Экскурсия, как особая форма организации учебного процесса. Экскурсия как форма организации учебной деятельности учащихся младших классов Экскурсии как формы организации досуга школьников

Тема: Экскурсия как форма организации обучения и воспитания.

Методика проведения экскурсий.

План

1. Сущность экскурсий.

2. Функции экскурсий.

3. Виды экскурсий.

5. Виды экскурсий (примеры)

1. Сущность экскурсий

Наряду с уроками учебная и воспитательная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursion ) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

2. Функции экскурсий

Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций:

  • с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
  • экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;
  • экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;
  • экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.

3. Виды экскурсий

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии учащихся по физике, химии, экономической географии, посещение учащихся промышленных предприятий (заводы и фабрики), в колхозы, совхозы, новостройки и т. д. производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии.

Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов.

Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Пятый вид - комплексные экскурсии , которые охватывают сразу несколько предметов. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно по физике, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Например, при изучении окружающего мира темы "Реки" экскурсия может проводиться с целью осмысления и усвоения нового материала. Учащиеся под руководством учителя выходят к реке, и он объясняет им основные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д.

Отсюда вытекает, что основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

Но по этой, же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепления изложенного на занятиях материала.

4. Методика проведения экскурсий

При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя: а) подготовку экскурсии, б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий, в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов. Успех экскурсии определяется ее подготовкой: учитель должен предварительно ознакомиться с объектом, составить план её проведения, определить познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии, определение маршрута и порядка движения, проведение инструктажа по технике безопасности. Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить. Сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то учитель следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.

При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы школьников должен идти сопровождающий, а учителю необходимо находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех учеников. В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения, зарисовок, сбора материалов. Во время экскурсии на производство надо рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы - этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация. Длительность экскурсии не может превышать 1 часа, т.к. большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей. В начальной школе практикуются экскурсии в природу имеют большое значение для развития наблюдательности. Учителю следует решительно пресекать разрушительные действия учащихся (собирать различные цветы, листья и травы, ловить ящериц, бабочек). Еще до начала экскурсии детей следует предупредить о недопустимости нарушения естественного состояния природной среды.

По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. Большой воспитательный эффект имеет указание фамилии и имени в подготовленных альбомах, на экспонатах выставки и др. материалах экскурсии, кем и когда они подготовлены. Эти сведения вместе с экспонатами и материалами обычно долго хранятся в школе и составляют предмет гордости ее выпускников. Некоторые экспонаты со временем могут представлять даже этнографический интерес. Подведение итогов, возможно, проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполняемых работ.

Итак, методика проведения экскурсии включает в себя следующие этапы:

I . Подготовительная работа к экскурсии:

а) четкое определение ее цели,

б) выбор объекта изучения;

в) постановка перед учащимися конкретных вопросов,

г) посещение зрителем объекта экскурсии, решение вопроса о том, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. Договаривается с ним о цели экскурсии, ее содержании, методике объяснения.

П. Содержательная часть экскурсии. т.е. организация учебной работы по восприятию усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения с помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации.

III . Подведение итогов, обобщение того, что учащиеся узнали нового во время ее проведения.

5. Виды экскурсий (примеры)

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЭКСКУРСИИ

МОСКОВСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД "СЛАВА"

ХЛЕБОКОМБИНАТ Экскурсия включает в себя осмотр цехов по производству хлеба, в конце программы - чаепитие с выпечкой

КЛИН Экскурсия с посещением высоковской фабрики елочных игрушек

СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ Экскурсия с посещением цехов и музея студии

КИНОСТУДИЯ "МОСФИЛЬМ" Обзорная экскурсия по студии с посещением уникального музея костюмов, декорация, музея ретро автомобилей

АНИМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР Экскурсия, в которой дети сами создают мультфильм. Готовую кассету с фильмом забирают домой

ГУСЬ ХРУСТАЛЬНЫЙ Экскурсия с посещением выставочного зала музея. По желанию возможно посещение производственных цехов завода

Естественно-научные экскурсии

Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева . Музей расположен в зданиях бывшей городской усадьбы конца XIX века, принадлежавшей известному московскому промышленнику и коллекционеру П.И.Щукину. Для маленьких экскурсантов проводятся более 20 тематических экскурсий о природе, а самые любопытные приглашаются на занятия в «Комнату открытий», где ребята работают с микроскопами и выполняют различные задания.

