкусом укра
    шали карелы бытовые предметы, которые окружали их в
    повседневной жизни. 2) Очень красива восточная часть
    края коми, где много холмов, реки довольно быстры,
    чисты и пр..зрачны. 3) В 1930 году был создан Печо
    ро Илычский заповедник, чтобы охр..нять и изучать
    уникал..ную природу этих мест. 4) В начале XX века
    промышленность в северных регионах России носила
    кустарный и полукустарный характер, поэтому пр..д
    приятий фабрично заводского типа было мало. 5) Мордо
    вия - индустриально аграрная республика, чей вклад
    в народно хозяйственный комплекс Российской Федера
    ции занимает важное место. 6) У манси сохраняются по
    стоя..ые и време..ые пос..ления, так как промысловое
    хозяйство требует пер..езда с одного места на другое .
    (Из сборника «От Карелии до Урала» )
    2. Определите, каким членом предложения являются союзные сло
    ва в сложноподчинённых предложениях.
    78. Прочитайте предложения вслух с нужной интонацией. Спи
    шите, определяя, чем придаточная часть присоединяется к глав
    ной - союзом или союзным словом. Сравните произношение пред
    ложений с союзами и союзными словами.
    1) Павел Петрович спросил Аркадия, где его новый
    приятель.
    (И. Тургенев )
    2) Всю ночь казалось, что кто то
    ломится в дверь.
    (И. Ильф, Е. Петров )
    3) Теперь пусть са
    мый сообразительный из вас скажет, какая разница
    между буквой и звуком. 4) Зарядив винтовку, Андрей
    вновь поднялся над грудой камней, соображая, куда на
    до стрелять.
    (М. Бубённов )
    5) Неравнодушен я к ней толь
    ко потому, что она ко мне неравнодушна.
    (И. Эренбург )

    54
    6) Я вернусь, когда раскинет ветви по весеннему наш бе
    лый сад.
    (С. Есенин )
    7) Павлик остановился, раздумывая,
    куда ему теперь направиться.
    (А. Гайдар )
    8) Всякий че
    ловек знает, что значат добрые семена для хозяйства.
    (В. Песков )
    9) По колыхавшимся верхушкам лопухов
    можно было догадаться, что кто то осторожно ползёт по
    земле.
    (А. Гайдар )
    10) Не помню, где я слышал эту притчу,
    но очень люблю её.
    (В. Астафьев )
    79. Прочитайте стихотворение, определите его основную мысль.
    Найдите в тексте сложноподчинённые предложения. Укажите
    средства связи придаточных предложений с главными. Выучите
    стихотворение наизусть.
    РАЗГОВОР С РОССИЕЙ
    Окрасилась ярким румянцем осина,
    Пылают рябины багряного дня.
    - В чём сила твоя?
    Отвечай мне, Россия!
    - В том сила моя, что ты любишь меня!
    Работают н
    ˆа поле люди простые,
    А в небе звучит журавлиная грусть.
    - В чём слава твоя?
    Отвечай мне, Россия!
    - В том слава моя, что я честно тружусь.
    (В. Боков )
    80. Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите союзы и со
    юзные слова. Укажите, на какие вопросы отвечают союзные слова
    и какими членами предложения являются.
    1) Дайте дело такое чтобы сердце горело.
    (Л. Ошанин )
    2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незна
    комый лес.
    (А. Пушкин )
    3) До Пушкина ещё никто не
    писал таким лёгким и живым языком в котором соеди
    нялись бы простота и поэтическая прелесть.
    (Н. Чернышев

