Корабли российской армии. Военно-морской флот ВМФ России: история, состав, перспективы

В вышеприведенные таблицы не включены корабли, катера и подводные лодки приписанные к боевому составу флотов и его соединений, но переданные по договору лизинга третьим странам. А также, бортовые боевые катера и катера каталогизация которых технически невозможна.

В вышеприведенные таблицы включены корабли, катера и подводные лодки формально списанные и исключенные из боевого состава флота и его соединений, ожидающие утилизации, но имеющие на борту сокращенный экипаж, и вымпел военно-морского флота.

В вышеприведенные таблиц кораблей не включены по причине незначительности боевые противодиверсионные и десантные катера, включенные в систему объектов управления армии и флотом на берегах внутренних водных путей (ВВП).

В вышеприведенные таблицы не включены по причине незначительности для анализа боевого состояния флота и технической невозможности каталогизации суда, катера и элементы транспортной или складской инфраструктуры сверхмалого водоизмещения, не имеющие бортовых номеров, являющиеся несамоходными, бортовыми, являющиеся судами обеспечения пунктов базирования или в целом тематически не соответствующие данной статье. К ним относятся: дебаркадеры, брандвахты, шлюпки, плашкоуты, плавучие причалы, плавучие стенды размагничивания, плавучие станции энергообеспечения, плавучие зарядовые станции, плавучие отопительные станции, портовые суда нефтемусоросборщики, плавучие казармы, малые и большие корабельные щиты, учебные парусники-барки, катера водители мишеней и катера мишени, бортовые катера, малые гидрографические катера, празднично-церемониальные катера - катера связи, пассажирские катера - катера связи, учебные катера, малые поисково-спасательные катера, рабочие катера, служебно-разъездные катера, экологические катера, экологические суда, катера торпедоловы (в том числе приписанные к исследовательским центрам вооружений), мотоботы, спортивные яхты, рейдовые паромы, речные буксиры-толкачи, несамоходные рейдовые плавучие мастерские, кабельные суда, рейдовые плавучие мастерские, плавучие мастерские, плавучие самоходные и несамоходные краны, самоходные и несамоходные сухогрузные и наливные баржи; и суда, приписанные к судоремонтным заводам (технические танкеры, рейдовые буксиры и буксирные катера, плавучие мастерские, рейдовые плавучие мастерские, суда контроля физических полей, суда размагничивания, и плавучие технические базы - хранилища ядерных отходов).

В статистическом подсчёте процентной доли вооружения за указанные периоды суммарно и раздельно по флотам, не учитывались факторы выделения финансирования и фактического начала работ задолго до указанных дат церемоний закладок кораблей и соответственно их вступления в строй. Также не учитывались факты достройки кораблей из ранее созданных корпусных заделов предыдущего периода.

На полях Петербургского международного экономического форума глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов сообщил о планах сдачи военно-морскому флоту России строящихся боевых кораблей.

С его слов, вторая АПЛ в текущем году должна перейти к испытаниям, которые, скорее всего, займут еще одну навигацию. В ходе их проведения проверке подлежат работоспособность основных систем и эффективность установленного оборудования.

Как можно понять из речи А. Рахманова, модернизация подводных лодок сопряжена с существенными затруднениями и ОСК не поддерживает данный фронт работ, хотя конечное решение зависит от военного ведомства.

По сути, это перестройка подлодки заново в существующем корпусе. Часто стоимость таких ремонтных работ начинает "подтягиваться" до стоимости нового изделия.

Замглавы военного ведомства Юрия Борисова, соответствующее решение принято. Минобороны планирует до 2025 года провести для ТОФ модернизацию 4 АПЛ типа "Антей", вооружив их ракетами "Калибр".

Предусмотрен ремонт с модернизацией многоцелевых атомных подводных лодок 949-го проекта. Старые ракеты "Гранит" будут заменены на "Калибр", который хорошо показал себя в том числе в сирийском конфликте.

Кроме того, на лодке подлежит замене часть общесудового оборудования.

По сути дела лодка в старом корпусе будет иметь новые качества.

В настоящее время осуществляется модернизация АПЛ "Иркутск", планируется её выход (видимо, имелась ввиду сдача) в 2021 году.

Ремонт авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" начнется в 2018 году и займет ориентировочно два года. Соответствующее техническое задание минобороны уже выдало, однако оно не подлежит разглашению, как и стоимость работ.

Однако ситуацию прояснил источник "Интерфакса":

При том, что ремонт и модернизацию "Адмирала Кузнецова" предполагается выполнить в минимальном объеме, на них планируется выделить до 50 млрд. руб. Много это или мало - очевидно, немного. 50 млрд. руб. - это немногим более 800 млн. долл. Ремонт и модернизация однотипного авианосца "Викрамадитья" для ВМС Индии обошлись оценочно в 2,3 млрд. долл.