Государственный Дарвиновский музей. Проводит экскурсии для младших школьников по следующим темам: В музее разработана особая экскурсия для самых маленьких посетителей - "Животные - герои русских народных сказок". Экскурсия необычна тем, что ее ведет хорошо знакомый всем детям сказочный герой Колобок. Вместе с Колобком малыши ходят по музею, узнают, что в биологическом музее есть не только чучела животных, но немаловажную роль играют картины и скульптуры, помогая нам больше узнать о природе, «Животные в сказках народов мира», «Животный мир Земли», «В мире древних животных», «Изобретатель-природа», «Я тебя не боюсь…», «Почему они такие разные?»

Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана. Один из крупнейших музеев мира. Всего в собраниях – 135 000 образцов минералов из месторождений России и зарубежных стран. Предлагаются 4 тематические экскурсии по музею, рассчитанные на разные возрастные категории, в том числе и для младших школьников.

Историко-литературные экскурсии

Мемориальный музей космонавтики. В этом музее Вы увидите экспонаты, побывавшие в космосе, посмотрите редкие видеофильмы и слайдпрограммы. Космический скафандр Юрия Гагарина, образцы космического питания, сигнальная ракета, входящая в неприкосновенный запас космонавта, с автографом А.Леонова и многие другие экспонаты расскажут о величайших достижениях человечества в деле освоения космоса. На память можно даже сфотографироваться в космическом скафандре.

Музей истории городского освещения “Огни Москвы”. В старинных боярских палатах XVII века, что в начале Армянского переулка, находится этот музей. Во время экскурсии вы сможете увидеть как фонари пушкинских времен, керосиновые лампы, так и современные электрические светильники, узнать, почему электрический свет называли “русским”, как осуществлялось освещение в городе при Сталине. Школьников младших классов приглашают на замечательную программу “В гостях у старого уличного фонаря”. В течение часа, когда ребята будут “работать” с настоящими музейными экспонатами, они смогут узнать, каким веретеном укололась спящая красавица, изучить устройство самовара, написать письмо гусиным пером, примерить лапти.

Музей старинных автомобилей и мотоциклов Музей уникален. Только здесь можно увидеть “Хорьх” Геринга, Мерседес Геббельса, Сталинский ЗиС-110 1949 года, единственный в мире БМВ-303 1933 года, мотоцикл Пежо 1914 года, Харлей-ДаИгорьвидсон1942 года и другие редкости, такие, как единственный в мире ЗиС-6 “Катюша”.

МОСКВА ЛИТЕРАТУРНАЯ Экскурсия познакомит в богатой и многообразной литературной жизнью Москвы 19 века. Данный маршрут сочетает в себе автобусную экскурсию с пешеходными прогулками.

ВЫСОЦКИЙ В МОСКВЕ Экскурсия проходит по местам жизни и творчества В. Высоцкого

ЕСЕНИН В МОСКВЕ Экскурсия с посещением музея С. Есенина

ЛЕРМОНТОВ В МОСКВЕ Экскурсия по лермонтовским местам в Москве

МАЯКОВСКИЙ В МОСКВЕ Экскурсия по местам, связанным с Маяковским с посещением музея поэта

МОСКВА В СУДЬБЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ Экскурсия с посещением дома-музея М. Цветаевой

МОСКВА ГРИБОЕДОВА И ГРИБОЕДОВ В МОСКВЕ Экскурсия с посещением дома, где родился Грибоедов, дома Фамусова, английского клуба.

