Ь –показатель мягкости согласных звуков. Правила переноса слов с мягким знаком в середине

Русский язык

Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине.

Цели у рока :

1.Закрепить знания учащихся в правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

2.Используя игровые приемы, развивать у учащихся логическое мышление, речь.

3.Воспитание мотивации к учению.

Наглядность и оборудование: картины, кроссворд, таблицы.

Ход урока :

I. Организационная часть.

Прозвенел звонок.

Начинаем наш урок.

1.Рапорт дежурного.

II. Сообщение темы урока.

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает.

Может только показать

Какую тему изучаем?

Где может стоять ь?

Мы сегодня продолжим изучение темы « Мягкий знак на конце и в начале слова»

III. Изучение нового материала.

1 .Задание на мышление.

На уроке русского языка мы учимся писать красиво. Чтобы узнать какие буквы будем писать, нужно выполнить задание.

гроза ветер луна солнце

дождь пыль ночь … (день)

а) Какое слово пропущено?

б) Что общего между словами нижнего ряда?

2. Минутка чистописания: нь

3. Что вы знаете о мягком знаке?

а) Мягкий знак-хитрый знак

Не назвать его никак

Он не произносится,

Но в слово часть просится.

4. Что обозначает мягкий знак?(мягкость согласного)

5.Измените слово так, чтобы получился на конце мягкий согласный.

Ел-ель шест-

Угол- жар-

6.Мягкий знак пригласил гостей, в названиях которых пишется ь.

Прилетел гусь. Просит правильно написать слова.

Письмо под диктовку.

Гусь, лось, коньки, карась, мальчик, день, письмо, пальто.

а) Прочитайте слова.

б) Подчеркните ь вместе с согласной буквой.

в)Прочитайте слова с ь на конце.

Прочитайте слова с ь в середине слова.

7. Пришли Машенька и Дашенька (картина)

Спрячьте ь в середину слова.

Пень-пеньки

8. Прилетел снегирь (картина)

а) Упражнение на мышление.

Назови лишний предмет.

Портфель, коньки, кольца, книга (нет мягкого знака).

б) Работа с учебником.

Выполнение упр. 15, стр. 84.

9.Пришел медведь (картина). Просит нас отдохнуть.

Физкультминутка

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой.

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок малютка просто,

Очень маленький он был,

С погремушкою ходил.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь,

С погремушкою ходил.

а) Проговорите про себя слова физкультминутки и назовите, в каких слова пишется ь (большой, поменьше, маленький, дзинь)

10. Заполни кроссворд (у каждого на парте)

а) Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко. (Лось)

б) Стройный, красивый,

Рога ветвистые.

Пасется весь день

Кто же это? …(Олень)

в) Домашнее животное (Лошадь)

г) Кто в лесу густом живет

Неуклюжий, косолапый.

Летом ест клубнику, мед,

А зимой сосет он лапу (Медведь).

11. Пришла Мальвина (картина)

Мальвина принесла пять больших тюльпанов.

а) Что принесла Мальвина?

б) В каких словах пишется ь?

в) Напишите предложение в тетрадь.

г) Подчеркните ь вместе с согласной буквой.

На обратной стороне тюльпанов слова с пропущенной буквой. Нужно объяснить правописание слов с ь (Дети выходят к доске)

11.Задание от лебедя (картина)

Какие слова подходят к данной схеме?

деньки коньки

пеньки окунь

полька моль

пень угольки

пыльно соль

а) Где пишется ь?

12.Кто пришел к ь?

а) Назовите слова с ь на конце.

б) Назовите слова с ь в середине.

III. Заключительная часть.

1.Задание от самого Ь. Задание на дом. Упр. 14, стр. 84.

а) Какую тему изучали?

б) Где может стоять ь?

в) Кто пришел в гости к ь?

г) Какие задания понравились больше?

Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон , бульон , гильотина , карманьола , компаньон , миньон , павильон , почтальон , шампиньон .

§ 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной , кроме ч , щ (см. §75), в конце слова, например: пить , темь , конь , и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба , просьба , нянька , меньше .
Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:
  1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
  2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь , льстить , мельче , пальчик .
Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч , щ , буква ь не пишется, например: кости , ранний , нянчить , кончик , каменщик .

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется , например: иллюзия , гулливый .