По всей видимости, модернизация в первую очередь будет связана с заменой 4-х котлов главной энергетической установки (ГЭУ). Два из них уже изготовлены на Балтийском заводе. Обновлению также подлежат радиолокационное и радиоэлектронное вооружение, авиационный навигационный комплекс.

Госиспытания фрегата "Адмирал Горшков", вступившие в настоящее время в финальную стадию, предполагается завершить летом. Неоднократный перенос сроков его передачи ВМФ происходил по вине двух основных поставщиков ОСК.

Он станет новейшим боевым кораблем только тогда, когда все его основные комплексы и системы будут находиться в работоспособном состоянии и будут соответствовать тому техническому заданию, которое было выдано первоначально.


- пояснил А. Рахманов.

Третий корабль проекта 22350 "Адмирал Головко", по всей видимости, будет спущен на воду в 2017 году. С середины следующего года предполагается начать монтаж основных инструментов и агрегатов, догоняя сдвинутые графики.

ГЭУ производства компании "Сатурн", разрабатываемые для кораблей данной серии, в сравнении с украинскими будут обладать более высоким КПД и повышенными экономическими и энергетическими параметры. На текущий момент ОСК ожидают завершения полного цикла испытаний газотурбинного агрегата и редукторной установки.

Мы всегда будем настаивать на том, чтобы все оборудование, которое ставится на новые корабли, было испытано перед тем, как оно на них устанавливается.

Судя со слов А. Рахманова, он скептически относится к судебному разбирательству с Киевом по поводу непоставки оплаченных ГЭУ.

С учетом попрания всех возможных норм международного права украинской стороной, начиная от политических договоренностей и кончая экономическими, это, знаете ли, все равно что подать в суд на грозу, на изменившуюся погоду или ветер. На сегодняшний день президент России очень четко обозначил, что в стране создан центр морского газотурбиностроения, который и будет нашей основной опорной точкой для всех энергетических установок, которые мы будем использовать на своих кораблях.


Развитие флота — приоритетная задача министерства обороны на период до 2025 года. В указанный период новые корабли ВМФ России должны поступить на все базы флотов.

Военно-морской флот неотъемлемая составляющая вооруженных сил России. Он обеспечивает защиту морских границ страны, подавление противника в международных водах и обеспечение торгового мореплавания в зоне экономической ответственности России.

назад началось становление и развитие военно-морского флота РФ

Становление и развитие флота началось 300 лет назад при Петре 1. Российский военно-морской флот второй по боевой мощи и общему тоннажу в мире.

Перспективы проекты новых кораблей ВМФ России

Государственная программа вооружения, принятая в 2011 году, предполагала перевооружение основных сил военно-морского флота к 2020 году и перевод техники в статус современных образцов.

Доля новых кораблей России к 2020 оду должна составить 70%. Количественный состав флота ежегодно пополняется новыми образцами боевых и вспомогательных кораблей модификаций океанской и морской зон.

Организационно флот РФ включает 4 флота и одну флотилию.

Которые входят в состав военных округов. Эта специфическая черта российского флота сложилась из-за размеров территории и протяженности морских границ.

На каждом ответственном участке флотам необходимо иметь современные корабли ВМФ России, в том числе и подводные лодки. Это влечет расходы по финансированию отдельных группировок и невозможностью в короткие сроки быстро сформировать крупную флотилию, в составе которой будут современные военные корабли России.

Новейшие корабли России. Ледокол проекта 23550

Программой перевооружения до 2020 года для каждого флота запланировано усиление в определенной части согласно задачам и территориальной принадлежности. Каждый из флотов имеет свою специфику и решает задачи в связи с местом дислокации.

Новые военные корабли России несут боевое дежурство в мировом океане с целью обеспечить безопасность Родины от возможных нападений со стороны США и НАТО.

Тихоокеанский флот

Решает задачи по боевому дежурству и защите морских границ на Тихом океане в зоне Дальнего Востока.

Тихоокеанский — самый географически удаленный флот.

Главной базой является Владивосток. На вооружении состоят новые российские военные корабли 1 и 2 рангов, а также подводные лодки, в том числе и с атомной силовой установкой. Современные возможности флота ограничены ближней океанской зоной действия, а количественный состав достиг исторического минимума.

Совокупная мощь уступает флотам Японии и Китая, а время ожидания поддержки со стороны остальных флотов России составит от 2 до 5 недель.

Учитывая удаленность и автономность флота программой перевооружения уделяется особое внимание перевооружению тихоокеанского флота. В строй будут введены корветы, противолодочные корабли и подводные лодки с атомными двигателями стратегического и многоцелевого классов, чтобы уровнять боевой потенциал флота с остальными военно-морскими силами стран Азиатского региона.

Балтийский флот

Балтийский флот по количественному составу является компактным и базируется в Санкт-Петербурге и Калининграде. Выполняет задачи по защите морской границы и береговых объектов в акватории Балтийского моря, а также потенциальному противодействию флотов стран НАТО в этом регионе.