    55
    ский
    4) Я ему молвить боялась как я любила его.
    (Н. Не
    красов
    5) Что в ней тогда происходило я не берусь вам
    объяснить.
    (М. Лермонтов )
    6) Он говорил о временах гря
    дущих когда народы распри позабыв в великую семью
    объединятся.
    (А. Пушкин )
    7) Я помню как детьми с румя
    ными щеками по снегу хрупкому мы бегали с тобой.
    (Я. Полонский )
    8) Что она натура честная это мне ясно .
    (И. Тургенев )
    9) Я пригласил вас господа с тем чтобы сооб
    щить вам пренеприятное известие.
    (Н. Гоголь )
    10) Из лес
    ного оврага на дне которого бежал маленький родничок
    неслось воркованье диких голубей.
    (С. Аксаков )
    81. Спишите пословицы, расставляя знаки препинания и опреде
    ляя средства связи. Союзы заключите в овал, союзные слова под
    черкните как члены предложения.
    1) Не откладывай на завтра то что можно сделать се
    годня. 2) Кто любит трудиться тому без дела не сидится.
    3) Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть. 4) Куда ветер
    дует туда и тучки бегут. 5) Если весело живётся работа
    спорится. 6) Не всё то золото что блестит. 7) Каков у тебя
    друг, таково к тебе и уважение. 8) Скучен день до вечера
    если делать нечего. 9) Где силой взять нельзя там надоб
    на ухватка. 10) Каков корень, таков и плод.
    82. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения:
    а) с союзами: чтобы, если, так как, пока ; б) с союзными словам: где,
    куда, откуда
    ; в) с союзами / союзными словами: что, как, когда .
    83. Прочитайте. Найдите сложноподчинённые предложения с сою
    зами и союзными словами. Укажите, какими членами предло
    жения являются союзные слова в придаточных предложениях.
    МЕДИЦИНА
    В Древней Греции поклонялись многим богам, среди
    которых был бог, ведавший вопросами медицины , Аск
    лепий.

    56
    У бога врачевания было много детей. Среди них бы
    ли две дочери богини, которые помогали отцу враче
    вать.
    Одну звали Панацея, в её обязанности входило исце
    ление больных. Её именем начали называть все силы,
    способные оказывать помощь страдающим. Мы и сейчас
    нередко говорим панацея от всех бед , понимая под этим
    средство, помогающее во всех случаях жизни.
    Вторую дочь звали Гигиея. Её задачей было следить,
    чтобы люди не теряли здоровья. Гигиея изображалась
    молодой женщиной со змеёй, которую она кормила из
    чаши. В наши дни чаша со змеёй - эмблема медицины.
    Отрасль медицины, которой ведала богиня Гигиея, стали
    называть гигиеной.
    Так уже задолго до нашей эры люди догадались,
    что медицина должна иметь два направления: одно -
    лечить больных, второе - сохранять здоровье здоро
    вых.
    (Из Интернета )
    § 11. Роль указательных слов
    в сложноподчинённых предложениях
    В главной части сложноподчинённого предложе
    ния иногда употребляются указательные слова: тот,
    там, туда, тогда, оттуда, столько, все, всё,
    каждый, всякий, везде, никто
    и др. Они являются
    членами главного предложения, указывают на то,
    что при главной части имеется придаточная, помога
    ют выяснить тип придаточного, выделить в главном
    то слово или словосочетание, которое поясняется
    придаточным. Например: Успевает всюду тот
    (кто?), кто никуда не торопится .
    (М. Булгаков)

    57
    84. Прочитайте предложения. Достаточно ли представленной в них
    информации для понимания смысла? Какие слова указывают на то,
    что ситуация отражена неполно и требует пояснения? Поясните глав
    ные предложения с помощью придаточных предложений в скобках.
    Укажите, к какому слову в главном относится придаточное.
    1) Важно было то...
    2) Слово должно соответствовать тому...
    3) Мы все любили его за то...
    4) Дождь прошёл так быстро...
    5) Он взглянул туда...
    6) Река так ярко блестит на солнце...
    7) Ветер дул с такой силой ...
    (что глазам больно, куда показала Ольга, что земля
    не успела промокнуть, что стоять было невозможно, что
    он не похож на всех, что оно выражает, что его никто не
    заметил).
    85. Найдите в предложениях указательные слова. Определите, ка
    кими членами предложения они являются и какими частями речи
    выражены.
    1) Было так тихо, что жук слышал шелест листа пе
    ред собой.
    (К. Паустовский )
    2) Пустыня покоряется тем,
    кто не боится её суровых будней.
    (В. Песков )
    3) Грей так
    задумался, что позабыл о хозяине.
    (А. Грин )
    4) Половину
    царства я отдам тому, кто меня вылечит.
    (Л. Толстой )
    5) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
    (Л. Толстой )
    6) Близкого человека только тогда и поймёшь
    вполне, когда расстанешься с ним.
    (И. Тургенев )
    7) Вы
    стрелы раздавались на дворе того барского дома, в кото
    ром Петя был вчера ночью с Долоховым.
    (Л. Толстой )
    8) Простое человеческое горе так наполнило мою жизнь,
    что для других чувств места больше не было.
    (В. Набоков )
    9) Вещи лежали в тех небрежных положениях, которые
    они принимают в отсутствие людей.
    (В. Набоков )
    10) О та