§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:
  1. В образованных от числительных пять , шесть , семь , восемь , девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят , семьдесят , восемьдесят , девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т.п.
  2. В формах творительного падежа множественного числа, например: детьми , людьми , также четырьмя .
  3. В неопределённой форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить - напиться ; исправь - исправься , исправьте ; взвесь - взвесься , взвесьте .
§ 74. Буква ь не пишется:
  1. В прилагательных с суффиксом -ск - , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
  2. Примечание. Прилагательные сентябрьский , октябрьский , ноябрьский , декабрьский , июньский , деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань).

  3. В родительном падеже множественном числе от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к - уменьшительных , например: вишня - вишен , вишенка ; бойня - боен ; читальня - читален ; но: баня - бань , банька ; яблоня - яблонь , яблонька ; также деревня - деревень , деревенька ; барышня - барышень ; кухня - кухонь , кухонька .
§ 75. После шипящих (ж , ч , ш , щ ) буква ь пишется только в следующих случаях:
  1. На конце существительных женского рода в именительном и винительном падеже единственном числе, например: рожь , ночь , мышь .
  2. В окончании 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несёшь - несёшься , носишь - носишься , примешь - примешься .
  3. На конце глагола в единственном числе повелительного наклонения, причём буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь - мажься ; спрячь - спрячься ; ешь .
  4. Во множественном числе повелительного наклонения перед -те , -тесь , например: мажьте - мажьтесь ; спрячьте - спрячьтесь ; ешьте .
  5. На конце глагола в неопредёленной форме, причём буква ь пишется и перед -ся , например: стричь , стричься .
  6. Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь , вскачь , прочь , а также в наречии настежь .
  7. На конце частиц: вишь , бишь , лишь , ишь .

) и выполняет несколько служебных функций:

  • разделительная функция,
  • обозначение мягкости согласного на письме,
  • показатель грамматических форм.

Разделительный мягкий знак.

  • Ь в качестве разделительного знака употребляется после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. :
    семь я [с’эм‘й’ А], ль ёт [л‘й’ от], вь юга [в‘й’ уга], соловь и [салав’й’и], муравь я [мурав‘й’ а], рожью [рОжй’у ].

    После приставок Ь никогда не пишется

    Ь разделяет предшествующий ему согласный и согласный звук [й’] (- всегда звонкий, всегда мягкий), подсказывая при этом появление звука [й’].
    Я солю [сал’У] щи солью [сал’й’У].
    Пылю пылью .
    Коля несёт колья .
    Сначала полю , потом полью .

    Неразделительный мягкий знак.

    Обозначение мягкости согласного (кроме шипящего).

    • Ь обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова:
      моль , роль , пять , фонарь .
      При этом мягкость или твердость согласного в конце слова определяет разные по смыслу слова:
      тол — толь, угол — уголь, вес — весь, ясен — ясень, ел — ель, дан — дань.
    • в середине слова Ь обозначает:
      • мягкость согласного перед твердым согласным:
        Кузь ма, кось ба, пись мо, паль ма;
      • Ь пишется между двумя мягкими согласными, только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким:

        Кузь ме (изменили слово — Кузьма, чтобы м стал твердым), кось бе (косьба) , в пись ме (письмо), на паль ме (пальма);

        Например, гвозд и [гвОз’д’и] мягкий знак не пишется — гвозд одёр, где з — твердый звук.

      • мягкость согласного Л перед любыми другими согласными (не Л):
        маль чик, боль шой, боль ница, моль берт.

    Мягкий знак пишется (орф. №9):

    • в конце слов для обозначения мягкости согласных: конь, пять ;
    • Мягкий знак в числительных (№41)
      • В Именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак Ь: семьдесят, семьсот .
      • в падежах числительного восемь : восьми (род., дат., пр. падежи), восьмью или восемью (тв.падеж) ;
    • в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных: детьми, людьми, четырьмя ;
    • в стечении согласных после л , перед м, б, г, к : мольба, письмо, резьба, возьму ;
    • в середине слова между двумя мягкими согласными : скользить ;
    • у возвратных глаголов в повелительном наклонении и большинства глаголов в неопределенной форме: одевать — одеваться, бежать, мыть — мыться ; приготовь, приготовься, приготовьтесь (повелительное наклонение); назначьте;
    • в прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский ): июньский, сентябрьский .