Балтийский -по боевому потенциалу является самым скромным флотом РФ.

Так как не имеет на вооружении стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок и крупных кораблей тоннажем больше 6 тысяч тонн.

Черноморский флот

Черноморский флот за последние три года получил усиление в виде кораблей ВМС Украины и новых боевых кораблей России, введенных в строй в последнее время. Группировка флота усилена дизельными подводными лодками и ракетными катерами. Флот выполняет задачи защиты морских рубежей в акватории Черного и Средиземного морей.

Северный флот

Северный флот является мощнейшим среди всего состава ВМФ. Флот обладает группировкой подводных лодок с атомной установкой, которые несут ядерные боезаряды и крылатые ракеты большой дальности.

Финансирование развития военно-морского флота не ограничивается созданием и проектированием новых типов кораблей.

Триллион

рублей направлен на модернизацию верфей и уже существующих боевых кораблей.

Потенциал, доставшийся флоту России от советского предшественника огромен, тяжелые корабли первого ранга поддаются модернизации и возвращению в строй, а срок службы оставшихся кораблей при достаточном финансировании увеличивается на 30-50%.

К началу реализации программы перевооружения флота морские силы пришли к упадку по количественному составу и боевым возможностям. Для действий в дальней океанской отсутствовала возможность формирования боевой группы кораблей. Тем самым флот лишился возможности решать боевые задачи за дальними пределами морских границ.


Малый сторожевой корабль (корвет)

Программой перевооружения предусматривается постановка на боевое дежурство 50 боевых кораблей разных классов и рангов. Реализация идет согласно графику с введением новых кораблей и модернизацией советского наследия.

Новейшие корабли ВМФ России

Модернизация и расширение возможностей морского флота предполагают поставки не только боевых кораблей, но и судов обеспечения. Транспортные силы будут пополнены кораблями с тоннажем от 6 до 20 тысяч тонн. Ниже описано, какие военные корабли сейчас строятся в России, и скоро сойдут со стапелей.

Проект «Иван Грен»

Разработаны и ведется строительство новых кораблей для ВМФ России класса «Иван Грен», которые должны обновить и обозначить новый облик транспортной составляющей морского флота. Морские силы обзаведутся 30 кораблями транспортного класса и 30 судами трального флота.


Проект «Буревестник»

Приоритетом модернизации и выпуска новейших кораблей России дальней морской зоны направлена на строительство фрегатов проекта «Буревестник». Эти корабли оснащены ракетным и артиллерийским вооружением, которые призваны заменить устаревшие модели советского производства и добавить мощи российскому флоту в действиях за пределами морской границы государства.


Проект «Адмирал Эссен»

До конца программы перевооружения флот получит новые корабли этого типа в количестве 7 единиц. Они будут распределены по флотам, в соответствии с потребностями. Также построен новейший военный корабль России — фрегат «Адмирал Эссен».

Он имеет оснащение равное эсминцу и предназначен для патрулирования и боевых действий в пределах дальней морской зоны. На верфях идет строительство еще 3 новейших российских кораблей проекта 22350.


Проект «Лидер»

Новыми проектами реализации и замены существующих кораблей класса миноносец станут суда проекта «Лидер». Эти корабли оснащены средствами активной ПВО, ракетным вооружением (в том числе и крылатыми ракетами) и артиллерийским вооружением. Водоизмещение кораблей составит 17,5 тысяч тонн.

Разрабатывается концепция построения и оснащения флота ударными авианосцами с ядерной силовой установкой. Предположительно полное водоизмещение проекта составит 100 тысяч тонн. В качестве вооружения корабли оснастят 2 эскадрильями и ракетным вооружением с применением систем ПВО.


Проект «Борей»

Внимание уделяется развитию подводного флота. На верфях находятся 5 многоцелевых и стратегических подводных лодок проекта «Борей». До конца 2020 года флот должен получить в общей сложности 8 подводных лодок способных нести на борту ядерной вооружение и крылатые ракеты. Также новые лодки оснащены гиперзвуковыми торпедами нового типа.


Проект «Варшавянка»

Дальнейшее производство ожидается в отношении дизельных субмарин проекта «Варшавянка», которые должны поступить в распоряжение Черноморского и Балтийского флотов. Эти субмарины оснащены крылатыми ракетами «Калибр», способными уничтожать объекты противника на расстоянии до 3 тысяч километров.


Патрульный корабль «Василий Быков»

Разработка малых патрульных и сторожевых современных боевых кораблей России является приоритетной задачей для ведомств Минобороны страны. Выпускать за нарушителями границ крупные суда не целесообразно и требует подготовительных работ, а охрана рубежей родины требует оперативности.

Советские образцы патрульных кораблей устарели, срок эксплуатации вышел, поэтому флоту срочно требуются новые проекты военных кораблей России.

Такой заменой стали корабли проекта 22160.