ПО СТРАНИЦАМ РОМАНА "ВОЙНА И МИР" С посещением дома Ростовых, князя Волконских. Калужской заставы

ТОЛСТОЙ В МОСКВЕ Экскурсия с посещением музея-усадьбы Хамовники

ГОГОЛЬ В МОСКВЕ Экскурсия по местам, связанным с Гоголем (без музеев)

ДОСТОЕВСКИЙ В МОСКВЕ Экскурсия о московской жизни Достоевского

СКАЗКИ ПУШКИНА Экскурсия для маленьких школьников, посвященная сказкам А.С. Пушкина с посещением Елоховского собора и церкви Большого Вознесения

АХМАТОВА В МОСКВЕ Экскурсия посвящена местам, связанным с именем великой поэтессы

БУЛГАКОВ В МОСКВЕ Экскурсия представляет собой комбинированные пешие и автобусные маршруты, связанным с жизнью Булгакова и его литературных героев и образов

ПУШКИН В МОСКВЕ Экскурсия с посещением государственного музея А.С. Пушкина

ПУШКИНСКИЕ МЕСТА В МОСКВЕ Экскурсионный маршрут по пушкинским местам Москвы с посещением музея-квартиры А.С. Пушкина, памятника Пушкину А.С.

ДЕТСТВО А.С. ПУШКИНА Экскурсия по маршруту м. "Бауманская", Немецкая слобода, Старый Арбат, Кривоколенный переулок

ПАСТЕРНАК В МОСКВЕ Экскурсия по памятным местам в Москве с посещением музея в Переделкино

ЧЕХОВ В МОСКВЕ Вы посетите Трубную площадь и Малую Дмитровку, где жил и работал Чехов, знаменитый МХАТ, где ставились его пьесы. Это комбинированный маршрут, сочетающий автобусную экскурсию с посещением наиболее интересных объектов маршрута.

СЕРЕДНИКОВО Автобусное путешествие в мир романтиков и поэтов прошлых веков

АСТАФЬЕВО Экскурсия по уникальному памятнику русской усадебной культуры XIX века

ДОМ-МУЗЕЙ ПРИШВИНА М.М. Любовь в жизни Пришвина М.М.

МУЗЕЙ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Храм Спас Преображение, родник Иорданка с целебной водой, усадебный парк, родовое кладбище Салтыковых. В экспозиции представлены предметы барского и крепостного быта.

БОЛЬШИЕ ВЯЗЕМЫ, ЗАХАРОВО Обзорная экскурсия с посещением государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина

МУЗЕЙ-УСАДЬБА А.П. ЧЕХОВА МЕЛИХОВО Посещение главного дома, старинного парка, флигеля

АБРАМЦЕВО, МУРАНОВО Экскурсия с посещением усадьбы Баратынского Е.А., Ф.И. Тютчева, историко-художественного музея-заповедника

ШАХМАТОВО, ТАРАКАНОВО Экскурсия связана с жизнью и творчеством в усадьбе А. Блока

ТАРУСА - ГОРОД ПИСАТЕЛЕЙ И ХУДОЖНИКОВ Экскурсия с посещением дома Паустовского и М. Цветаевой

ЯСНАЯ ПОЛЯНА Экскурсия с посещением усадьбы Л.Н. Толстого

ВЯЗЬМА, ХМЕЛИТА В составе музея-заповедника Хмелита усадьбы XVIII века, родовое имение Грибоедовых Хмелита., усадьба Городок - место рождения адмирала П.С.Нахимова. Центром музея-заповедника является

КОНСТАНТИНОВО Экскурсия посвящена детству и юности С. Есенина, включает в себя посещение литературного музея, земской школы, Казанской церкви

Краеведческие экскурсии

  1. Государственный Зеленоградский историко-краеведческий музей
  2. Дом «на набережной»
  3. МУК Краеведческий музей МУК "Пущинский музей экологии и краеведения"

Комплексные экскурсии

СТРАУСИНАЯ ФЕРМА Путевая информация, экскурсия по страусиной ферме с кормлением страусов, тематическая викторина

В ГОСТИ К ЛЕСНИЧЕМУ Экскурсия по хозяйству лесничего с дегустацией каши и чая из трав

ПРИОКСКО-ТЕРРАСНЫЙ ЗАПОВЕДНИК Экскурсия с посещением музея природы и зубрового питомника

В ГОСТИ К КИНОЛОГАМ Экскурсия включает в себя посещение воинской части служебного собаководства

ПИТОМНИК СОБАК ПОВОДЫРЕЙ Экскурсия с посещением уникального кинологического питомника, где дрессируют и воспитывают собак-проводников для слепых

PAGE \* MERGEFORMAT 7

Школьная экскурсия это - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

К специфическим признакам экскурсии относятся :

а) быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве (вид активно-моторной проработки знаний);

б) экскурсионность объекта;

в) способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;

г) способ предметного изучения;

д) эмоциональность.

Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта; сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.

Школьные экскурсии имеют два вида:

Урочные - проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Основное назначение производственных экскурсий — знакомство с характером местного производства, а на его основе с экономикой и организацией производства, с принципами и закономерностями его размещения.

В процессе проведения производственных экскурсий у учащихся воспитываются элементы общетрудовой и технической культуры, любовь и уважение к профессиям людей, занятых в сфере материального производства.

Объектами производственных экскурсий могут быть промышленные предприятия - фабрики, заводы; транспортные - железнодорожные станции, пристани; энергетические - электростанции; сельскохозяйственные - колхозы, совхозы, подсобные хозяйства и другие предприятия. Производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии . Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк. По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

между органами животных и растений и их функциями

между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни

между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования

между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии . Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов.

Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Пятый вид - комплексные экскурсии , которые охватывают сразу несколько предметов.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения и каково место экскурсии в учебном процессе. С этой точки зрения выделяются три вида экскурсий: предварительные, сопровождающие и заключительные.

Предварительные экскурсии имеют целью накопления учащимися знаний, необходимых перед объяснением новой темы. Это стимулирует интерес и облегчает восприятие новой темы.

Сопровождающие экскурсии проводятся с целью частичной проверки знаний теоретического материала; проведение наблюдений по данной теме; сообщения новых знаний, то есть соответствует комбинированным урокам.

Заключительные экскурсии завершают работу по теме или разделу курса, имеют цель закрепить и углубить знания проработанного в классе материала.

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также сопровождениями безопасности и охраны здоровья учащихся.

Внеурочные - факультативные - проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д .

Экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличие от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

Все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки - игры, вопрос - ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.

Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Экскурсия как вид деятельности представляет собой активность человека, которая направлена на достижения поставленной цели. Цель экскурсии - это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п.

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.

Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний - о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п.

Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме.

Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации - более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная - более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний.

Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.

Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии - уважение к обычаям и традициям разных народов.

Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т. д.

Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

Развлекательно-досуговая функция . Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия - это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия - это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.

Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.

Коммуникативная функция. Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.

1.Козина Е.Ф, Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания.- М.: Академия, 2008. - 496с.

2.Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: Учебник. - М.: КНОРУС, 2009. - 400 с.

3.Каурова А.Д . Организация сферы туризма : учебное пособие . СПб.: Герда, 2006. - 320 с.

4.Скобельцына, А.С. Технологии и организация экскурсионных услуг: Учебное пособие / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. - М.: Академия, 2010. - 192 с.

5.Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 2000. - 412с

Экскурсия (от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.

Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д.

Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др. В русской педагогической литературе первые высказывания о школьных экскурсиях относятся ко 2-й пол. 18 в. (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, В. Ф. Зуев). Рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в Уставе 1786. Устав учебных заведений 1804 предлагал устраивать для учащихся «прогулки в природу», на мануфактуру и т. д. В связи с разработкой и распространением идей родиноведения в 60-х гг. 19 в. экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, Д. Д. Семёнов, А. Я. Герд и др. Со 2-й пол. 19 в. экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, частных гимназий и коммерческих училищ. В кон. 19 - нач. 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е. А. Звягинцев, Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов и др. В 1919 под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча вышел труд «Школьные экскурсии: их значение и организация», в котором впервые были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий по всем предметам. В начале 20 в. в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных экскурсий: «Школьные экскурсии и школьный музей» (1913--16, Од.), «Русский экскурсант» (1914--16, Ярославль).