    Мягкий знак не пишется

    • внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч, щн, ст, нт, нн :
      ночк а, ночн ик, конч ик, барабанщ ик, спорщ ик, испорч енный, помощн ик, мост ик, банти к, осенн ий.
    • между двумя мягкими Л : илл юзия, колл екция .
    • у числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 на конце слова: пятьдесят, пятьсот.

    Ь — показатель грамматических форм.

      • Ь пишется после шипящих (орфограммы 8,20,22,48, 64)

        • в существительных женского рода единственного числа (3-го склонения):
          дочь , мышь , ночь , тишь .
          Сравните с существительными мужского рода ед.числа: мяч, шалаш, ёж.
        • в глагольных формах (во всех формах после шипящих):
          • во 2-м лице ед.ч. глаголов настоящего и будущего времени: идёшь , поёшь , решаешь , спишь, учишь ся, бросишь , бросишь ся;
          • в инфинитиве (неопределенной форме глагола): беречь , беречь ся, стеречь , лечь , жечь , обжечь ся;
          • в глаголах повелительного наклонения: спрячь , отрежь , отрежь те, съешь , съешь те.
        • в наречиях с основой на шипящую: вскачь , наотмашь , навзничь .
          Исключение : Уж замуж невтерпёж .
        • в : вишь , лишь , ишь , бишь .
      • Ь после шипящих не пишется:

        • у существительных не 3-го склонения:
          • в существительных 2 склонения (мужской род единственное число, нулевое ): грач, луч, шалаш.
          • в существительных в форме родительного падежа множественного числа: (нет) задач, туч, луж, рощ.
        • в кратких прилагательных: горяч, тягуч.
        • у наречий на —ж (кроме настежь ): уж, замуж, невтерпёж .
    • -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах (№ 23)

      • Если глагол на -тся, -ться отвечает на вопросы настоящего или будущего времени (нет Ь в вопросе), то перед -ся мягкий знак не пишется: Купается (что делает? наст.вр.) . Если глагол отвечает на вопросы неопределенной формы (есть Ь в вопросе), то мягкий знак пишется: купаться (что делать? — неопр.ф.) .

Данный конспект предназначен для проведения группового занятия с детьми 3 класса с речевым заключением «Системное недоразвитие речи».

Тема логопедического занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

Цели:

Коррекционно-обучающие:

  • учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь
  • формировать умение объяснять орфограмму

Коррекционно – развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие и слух,
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,
  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Ход логопедического занятия:

1. Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
И дня доброго желай.

2. Правило речи.

Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно!
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.

Чтобы правильно произносить все звуки, давайте сделаем зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
Кто же тут, а кто же там
Он глядит по сторонам.
Смотрит как расческа зубы
Нам причесывает губы.
На качелях оказался,
Вверх взлетел,
И вниз спускался.

3. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик малышок.
Ой, указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять,
И движенья выполнять.

4. Тема логопедического занятия.

Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку:

Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.

Правильно, это мягкий знак: «Ь».

Нарисуем «Ь» знак
Нежно капелькой вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.

Дети пишут «Ь» на пшене.

Тема сегодняшнего занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

Что вы можете сказать о мягком знаке?

  • «Ь» — это буква.
  • «Ь» не обозначает никакого звука.
  • «Ь» можно писать, но нельзя прочитать.

Что обозначает мягкий знак?

Он обозначает мягкость согласного.

5. Фонематическое восприятие.

В карточках фишкой закройте согласную, которая слышится в конце слова.

Соль, конь, нос, хорь, лось, пень, комар, кран, мел.

Вспомните слова, которые я называла.

6. Игра «Назови слова с мягким знаком».

Рассмотрите картинки (презентация). Назовите картинки, в названии которых согласный звук в конце слова произносится мягко.

Лось, конь, дождь, морковь, медведь, букварь, гусь, якорь.

Прочитайте все слова. Что общего во всех этих словах?

Во всех словах пишется мягкий знак.

7. Игра «Вставь мягкий знак».

Прочитайте слова, вставьте «Ь», где нужно.

8. Физминутка (музыкальная).

Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Приготовьтесь, все ребятки,
Танцевальная зарядка!

Мы похлопаем в ладоши:
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали:
Дружно веселее.
По коленочкам ударим:
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились.
Завертелись, завертелись,
И остановились.

9. Загадка.