Корабли имеют следующие характеристики:

  • максимальное водоизмещение составляет 1300 тонн — это малый класс кораблей, который не требует сложного технического обеспечения и наличия крупного обслуживающего персонала. Также такое водоизмещение позволяет производить корабли в массовом количестве;
  • максимальная скорость составляет 30 узлов, чего достаточно для выполнения поставленных задач и охраны морских границ в 200 мильной экономической зоне;
  • дальность автономного действия корабля — 6 тысяч морских миль. Это расстояние позволяет одному кораблю контролировать участок протяженностью в 1000 километров морской границы;
  • экипаж судна — 80 человек;
  • вооружение включает в себя артиллерийское вооружение, а главной особенностью является установка пусковых шахт для крылатых ракет «Калибр» Это означает, что небольшое по размерам судно способно нанести непоправимый урон судам класса фрегат, эсминец и иным кораблям. Также присутствует возможность точечного уничтожения наземных объектов противника.

До 2020 года программой вооружения предусмотрено строительство и постановка на флот 7 кораблей данного типа.


Десантный вертолетоносный корабль-док «Мистраль»

В период улучшения отношений между Францией и Россией в 2008 году достигнута договоренность о поставках больших вертолетоносцев проекта «Мистраль».

Новейшие боевые корабли России указанного проекта предназначены для действий в дальней морской зоне в составе авианесущей группировки и осуществлять поддержку наземных сил посредством действия боевых вертолетов.

Стоимость контракта составила 1,2 млрд. долларов.

Однако, с введением санкций Франция заморозила поставки кораблей России и выплатила сумму штрафов с неустойкой. Впоследствии корабли переданы Египту.

Вертолетоносец имеет следующие характеристики:

  • максимальное водоизмещение 32 тысячи тонн;
  • экипаж корабля 160 человек;
  • вооружение представлено радиолокационными станциями обнаружения, артиллерийскими комплексами, зенитной артиллерией, пусковыми шахтами для ракет и авиационной группой, рассчитанной на 16 ударных вертолетов.

После поставки двух кораблей Египту этой стране пришлось закупить у России комплекты ударных вертолетов, так как проекты кораблей «затачивались» под российское вооружение.


Вертолетоносный корабль-док типа Мистраль

Перспективный авианосец по проекту КГНЦ МВМС-2013

Оснащение флота авианосцами является для руководства приоритетной задачей. Имеющийся на вооружении авианесущий крейсер не отвечает современным требованиям по вооружению и нагрузке в виде палубных самолетов.

Поэтому ведутся активные разработки и проектирование новых образцов тяжелых авианесущих кораблей, оснащенных ядерной энергетической силовой установкой. Приоритетным является новый крейсер для ВМФ России проекта «Шторм», поставки которого на флот не определены. Проект обладает следующими характеристиками:

  • водоизмещение корабля в 100 тысяч тонн. Авианосец станет крупным кораблем в составе морского флота;
  • экипаж обслуживающего персонала составит 5000 человек;
  • максимальная скорость — 30 узлов;
  • вооружение составит 90 летательных аппаратов в виде ударных палубных самолетов и вертолетов;
  • дальность действия не ограничена благодаря ядерному двигателю.

Реализация проекта предполагает постройку авианосца до 2035 года.


Перспективный эсминец «Лидер»

Эсминцы проекта 23560 призваны заменить устаревшие советские образцы и усилить группировку дальней морской зоны флота. До 2025 года государство планирует построить новейшие российские военные корабли этого класса в количестве до 20 единиц, оснащенных полным комплексом вооружения.

Новый корабль России имеет следующие характеристики:

  • длительность плавания составит до 90 суток автономного хода, а дальность до 8000 морских миль;
  • максимальная скорость составляет 32 узла, экипаж состоит из 300 человек;
  • боекомплект включает в себя артиллерийские системы «Армат», зенитные комплексы Панцирь, ударное вооружение ракет Циркон и многоцелевой группы вертолетов.

Эсминец «Лидер»

Сторожевые корабли проекта 11356Р для дальней морской зоны

Сторожевые корабли проекта 11356 является продолжением проекта «Буревестник» и дальнейшим совершенствованием кораблей дальней морской зоны. В отличие от иных перспективных видов вооружения эти корабли успешно вводятся в эксплуатацию — 3 находятся в строю, 3 строятся на верфях.

Проект имеет вооружение, сравнимое с эсминцами и следующие характеристики:

  • водоизмещение составляет 4 тысячи тонн;
  • максимальная скорость достигает 30 узлов, максимальное действие в автономных условиях составляет 30 суток;
  • экипаж — 180 человек;
  • вооружение — ракетное вооружение «Калибр» — 8 единиц, комплексы зенитной артиллерии и противолодочного вооружения.

ВТС «БАСТИОН»

Во времена своего расцвета Советский Союз располагал одним из самых крупных военно-морских флотов мира. В дальнейшем, после распада страны, ситуация значительно ухудшилась. Большое число кораблей и подлодок прекратило службу и отправилось на разделку. Оставшиеся, в свою очередь, не могли продолжать полноценную службу, что серьезно ударило по обороноспособности страны.