В РСФСР в 20-х гг. экскурсия рассматривались как обязательный и необходимый элемент школьных занятий. Большое место отводилось экскурсии в учебных программах ГУСа 1923--25. Целями экскурсии назывались изучение трудовой деятельности людей, обществ, жизни, истории революционного движения. Была разработана методика «исследовательских» экскурсий, в основе которых - изучение окружающей действительности. Разработкой и пропагандой экскурсионного метода занимались А. П. Пинкевич, Б. В. Всесвятский, Райков, В. А. Герд, В. Ф. Натали, К. П. Ягодовский и др. Большую роль экскурсии в учебной работе отводили П. П. Блонский, С. Т. Шацкий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. спец. бюро и комиссии при местных отделах народного образования, Центр, музейно-экскурсионный институт, Биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева и др. учреждения, занимавшиеся подготовкой учителей к проведению экскурсий.

Различают экскурсии учебные, производственные и краеведческие. Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением какого-либо учебного предмета (истории, географии, зоологии) и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация комплексных учебных экскурсий, направленных на решение задач разных учебных предметов. Например, комплексная экскурсия на промышленное предприятие может дать учащимся сведения по истории его создания и развития, о характере производства, технологии и т. д. Комплексная экскурсия - важное средство осуществления межпредметных связей.

Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, различных технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами и инструментами и т. д. Важное место отводится производственной экскурсии в профориентационной работе школы. Отбор объектов для производственных экскурсий осуществляется учителем при планировании учебного материала.

Краеведческие экскурсии являются одним из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона. Одним из видов экскурсии являются путешествия, рассчитанные на длительный срок и на значительные расстояния. Особая роль в учебно - воспитательной работе школы отводится учебным экспедициям; ведутся метеорологические и гидрологические наблюдения, составляются коллекции для школьных музеев и т. п.

В школьной практике распространены кино - и телеэкскурсии по континентам, странам и городам мира, по залам музеев, выставок и пр., а также «заочные» экскурсии и путешествия.

Большую помощь в организации экскурсионной работы с учащимися, главным образом по темам внеклассной и внешкольной работы, оказывают экскурсионные бюро и отделы музеев, дома детского творчества и экскурсионно-туристские станции. При этих станциях работают кружки, секции, клубы и общества юных туристов, краеведов, путешественников, альпинистов; прокатные базы и пункты туристского снаряжения и т. д. Экскурсионно-туристские станции разрабатывают и проверяют на практике вопросы содержания, форм и методов экскурсионно-туристской работы с детьми, примерные программы занятий в кружках, маршруты и тематику походов и экскурсий, в т. ч. и учебных, задания для поисковой и исследовательской деятельности.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

Что необходимо учесть при подготовке методического сопровождения к цифровому ресурсу:

Идея экскурсии;

Цели и задачи экскурсии;

Маршрут и оформление экскурсии;

Техническая составляющая разработки (навигация, интерактивность в т. ч.);

Основными формами организации культурно-просветительного туризма как вида деятельности являются экскурсии и другие культурные мероприятия (посещение музеев, выставок, театров, концертов, творческих встреч, национальных праздников и ритуалов), направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов. В самом деле, когда путешествие не наполнено экскурсиями и другими культурными мероприятиями, то оно становится просто поездкой с возращением на прежнее место. Благодаря данным мероприятиям культурно-познавательный туризм оказывает формирующее влияние на личность, обогащает ее новыми знаниями и впечатлениями .

В России, стране гигантского культурного потенциала, экскурсионное дело и профессия «экскурсовод» занимают важное место в социально-культурной сфере деятельности. Экскурсионные услуги востребованы постоянно, а в дальнейшем будут объектом нарастающего спроса и как самостоятельный продукт, и в составе туристского продукта в рамках внутреннего и въездного туризма. Этим определяется необходимость развития экскурсионного дела.

Как культурное явление и технологический инструмент экскурсия востребована в широком диапазоне возможных применений, поскольку является эффективным коммуникационным и информационным средством. В различных видах туризма экскурсионное наполнение является одной из важнейших интеллектуальных составляющих. В туризме познавательном и экскурсионном, на долю которых приходится до 80% от общего объема туристских потоков, основной частью туристской программы являются экскурсии, поскольку из самого обозначения этих видов следует, что туристская мотивация практически полностью определена полнотой, насыщенностью и познавательной ценностью экскурсионной программы - обзорной или тематической .