    58
    кой дружбе, которая не выдерживает прикосновения го
    лой правды, не стоит и жалеть.
    (Д. Писарев )
    86. Прочитайте текст. Найдите сложноподчинённые предложения
    с указательными словами и дайте им полную характеристику.
    Перед человеком раскинулся большой город, кото
    рый легко помещается на письменном столе. Это только
    макет. Но архитектор уже видит движение на его ули
    цах. Он думает, что вот этот перекрёсток, который нахо
    дится в центре города, нужно раздвинуть, чтобы свобод
    но проходили автомашины. Детский сад придвинуть
    ближе к тому большому дому, в котором будет жить мно
    го ребятишек. А в пространстве между домами хорошо
    бы предусмотреть такую спортивную площадку, чтобы
    хватило места ребятам и зимой, и летом.
    Чтобы замыслить новый город, нужно знать не толь
    ко законы архитектуры. Архитектор должен хорошо
    знать и любить тех, для кого он «придумывает» город.
    (Из газеты )
    87. Прочитайте. Укажите главные и придаточные предложения.
    Спишите, расставляя знаки препинания и включая, где это необ
    ходимо, в главное предложение указательное слово. Подчеркните
    указательные слова как члены предложения, сверху укажите, ка
    кой частью речи они выражены.
    1) Я не сразу обнаружил на небе... созвездие о кото
    ром нам рассказывали в планетарии. 2) Мы шли по...
    тропинке, которая вела к реке. 3) Он рассказал нам...
    как живут оленеводы. 4) Я... устал что не мог идти.
    5) Нас встречали... где был назначен общий сбор участ
    ников соревнований. 6) Мать была довольна... как я
    отлично закончил полугодие. 7) Докладчик начал своё
    выступление с... что задал нам несколько вопросов.
    8) Ты должен мне помочь... когда я тебя попрошу.

    59
    ЧИТАЕМ, ГОВОРИМ, ПИШЕМ
    88. 1. Прочитайте текст.
    Начинался подъём на хребет. Я взял направление по
    отрогу
    , покрытому осыпями. Интересно наблюдать,
    как приспосабливаются деревья, растущие на камнях.
    Кажется, будто они сознательно ищут землю и посыла
    ют к ней корни по кратчайшему направлению. Через час
    мы вступили в область произрастания мхов и лишай
    ников
    .
    Откуда мхи и лишайники добывают влагу? Вода
    в камнях не задерживается, а между тем мхи растут
    пышно. На ощупь они чрезвычайно влажны. Если мох
    выжать рукой, то из него капает вода. Ответ на заданный
    вопрос нам даёт туман, потому что он то и есть постоян
    ный источник влаги. Мхи получают воду не из земли,
    а из воздуха. Так как в Зауссурийском крае летом и вес
    ною туманных дней несравненно больше, чем солнеч
    ных, то пышное развитие мхов среди осыпей становится
    вполне понятным.
    Но вот и мхи остались позади. Теперь начались гольцы .
    Это не значит, что камни, составляющие осыпи на вер
    шинах гор, голые. Они покрыты лишаями, которые тоже
    питаются влагой из воздуха. В зависимости от времени
    года они становятся или сухими, или делаются мягкими
    и влажными.
    (По В. Арсеньеву )
    Отр
    ˆог - боковая часть горной цепи, отделившаяся
    от главного хребта.
    Лиш
    ˆайник - растение, растущее на камнях, коре де
    ревьев.
    ˜Осыпь - осыпавшиеся обломки горных пород.
    Гольц
    ˆы - название безлесных горных вершин в Си
    бири.

    60
    2. Найдите в тексте ответы на вопросы.
    1) Что было интересно наблюдать, поднимаясь на хре
    бет?
    2) Что загадочно во мхах?
    3) Откуда мхи берут влагу?
    4) Что одинаково в произрастании мхов и лишайников?
    3. Озаглавьте текст.
    4. Укажите сложноподчинённые предложения. Назовите средства
    связи их частей. В каких предложениях использованы двойные
    союзы?
    5. Смысл приведённых предложений выразите сложноподчинён
    ными предложениями.
    1) Я взял направление по отрогу, покрытому осыпя
    ми. 2) Камни, составляющие осыпи на вершинах гор, не
    голые, они покрыты лишаями.
    6. Из простых предложений составьте сложноподчинённые с сою
    зом или союзным словом, используя указательные слова.
    1) Мхи растут пышно. Весною много туманных дней.
    2) Путешественники шли. Вершины гор покрыты ли
    шаями.
    3) Интересно наблюдать. Деревья, растущие на кам
    нях, приспосабливаются.
    7. Перескажите текст, употребляя сложноподчинённые предложе
    ния.
    8. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, ис
    пользуя указательные слова, а также союзы и союзные слова.
    1) тот - кто
    5) там - где
    2) то - что
    6) туда - где
    3) такой - какой
    7) туда - куда
    4) такой - который
    8) так - чтобы
    ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
    1. Найдите сложноподчинённое предложение. (Знаки препи
    нания не расставлены.)