Тем не менее, к настоящему времени появилась возможность вновь заняться строительством кораблей, подлодок, вспомогательных судов и необходимой инфраструктуры. Некоторые более ранние планы уже выполнены, что позволяет определять порядок действий в будущем.

В настоящее время на разных стадиях строительства находятся несколько десятков заказов для военно-морского флота. В течение нескольких следующих лет флот получит большое количество новых и отремонтированных кораблей и подлодок. Кроме того, на более отдаленное будущее запланированы поставки совершенно новой техники. Уже сейчас известны некоторые подробности перспективных проектов, при помощи которых будет создаваться мощь ВМФ в отдаленном будущем. В последние годы представлены или анонсированы несколько новых проектов кораблей и субмарин, которым предстоит начать службу, как минимум, в середине следующего десятилетия.

Авианосец

Пожалуй, одна из главных тем обсуждений в контексте развития кораблей ВМФ в последние годы – перспективный проект отечественного авианосца. В настоящее время наша страна имеет лишь один корабль этого класса, что приводит к соответствующим ожиданиям. Широкая общественность, а вместе с ней и некоторые представители военного и политического руководства страны проявляют большой интерес к кораблям с возможностью несения авиационной группы. Тем не менее, пока этот интерес не выходит из стадии предварительного изучения проблемы.

Макет перспективного авианосца, представленный несколько лет назад.

В течение нескольких последних лет тема строительства новых авианосцев неоднократно поднималась на разных уровнях, но пока дело не идет дальше обсуждений и проработки некоторых вопросов. Согласно различным заявлениям представителей вооруженных сил и руководства страны, новый авианосец может быть построен не ранее конца текущего десятилетия. Кроме того, возможно дополнительное смещение сроков вправо со сдачей первого корабля нового типа не ранее середины или конца двадцатых годов. Таким образом, возможность строительства авианосца не исключается, однако сроки этих работ совершенно не внушают оптимизм.

Несмотря на отсутствие каких-либо четких планов, судостроение уже предлагает свои варианты перспективных кораблей. Ранее сообщалось, Крыловский государственный научный центр разрабатывает несколько вариантов проекта авианосца. Эти корабли должны отличаться размерами, водоизмещением и другими характеристиками. Еще в 2013 году на одной из российских выставок был показан макет, демонстрирующий основные идеи одного из новых проектов. По понятным причинам, он является лишь визуализацией одного из предложений, из-за чего может (или даже должен) серьезно отличаться от корабля, который будет построен в будущем.

По имеющимся данным, рассматривается возможность строительства кораблей водоизмещением до 80-90 тыс. тонн с ядерным реактором или неатомной энергетической установкой, способных нести порядка полусотни летательных аппаратов. Взлет предлагается осуществлять при помощи катапульт или трамплина, а посадку выполнять с применением аэрофинишера. Какие из этих предложений дойдут до практической реализации, а какие будут изменены – покажет время.

Сроки начала работ по созданию и строительству перспективного авианосца пока являются предметом споров и поэтому неизвестны. При этом отсутствие значимых новостей в последнее время позволяет предполагать, что программа строительства вновь сдвигается. Как следствие, даже середина двадцатых годов выглядит чересчур оптимистичным вариантом сроков сдачи корабля. Таким образом, как минимум, в течение следующих 10-12 лет сохранит за собой звание единственного авианосца ВМФ России.

Десантные корабли

Совсем недавно шло активное обсуждение контракта на строительство двух универсальных десантных кораблей типа Mistral французской разработки. Сначала обсуждался сам контракт, его необходимость и последствия для флота, а затем темой споров стал отказ официального Парижа от передачи построенных кораблей и последовавшие за этим события. Результатом всех событий вокруг двух кораблей стало возвращение России уплаченных денег и поиск нового покупателя. Тем не менее, благополучное разрешение истории с «Мистралями» не сняло с повестки дня вопрос создания новых десантных кораблей.

Макет УДК «Лавина»

В настоящее время основной надеждой десантного флота являются корабли проекта 11711. Первый большой десантный корабль этого типа () уже построен, а второй («Петр Моргунов») был заложен в прошлом году. По проекту 11711, как было объявлено, построят только два корабля. В дальнейшем в серию пойдут корабли новых типов.

Летом прошлого года появилась информация о планах по строительству более крупных десантных кораблей, по описанию соответствующих классу универсальных. По сообщениям прессы, первый подобный корабль начнут строить уже в 2016 году. От существующих кораблей он должен отличаться большими размерами и возможностью высадки десанта на значительном расстоянии от берега. Он сможет перевозить не только бронемашины различных типов, но и вертолеты. Утверждалось, что флот получит не менее четырех таких кораблей.