За столетнюю историю экскурсоведения существовали разные определения экскурсии. Расхождение в определениях обусловлены функционированием экскурсий в разные культурно-исторические периоды. Каждое определение вбирает в себя ряд параметров и особенностей экскурсии, актуальных для той эпохи, в которую оно появилось. С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о ее сущности. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия выросла в мощное средство культурно-просветительной работы.

Б. В. Емельянов считает, что «экскурсия - это сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче» .

Поскольку экскурсия стимулирует мыслительную и физическую активность человека, направленную на достижение поставленной цели, то ее можно считать особым видом деятельности. Деятельность в процессе экскурсии подразделяется на два вида. Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главными из которых являются подготовка и проведение экскурсии. Конкретные действия экскурсовода направлены на то, чтобы помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии; получить необходимую информацию о них; выработать у них отношение к теме экскурсии; дать экскурсии свою оценку, то есть сделать определенные выводы и, наконец, ощутить величие события или значение произведения искусств, которым посвящена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них .

Специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:

1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.

3. Протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 3-4 часов).

4. Протяженность экскурсии в пространстве - движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

5. Показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения.

6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).

7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео-фильма, лекцию, устный журнал и т. п.

Помимо общих признаков у каждого вида экскурсий существуют специфические признаки. Например, у автобусных экскурсий - это обязательный выход из автобуса для осмотра достопримечательностей, у производственных - демонстрация действующих объектов (механизмов, станков) .

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.

Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний - о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации - более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная - более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний.

Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Экскурсии имеют большое культурное и воспитательное значение, дают живые, яркие впечатления, обогащают знания .

Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.

Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии - уважение к обычаям и традициям разных народов.

Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

Развлекательно-досуговая функция . Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия - это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия - это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.

Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.

Коммуникативная функция. Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции .

Одной из характерных черт информационного общества является увеличение популярности познавательного досуга, в таких традиционных формах как экскурсия и поездка.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио» (excursio – «вылазка, поездка») и в качестве формы досугового мероприятия представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом – экскурсоводом) объекты материальной и духовной культуры, природы. Экскурсия, являясь разновидностью путешествия, может быть сопряжена с различными вариантами передвижения участников (от длительной поездки до кратковременной прогулки).

В познавательном плане - мера глубины и развернутости информации в экскурсии может существенно варьироваться – напрямую зависит от поставленной цели, возраста и подготовленности экскурсантов, возможен юмористический контекст экскурсии, где познавательная составляющая фактически сведена к нулю. Длительность путешествия зависит от территориальной удаленности объекта показа: для предъявления экскурсантам уникальных культурных или природных объектов, скорее всего, придется осуществлять продолжительный переезд. Конструкция экскурсии как формы организации досугового мероприятия включает два основных способа взаимодействия: показ и диалог .

Понятие «показ» может быть обозначено как «предъявление объекта для восприятия» или другими словами, «организация наблюдения (созерцания)» объектов на месте их расположения. Показ предусматривает создание условий для того, чтобы экскурсанты смогли пронаблюдать демонстрируемый объект целостно, воспринимая различные стороны предъявляемого, составить о нём необходимое представление и яркое эмоциональное впечатление. Искусно организованный показ объекта экскурсантам превращается в своеобразный диалог между человеком и объектом демонстрации.

Показ призван обеспечить высокую степень наглядности – качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения. Объектом предъявления является «достопримечательность» - место или объект, заслуживающий особого внимания, знаменитый ли замечательный чем-либо. Демонстрируется нечто субъективно новое для экскурсантов – специально созданная экспозиция (музей, выставка), или естественный объект – уникальный природный ландшафт, архитектурный памятник (здание, городской ансамбль, памятные места, связанные с тем или иным историческим деятелем, событием и проч.), производственное предприятие. Показ как конструктивный элемент экскурсии обусловлен характером показываемого объекта одно дело, когда экскурсия совершается в какие-либо здания, сооружения (музеи, выставки, промышленные предприятия), совсем по-другому складывается показ водопадов, археологических раскопок, местности, связанной с теми или иными событиями. Совершенно особый контекст (организация просмотра) получает экскурсия, которую дети проводят для гостей своего образовательного учреждения. Присваивая роль хозяев своего учреждения юные экскурсоводы, выступают как знатоки своих традиций и обычаев.