    61
    а) Странный старичок говорил очень протяжно звук
    его голоса также изумил меня.
    б) Лось ушёл зато рядом раздавался звук, издаваемый
    слабым существом.
    в) Живопись Левитана как считают искусствоведы
    отражает неброскую красоту средней полосы России.
    г) Деревья кругом куда ни взглянешь были все золо
    тые или красные.
    2. Укажите сложноподчинённое предложение.
    а) Погода была холодная, ветреная, так что сугробы
    намело выше окон.
    б) То падал как будто туман, то вдруг припускал ко
    сой крупный дождь.
    3. Укажите сложноподчинённое предложение.
    а) С приближением к морю всё больше исчезали ши
    роколиственные древесные породы, зато преобладаю
    щим сделались славянская ель, белокорая пихта.
    б) Я давно мой край оставил, где цветут луга и чаши.
    4. Укажите, какая часть сложного предложения является при
    даточной.
    (1) Я опустил руку в воду, (2) чтобы узнать направле
    ние течения.
    (В. Арсеньев )
    а) 1;
    б) 2.
    5. Укажите, какая часть сложного предложения является
    главной.
    (1) Через окно я увидел, (2) как большая серая птица
    села на ветку клёна в саду.
    а) 1;
    б) 2.

    62
    6. В каком ряду все перечисленные слова являются подчини
    тельными союзами?
    а) который, куда, также;
    б) если, так как, чтобы;
    в) и, однако, откуда.
    7. Определите, чем являются выделенные слова - союзами
    или союзными словами.
    а) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я ды
    шал и жил.
    б) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он
    гостил этим летом.
    в) Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно
    ложилось на музыку.
    г) Тот, кто видел хоть однажды этот край, никогда его
    не сможет забыть.
    8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

    Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой
    (3) недавно собирал грибы.
    а) 1;
    б) 1, 3;
    в) 3;
    г) 2, 3.
    9. Определите место придаточной части в предложении.
    Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском ог
    ней, роскошью декораций и костюмов, эффектными ми
    зансценами, а идеями драматурга.
    а) перед главным предложением;
    б) после главного предложения;
    в) в середине главного предложения .

    63
    10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
    месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Нам понадобится проводник (1) в надёжности
    (2) которого (3) не было бы сомнений.
    а) 1;
    б) 2, 3;
    в) 3;
    г) 1, 3.
    11. В каком предложении допущена пунктуационная ошиб
    ка?
    а) Для того чтобы правдиво сыграть любую роль,
    прежде всего нужно найти зерно художественного обра
    за.
    б) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда
    над головой светят звёзды и всё в лесу примолкает.
    в) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если
    в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно
    надо ждать затяжного дождя.
    12. Сделайте синонимическую замену простого предложе
    ния с причастным оборотом сложноподчинённым предложе
    нием.
    На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают
    богатые урожаи кукурузы.
    13. Какое предложение соответствует схеме: (), ?
    а) Если вы будете изучать русский язык, страстно лю
    бить его, то вам откроется мир безграничных радостей,
    ибо безграничны сокровища русского языка.
    б) Когда идёт снег, не очень то хочется идти домой.
    14. Какая схема соответствует предложению? (Знаки препина
    ния не расставлены.)