По-видимому, неназванные источники средств массовой информации, говоря о новых УДК, имели в виду проект «Лавина», разработанный Невским проектно-конструкторским бюро. В начале лета прошлого года макет такого корабля был представлен на форуме «Армия-2015». Проект создавался в качестве возможной замены для уже построенных кораблей, которые отказалась передавать Франция. По своим характеристикам корабль «Лавина» не должен уступать «Мистралям». Кроме того, предполагается обеспечить некоторые преимущества перед существующей техникой, как отечественной, так и зарубежной.

УДК «Лавина» должен иметь водоизмещение 24 тыс. т при длине порядка 180 м. Корабль должен получить артиллерийское и ракетное оружие для самообороны. Большая часть объемов трюма и палуба будет выделена для перевозки бронемашин и авиационной техники. Заявлена возможность транспортировки 50 единиц бронетехники, до 16 вертолетов и до 500 человек. За счет собственных средств и при содействии десантных катеров «Лавина» сможет высаживать десанты как на удалении от берега, так и непосредственно на побережье, оборудованное или необорудованное.

В прошлом году сообщалось, что строительство новых десантных кораблей может начаться уже в 2016-м. Тем не менее, назывались и другие сроки – не ранее 2018 года. При этом есть основания предполагать, что командование военно-морского флота уже определилось с необходимостью строительства подобных кораблей, из-за чего под вопросом остаются только сроки выполнения этих работ и подрядчик. Какое предприятие и в какие сроки начнет строительство кораблей типа «Лавина» (или иного аналогичного проекта) – станет известно в обозримом будущем.

Эсминцы «Лидер»

Как минимум, с конца прошлого десятилетия ведется разработка нового эсминца, который в будущем должен заменить существующие корабли нескольких проектов. Время от времени судостроительная промышленность публиковала некоторые подробности текущих работ, а также раскрывала те или иные особенности проекта. Наконец, в 2015 году впервые был показан макет перспективного корабля.

Макет эсминца «Лидер»

Согласно ранее оглашенным данным, будет иметь водоизмещение на уровне 18 тыс. т, что позволит оснастить его всем необходимым оборудованием и вооружением. На этот корабль планируется возложить осуществление противолодочной и противовоздушной обороны, а также нанесение ударов по наземным и надводным целям. Утверждалось, что «Лидер» сможет заменить существующие эсминцы проекта 956 и большие противолодочные корабли проекта 1155. По своим ударным возможностям этот эсминец будет уступать только ракетным крейсерам проекта 1144.

Упоминалось применение ядерной энергетической установки. Кроме того, предполагалось оснастить «Лидер» универсальными пусковыми установками для ракет различного назначения. Общий боекомплект оценивается в 150-200 ракет. Полный состав вооружения корабля при этом пока не разглашается, что приводит к появлению различных предположений. К примеру, существует версия об оснащении эсминца зенитным ракетным комплексом большой дальности, разработанным на базе перспективной «сухопутной» системы С-500.

Несколько следующих лет планируется потратить на завершение разработки нового проекта. Строительство головного «Лидера» стартует в 2019 году. О подобных планах в прошлом году сообщил главком ВМФ адмирал Виктор Чирков. Количество эсминцев пока не уточнялось, но в некоторых источниках упоминается возможность строительства серии из 10-12 кораблей в интересах нескольких флотов. Вероятно, большая часть новых эсминцев уйдет служить на Северный и Тихоокеанский флоты.

Подводный флот

В последние годы развитию подводных сил военно-морского флота уделяется особое внимание. Следствием этого является серийное строительство атомных и , а также дизель-электрических 636.3 «Варшавянка». Так, в случае с последними программа уже приближается к концу строительства первой партии из шести субмарин, после чего планируется заказать вторую подобную серию. Также в июне планируется заложить очередную подлодку проекта «Борей», а строительство уже шестого «Ясеня» стартует в конце года.

Дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 «Варшавянка»

В последнее время появились несколько новостей о дальнейшем развитии подводного флота. Сообщается, что в настоящее время конструкторское бюро «Малахит» занимается формированием облика новой многоцелевой атомной подлодки, которая будет относиться к пятому поколению. Проект получил шифр «Хаски» и находится на ранних стадиях. На данный момент об этом проекте известно крайне мало.

Подлодки типа «Хаски» должны будут решать те же задачи, что и субмарины проекта 885, а главным их вооружением станут ракеты «Циркон». О каких-либо характеристиках говорить пока рано, хотя бы из-за текущей стадии проекта. Пока специалисты занимаются лишь формированием облика новой техники и определяют основные ее особенности.

В следующую Госпрограмму вооружений, которая будет реализовываться в срок до 2025 года, планируется включить строительство новых неатомных подводных лодок с воздухонезависимой энергетической установкой. Таким образом, в обозримом будущем военно-морской флот получит субмарины нового проекта «Калина», созданного в ЦКБ МТ «Рубин». Количество требуемых подлодок пока не определено, но этот вопрос будет решен в течение нескольких следующих месяцев. Новую Госпрограмму планируется утвердить до конца 2016 года.