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы — фигурные …
(коньки)

Слово «коньки» вывешивается на доске. Логопед читает слово вместе с детьми.

Где находиться «ь» в слове «коньки»?

Почему после «Н» стоит мягкий знак? (Потому что «Н» звучит мягко.)

Да, мягкий знак может находиться и в середине слова.

Мягкий знак – такой хитрец!
В слове встал он в серединку,
Буквам заменил перинку.
Между двух согласных
Чувствует прекрасно.

10. Игра «Спрячьте мягкий знак в серединку».

Измените слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Конь – коньки
Пень – пеньки
Хорь — хорьки

Где в слове может встретиться «Ь»?

11. Работа с предложениями.

Прочитатйте предложения. Какая буква пропущена в словах?

Лос. – сил.ный звер..
Он ест траву и ветки, любит сол.
В чаще леса скрывался лос.
У него бол.шие ветвистые рога

Составить текст, соблюдая следующую последовательность:

1) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
2) Предложение со словом, имеющим «Ь» в середине между гласными.
3) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
4) Предложение, где есть два слова с «Ь».

Прочитайте весь текст. Что мы узнали про лося?

Выпишите из текста слова с мягким знаком. Подчеркните в словах согласную букву и мягкий знак после нее.

12. Итог занятия.

Когда в словах пишется мягкий знак?

Когда согласный звук произносится мягко?

Мягкий знак с согласной дружен.
В конце и середине слова нужен.
За согласными знак пишем,
Если мягкими их слышим.

Домашнее задание: выучить стихотворение про мягкий знак.

Галимова Галина Павловна,
учитель-логопед,
коррекционная школа-интернат VIII вида,
Башкортостан, г.Янаул

МБОУ БГО СОШ № 12

Правописание мягкого знака
в середине и в конце слова.

урок русского языка, 2 класс

Подготовила и провела

учитель нач. классов Гаврилина Л.В.

г. Борисоглебск

Тема: Правописание мягкого знака

в середине и в конце слова.

Ц е л и:

Обучающие:

развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные:

формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие:

формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Используемые методы:

    наглядные,

    частично-поисковые;

    практические;

    проблемные.

Наглядность:

    карточки в форме солнышка и тучки;

    карточки для словарной работы;

    карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.

    карточки со схемами позиций мягкого знака;

    наглядность значений слова «соль»

Ход урока.

I . Орг. момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II . Цели урока (психологическая минутка).

Вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

III . Чистописание:

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

Где может стоять второй знак (в конце слова)

Итак, сначала все пропишем в воздухе.

А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая .

Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

    у неё нет собственного звука,

    но может влиять на звук, стоящий перед ней,

    не может стоять в начале слова

    не имеет заглавной буквы.

Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь ?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь)

Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь ск _ зать - скажеш ь

IV . Словарная работа:

Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

Почему (проверяем по словарю).

Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

кто?

что?

учитель

девочка

медведь

мальчик

тетрадь

пальто

морковь

коньки

Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

Какие слова отвечают на вопрос Кто?

Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак пишется в словах, отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.

Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)

Почему? ( правописание чк-чн без мягкого знака– мягкий знак не пишется)

Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

- Давайте восстановим это правило полностью.

ЧК

ЧН Ь НЧ

ЩН НЩ

В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.

V . Физминутка.

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

Рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет.

Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (дождь, рожь, пьет, льет. )

Почему в этих словах пишется мягкий знак?

А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет и действие)

Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.

VI . Звуко-буквенный анализ слова.

- Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.

А почему говорят: «Соль дела, соль урока»?

Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко -буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[ с ] – согл., тверд., глух., парн.

[ о ] – гл., уд.

[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.

[ - ] .

4 б., 3 зв.

Почему букв здесь больше, чем звуков?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Физминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

VII . Работа с предложением.

Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)

Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.

Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

А теперь давайте запишем такое предложение «Ол ь га спела ноту сол ь (комментирует один ученик)

Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.

VIII . Работа в парах.

А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения, и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?

А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?

Физминутка «Надуваем шарик»

(надуваем – большой, перестали – маленький)

В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)

Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)

IX . Итоги урока.

Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

А какой секрет русского языка вы теперь знаете?

(когда и зачем пишется мягкий знак)

Хорошо, вы все справились с трудностями.

Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

Молодцы. У вас у всех хорошее настроение.

Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

Спасибо всем. Урок закончен.