Диалог как конструктивная часть экскурсии предполагает возникновение между экскурсоводом и экскурсантами, внутри группы, совокупности отношений и связей, позволяющих осуществлять:

Обмен информацией, содействующий общности мнений, взглядов, достижению взаимопонимания,

Продуктивное взаимодействие, которое при необходимой организации и приводит к единству действий индивидов, входящих в группу,

Обмен эмоциями, созидающий в группе общность чувств, настроений, при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации экскурсант усваивает человеческие эмоции, чувства.

Диалог в экскурсии носит характер прямого общения, здесь формируется, происходит усвоение информации. Содержательная сторона диалога представляет собой комментарии увиденного – пояснение, истолкование, разъяснение, позволяющие распознать увиденный объект, включить его в имеющиеся представления. Экскурсия и поездка создают пространство неформального свободного общения со сверстниками, здесь нет четких уставных правил взаимодействия, можно проявить свою индивидуальность, выразив ее в одежде и поведении.

Экскурсия как форма организации досугового мероприятия предусматривает наличие экскурсантов - участников события и экскурсовода, проводящего экскурсию, экскурсанты движутся за экскурсоводом по намеченному им маршруту. В качестве экскурсантов могут быть различные категории участников:

Постоянный коллектив (группа детского сада, ученический класс, внешкольное детско-подростковое объединение) со сложившимися или складывающими межличностными взаимоотношениями,

Временный коллектив, собранный для участия в экскурсии, поезде, состоящий из малознакомых между собой детей.

Группа экскурсантов может быть в различной степени подготовлена к восприятию информации, проявлять различный уровень заинтересованности в теме экскурсии. Организация экскурсии для клуба юных историков в краеведческий музей или объединения юных натуралистов в зоопарк будет иметь свою несомненную специфику.

Экскурсовод целенаправленно показывает, комментирует увиденное, поддерживает контакт со всеми участниками действия, эмоциональное и интеллектуальное напряжение, создает активность экскурсантов

При организации педагогу важно учесть многофункциональный характер экскурсии как формы организации досугового мероприятия.

Экскурсия может содействовать расширению и углублению представлений о той или иной территории, познании своего родного края (погружение в историю, культуру, традиции родного края). В процессе поездки учащиеся познают природу родного края, знакомятся с формами окружающего их рельефа, изучают особенности местных рек, озер и прудов, исследуют специфику почвенного покрова, наблюдают и изучают виды растений и животных исследуемого природного комплекса.

Экскурсия как форма проведения досуга характеризуется ценностным потенциалом - осознание и интериоризация детьми проблем своего края, формирование у них образа родного края и чувства Родины (всего того, что Д.С. Лихачев назвал «нравственной оседлостью»), формирование социальной ответственности. Поездки и экскурсии обеспечивают углубление познавательного интереса к окружающему миру (к истории, географии, биологии). Когда группа находиться длительное время в определенных условиях так или иначе участники группы начинают влиять друг на друга, при этом формируется определенные ценности, качества, стандарты поведения и т.д. В процессе передвижения, организации остановок, отдыха и в других бытовых ситуациях возникает широкий спектр противоречий и трудностей как объективного, так и субъективного характера, поэтому названные формы способны стимулировать у детей и подростков целый ряд личностных проявлений (готовность прийти на помощь, способность к мобилизации, терпеливость, терпимость к недостаткам окружающих и другие).

Третья группа образовательных возможностей обусловлена необходимостью совместно решать множество общественно-полезных задач, задач по самообслуживанию, самоорганизация коллективного и индивидуального быта. Практически весь досуг в экскурсии строится на взаимодействии и коллективном творчестве при строгом разграничении обязанностей в работе, в культурно-массовых, просветительных, спортивных, оздоровительных и других делах, связанных с организацией и проведением любого мероприятия.