Сообщается, что новый проект «Калина» подразумевает оснащение подлодки воздухонезависимой энергоустановкой и ракетным комплексом «Калибр». Другие технические подробности пока не разглашаются. По сообщениям отечественной прессы, новый проект уже существует, однако пока не прошел согласование с министерством обороны и не получил его одобрения. Таким образом, в ближайшее время должны пройти несколько важных этапов проекта, которые откроют ему дорогу к серийному строительству.

Ближайшее будущее

Строительство новых авианосцев, эсминцев «Лидер», десантных кораблей «Лавина» и подлодок «Хаски» является делом достаточно отдаленного будущего. Закладка этих кораблей и подлодок состоится, как минимум, в конце текущего десятилетия, что приведет к соответствующим срокам сдачи готовой техники. Тем не менее, уже сейчас ведется строительство кораблей и субмарин различных типов, что позволяет проводить модернизацию флота и повышать его боеспособность, не дожидаясь создания новых перспективных проектов.

Фрегат «Адмирал Григорович», переданный флоту 10 марта 2016 г.

По имеющимся данным, до конца текущего 2016 года военно-морской флот должен получить около десятка новых боевых кораблей и подводных лодок нескольких типов. К концу года флоту планируется сдать головной «Адмирал флота Советского Союза Горшков». 10 марта был подписан приемо-сдаточный акт на головной сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович». До конца года флоту передадут еще два подобных корабля – «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров».

Следует отметить, что строительство следующих кораблей проекта 11356 должно серьезно затянуться ввиду проблем с поставками комплектующих. Из-за временного отсутствия подходящих двигателей их удастся достроить и передать флоту только к концу десятилетия. Не ранее середины 2016 года боевой состав флота пополнит большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711.

Также в планах на этот год сдача корветов «Совершенный» и «Громкий» проекта 20380. Таким образом, в этом году флот получит семь крупных надводных кораблей: первый из них (фрегат «Адмирал Григорович») уже сдан, еще шесть ждут своего времени.

Планы на завершение строительства подлодок на текущий год значительно скромнее. В конце года Черноморскому флоту передадут две подлодки проекта 636.3 «Варшавянка»: Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино». Следующие передачи атомных подлодок, строительство которых ведется в настоящее время, запланированы только на 2017 года.

В настоящее время в нашей стране реализуется программа по строительству новых кораблей и субмарин. Несколько новых единиц должны войти в состав военно-морского флота до конца текущего года. На следующие годы так же запланирована сдача большого количества новых кораблей. Это позволит увеличить долю новой техники до требуемого уровня и тем самым повысить боеспособность ВМФ.

Одновременно с выполнением текущих заказов по существующим проектам отечественная промышленность разрабатывает новые корабли и субмарины. В некоторых случаях, как с авианосцем, будущее текущих проектов пока еще не определено и является предметом споров. В прочих проектах уже присутствуют те или иные планы, которые будут осуществляться в будущем.

Строительство эсминцев «Лидер», подлодок «Хаски» и другой новой техники начнется не ранее 2018-20 годов, а на службу они поступят только к середине следующего десятилетия. Таким образом, уже сейчас, за долгие годы до предполагаемого начала службы новых кораблей, специалисты создают задел для защиты страны в будущем.

30 октября отмечается День основания Российского военно-морского флота. В этот день в 1696 году Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России. Сейчас на вооружении ВМФ РФ находится более 200 боевых кораблей. Мы решили выделить из них десять самых лучших.

«Пётр Великий»

«Пётр Великий» является единственным находящимся в строю тяжёлым атомным ракетным крейсером третьего поколения проекта 1144 «Орлан». Это один из самых больших действующих неавианесущих ударных боевых кораблей. Корабль предназначен для уничтожения авианосных групп противника. Крейсер начали строить в 1986 году. Был спущен на воду в 1989 году. Сейчас «Пётр Великий» — флагман Северного флота ВМФ РФ.

Длина атомного крейсера составляет 251 м. Водоизмещение — 23750 тонн. «Петр Великий» развивает скорость 57 км/ч. Корабль способен находиться в плавании до 60 суток без пополнения запасов продовольствия. Экипаж крейсера состоит из 635 человек. «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей ВМФ РФ и одним из мощнейших ударных кораблей в мире. Корабль имеет возможность поражения крупных надводных целей и защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания, он оснащён ударными крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 550 км. «Пётр Великий» оснащён противокорабельным ракетным комплексом «Гранит». На корабле установлен противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф. Также имеется автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Крейсер вооружён зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», обеспечивающим самооборону от ряда точных вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты, малотоннажные корабли. Кроме того крейсер «Пётр Великий» оснащён 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками АК-130. Крейсер также вооружён двумя противолодочными ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад». Для борьбы с торпедами противника крейсер «Пётр Великий» имеет противоторпедный комплекс РКПТЗ-1М «Удав-1М». На борту крейсера базируются два противолодочных вертолёта «Ка-27».