    64
    Пока я одевался солнечное пятно на полу исчезло сов
    сем.
    а) (), .
    б) , ().
    в) [, (), ].
    15. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
    Умение сказать именно то что нужно и именно так
    чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения вели
    кое умение которое даётся очень немногим и которым
    никто не имеет права пренебрегать.
    16. Придумайте начала и запишите полученные предложе
    ния.
    а) ..., как будто хотел мне что то сказать.
    б) ..., что слушали, не проронив ни слова.
    17. Допишите сложноподчинённые предложения.
    а) Узнайте, пожалуйста, ... .
    б) С тех пор как мы поселились у озера , ... .
    в) Девушка так мило улыбалась, ... .
    г) Мне нравятся песни, ... .
    18. Соедините придаточные предложения с главными.
    1) Через 10 лет я приехал туда,
    а) комната наполнилась арома
    том сирени.
    2) Когда я открыл окно,
    б) мы выбежали босиком на
    улицу.
    3) Я не знаю,
    в) где прошло моё детство.
    4) Как только кончился тёплый
    летний ливень,
    г) где проходит граница между
    Европой и Азией.

    65
    19. Расставьте запятые, начертите схемы предложений.
    а) Уже смеркалось когда мы приехали домой.
    б) С тех пор как я себя помню помню и Наталью Са
    вишну.
    в) Вот и теперь когда я вошёл в комнату Карл Ивано
    вич взглянул на меня исподлобья.
    г) Где любовь и совет там и горя нет.
    20. Из двух простых предложений составьте сложное.
    а) Я учился в школе. Брат работал на заводе.
    б) Кончился дождь. Всё стихло, как будто замерло.
    в) Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
    21. Сконструируйте из двух простых предложений сложнопод
    чинённые, начертите схемы.
    а) Мы прибежали на вокзал. Поезд уже отправлялся.
    б) Ночная роса и горный воздух освежили мою горя
    чую голову. Мысли пришли в обычный порядок.
    в) Сломя голову он кинулся туда. Доносились крики
    о помощи.
    г) Я нашёл гриб. Гриб оказался боровиком.
    22. Дополните простые предложения придаточными. Преобра
    зуйте предложения.
    а) Я летел самолётом туда...
    б) Они свернули в сторону и шли по скошенному
    лугу...
    в) В школе сообщили о том...
    г) Из результатов опыта ясно...

    66
    Виды сложноподчинённых
    предложений в русском языке
    По значению и строению сложноподчинённые
    предложения делятся на три группы, которые соотно
    сятся с тремя группами второстепенных членов пред
    ложения: определительные, изъяснительные, обсто
    ятельственные.

    Цель:

    • научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
    • определять средства связи придаточного с главным;
    • правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

    Задачи:

    1. Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
    2. Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
    3. Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
    4. Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
    5. Развивать мыслительную деятельность учащихся.
    6. Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
    7. Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.

    Оборудование:

    • презентация, карточки с текстом для анализа;
    • карточки с лингвистическим текстом;
    • оценочная карта для каждого ученика.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.

    II. Мотивационный этап.

    1) Письменный опрос.

    На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.

    1. Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
    2. Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
      И трещит, и пытает костер.
    3. Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
    4. Деревья быстро пожелтели.
    5. Покраснела рябина, посинела вода.

    1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:

    1. СПП, интонация, союз.
    2. ССП, интонация, союз.
    3. ССП, интонация, союз.
    4. БСП, интонация.

    2) Фронтальный опрос.

    В каком разделе языкознания изучается предложение?

    На какие группы делятся все предложения?

    В чем отличие простого предложения от сложного?

    Какие виды предложений вы знаете?

    В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

    Какие средства связи между частями предложения?

    Какой вид предложений мы уже изучили?

    3) Целеполагание.

    Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)

    Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)

    III. Операционно-познавательный этап.

    1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.

    Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?

    Что обозначает главное предложение?

    Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

    К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)

    Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

    Чем интересны следующие предложения?

    (Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)

    2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.

    Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.

    Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)

    Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.

    Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.

    Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые спорят о его подлинности.
    (Энциклопедия для детей. Русская литература.)

    Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.

    Работать будем в группах.

    Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.

    Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:

    1. […глагол], (что…).
    2. (Когда…), […].
    3. […ук.сл. + сущ.], (которое…).

    В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)

    Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.

    Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.

    Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)

    IV. Рефлексивно-оценочный этап.

    Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):

    Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения, входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью _________, _________, а также _________. Придаточное предложение может относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________. Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному:
    _________, если находится после или перед главным;
    _________, если находится внутри главного.
    Место придаточного предложения может быть _________ и _________.

    Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).

    1. Без ошибок – «5».
    2. 1, 2 ошибки – «4».
    3. 3, 4 ошибки – «3».

    V. Домашнее задание.

    Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.

    Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.

    Литература:

    1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019379-5.
    2. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
    3. С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".