Поездки и экскурсии обладают возможностями и в улучшении межличностных отношений в первичном детском коллективе. Организация поездки способствует развитию коллектива еще и по тому, что каждый член подобной поездки может активно участвовать в общих делах: выборе маршрута, экспозиции, хозяйственных, культурно-просветительных мероприятиях. Данные формы способствуют созданию актива участников группы, распределению ролей в группе, каждый из участников поездки может попробовать себя в той или иной роли.

В процессе организации экскурсии, чаще всего, ребенок выступает не в качестве активного инициатора процесса, а находится в позиции зрителя, слушателя, наблюдателя (исключение составляют такие формы, где учащиеся самостоятельно выступают экскурсоводами и организаторами поездки), при этом каждый участник становиться активным потребителем информации.

Типология экскурсий может быть построена на различных основаниях:

По маршруту, выбираемому для экскурсии: выездная, городская.

По месту проведения: природные, производственные, музейные и т.д.

По количеству и возрастному составу экскурсантов: индивидуальные, коллективные, смешанные и др.

По способу передвижения: транспортная (чаще всего автобусная), пешеходная.

По длительности: краткосрочная (от 1-3 часов), длительная (от 8 часов до нескольких дней).

Экскурсия, при этом, может носить и шутливо-ироничный характер, например – «Закоулочная экскурсия», описанная С.П. Афанасьевым и С.В. Комориным, является воспоминанием будущих выпускников о годах, проведенных в школе.

Важным критерием для классификации экскурсий и поездок является отнесение этого мероприятия к разовому, эпизодическому или к органичной части тематической программы поездок и экскурсий, имеющих сквозную цель, этапы, усложняющееся содержание и т.п.

Еще один специфический вид экскурсий связан с поездками (походами) группы детей по определенному маршруту: «Города Золотого кольца России», «Пушкинские места», «Оборона Москвы» и т.п. В этом случае в ходе цикла экскурсий требуется серьезная работа педагога по интеграции, полученной воспитанниками информации.

Прежде всего, необходимо уточнить, что все эти формы работы можно подразделить на два основных вида по содержанию.

Вводные поездки ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом, погрузить в предстоящую для изучения тему. Заключительные поездки строятся так, чтобы юные участники группы ознакомились с объектами, явлениями, закономерностями и пр., которые изучали.

Необходимо отметить, что практически все формы экскурсий можно разделить на два основных вида по маршруту:

- экскурсии (по селу, городу, не требующие передвижения на специально заказанном транспорте, чаще всего это - пешие прогулки), местная экскурсия чаще всего проходит после учебного процесса, во второй половине дня, количество участников местной экскурсии может быть небольшим (один – два с половиной десятка человек), такие экскурсии нередко проходят в помещениях музеев, выставок;

- поездки (осуществляются в ближние населенные пункты, близлежащие регионы, по России), организовываются несколько раз в год, часто в каникулах, для организации такой экскурсии проводится долгая предварительная подготовка, как правило, дальние экскурсии осуществляются большими группами участников для поездки, не меньше сорока человек, численность зависит от избранного транспорта). Особенностью поездок является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.

Особый тип экскурсий обусловлен опорой организаторов на существующую индустрию детского и разновозрастного туризма или на инфраструктуру музеев, выставок, парков. В этом смысле интересен опыт Политехнического музея в Москве, где дополнительная образовательная программа предполагает цикл экскурсий, которые сочетаются с лекциями, практическими занятиями в лабораториях, самостоятельной работой участников объединений.

Среди инновационных учреждений особую популярность среди детей приобретают экспериментариумы – музеи занимательных наук, созданные для увлекательного изучения законов науки и явлений окружающего мира. Здесь каждый экскурсант может принять непосредственное участие в опытах и экспериментах (более 300 интерактивных экспонатов увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике, демонстрируют оптические иллюзии, головоломки и многое другое). Посетителям предлагаются экскурсии и мастер-классы, интерактивные научные игры, научно-развлекательные шоу и т.п.