Видео


Ракетный крейсер «Москва»

Ракетный крейсер «Москва» является флагманом Черноморского флота России. Этот корабль был пущен на воду в 1983 году. Крейсер предназначен для нанесения ударов по крупным надводным кораблям противника, в первую очередь авианосцам, обеспечивает боевую устойчивость корабельных противолодочных групп. Кроме того корабль может осуществлять противовоздушную оборону удаленных соединений, огневую поддержку десанта. Длина корабля составляет 186 метров. В автономном плавании он может находиться 30 суток. Экипаж — 416 человек. Максимальная скорость крейсера — 60 км\ч.

Корабль вооружен противовоздушным комплексом «Риф» С-300Ф, пушкой АК-130, артустановкой АК-630, противокорабельными ракетами «П-1000 Вулкан», зенитным ракетным комплексом «Оса-М». На крейсере находится один вертолет «Ка-27».

Видео


Ракетный крейсер «Варяг»

Ракетный крейсер «Варяг» — флагман Тихоокеанского флота. Выполнен по такому же проекту, что и «Москва». Он был спущен на воду в 1983 году.

Длина этого корабля составляет 186,4 м. «Варяг» развивает скорость 60 км/ч. В автономном плавании он может находиться 30 суток. Экипаж — 476 человек. Крейсер имеет такое же вооружение, что и крейсер «Москва».

Видео


Эсминец «Настойчивый»

Эсминец «Настойчивый» — флагман Балтийского флота. Он был спущен на воду 19 января 1991 года. Эсминец предназначен для подавления наземных целей, в том числе объектов противодесантной обороны, живой силы и техники противника при проведении десантных операций, осуществления противовоздушной и противокорабельной обороны соединений и отдельных кораблей, борьбы с десантно-высадочными средствами противника, патрулирования и несения боевой службы совместно с другими силами флота, решения других задач. Длина составляет 156 м. Скорость эсминца - 62 км/ч. Экипаж - 296 человек. В автономном плавании он может находиться 30 суток.

Корабль вооружен 2 спаренными артиллерийскими установками АК-130/54, шестиствольными артиллерийскими установками АК-630, пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет П-270 «Москит», двумя зенитно-ракетными комплексами «Ураган», двумя шестиствольными реактивными бомбометными установками РБУ-1000, двумя сдвоенными торпедными аппаратами. На борту располагается один вертолет «Ка-27».

Видео


Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Крейсер был спущен на воду в 1985 году. Входит в состав Северного флота. Длина корабля составляет 306 м. Скорость - 53 км/ч. Экипаж - 626 человек.

В настоящее время возможности авианосца ограничены из-за недостаточной численности авиагруппы. Крейсер вооружен противокорабельным ракетным комплексом «Гранит», корабельной противовоздушной системой «Кинжал», зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», реактивным комплексом противоторпедной защиты РБУ-12000 «Удав», артустановкой АК-630.

Видео


Подводная лодка «Юрий Долгорукий»

Российская атомная подводная лодка стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий» была спущена на воду в 2008 году. Пока это единственный корабль проекта 955 «Борей», вошедший в строй. Он входит в состав Северного флота. Длина подводной лодки составляет 170 м, подводное водоизмещение — 24000 тонн. Скорость надводная составляет 28 км/ч, скорость подводная - 53 км/ч. В автономном плавании лодка может находиться 90 дней. Экипаж — 107 человек.

Подводная лодка «Юрий Долгорукий» вооружена торпедами, крылатыми ракетами, ПЗРК. Также может производить пуск баллистических ракет «Булава».

Видео


Подводная лодка «Северодвинск»

Многоцелевая атомная подводная лодка 4-го поколения «Северодвинск» была спущена на воду в 2010 году. Надводная скорость подлодки - 30 км/ч, подводная - 57 км/ч. Длина подлодки составляет 119 м. Подводное водоизмещение - 13800 тонн.

Подводная лодка вооружена десятью торпедными аппаратами, ракетами «ЗМ-14», «ЗМ-54» и П-800 «Оникс».

Видео


Сторожевой корабль «Татарстан»

Сторожевой корабль «Татарстан» проекта 11661 («Гепард») является флагманом Каспийской флотилии. Вступил в строй 31 августа 2003 года. Надстройка этого корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности. Корабль предназначен для выполнения комплекса задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Длина корабля составляет 102,1 м. Скорость - 52 км/ч.

Основное оружие корабля — противокорабельный ракетный комплекс «Уран» с противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР) типа Х-35. Артиллерийское вооружение включает артиллерийскую установку АК-176М и две автоматизированные артиллерийские установки АК-630М. Для противовоздушной обороны используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2». В качестве противолодочного вооружения на корабле установлены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата, а в качестве противоторпедного — одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000. Возможно оснащение корабля противолодочным вертолётом корабельного базирования «Ка-27».