Технические изобретения изменившие жизнь человечества. Великие изобретения человечества

20 открытий и изобретений, качественно изменивших жизнь человечества. Необязательно масштабных, как адронный коллайдер, но зато в отличие от него ощутимо полезных и нужных

    АЛКОГОЛЬ. Наши предки изобрели алкоголь - «похититель рассудка» (6-10 тыс. лет до н.э.), чтобы преодолевать страх перед силами природы. Судя по популярности и массовому распространению спиртного в мире, люди до сих пор ужасно боятся снега и дождя. Особенно мужчины после получки...

    ЭЛЕКТРОКАРДИОСТИМУЛЯТОР. Первые клинические испытания электрокардиостимулятора прошли в 1927 г. Он был на проводах, а сейчас его вживляют прямо в человека, превращая его практически в робота. Оказывается, сердцем можно управлять - несчастным влюблённым на заметку!

    КОМПЬЮТЕР. Многие знают о том, что первый программируемый компьютер был создан Георгом Шутцем из Стокгольма и показан в 1855 г. на Всемирной парижской выставке. Но немногие знают, что Георг Шутц, по слухам, был нашим парнем Жорой Шуцем, так что можно сказать, отец компьютера - из России!

    ТЕЛЕФОН. Первый телефон запатентовал в 1876 г в США изобретатель Александр Белл, причём звонка в нём не было (его придумал другой инженер аж через 2 года!), а первый абонент вызывался при помощи... свистка. Этакий прообраз специального милицейского телефона.

    ФОТОГРАФИЯ. Первая приличная фотография была сделана в 1826 г. французом Жозефом Ньепсом с помощью камеры-обскуры и называлась… «Вид из окна». Поразительно, что фотоаппараты с той поры фантастически усовершенствовали, но виды из окон продолжают снимать...

    ХОЛОДИЛЬНИК. Изобрёл его врач - в 1850 г. американец Джон Гори придумал аппарат, производящий искусственный лёд. В 1927 г. в США начали промышленное производство холодильников, в СССР припозднились на 10 лет. Зато некоторые наши холодильники-1937 работают до сих пор!

    ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ. Люди направляют ядерную энергию, над открытием которой бились физики во главе с Резерфордом, и на позитив - в атомных подлодках и электростанциях, и на негатив - вспомните Хиросиму. Это как волшебная палочка - смотря в чьи руки попадёт…

    ИНТЕРНЕТ. В 1969 г. по заказу Минобороны США были объединены общей микросетью всего 4 (!) компьютера в разных университетах. Очень медленно к ним присоединялись другие машины, но вот в 1989 г. британский учёный Тим Бернерс-Ли изобрёл способ обмена текстами в Сети - и понеслось, сплелась Всемирная паутина!

    КОЛЕСО. Изобретённое предположительно в Месопотамии (4 тыс. лет до н. э.) колесо представляло собой вроде бы простой деревянный круг с отверстием в центре, а стало основой для сооружения самых сложных конструкций: от прялок, мельниц и гончарных кругов до автомобиля с мигалкой.

    КРАСКА ДЛЯ ВОЛОС. Кажется, что изобретение краски для волос - ерунда по сравнению с адронным коллайдером? А зачем тогда над этим бились галлы, саксы и даже неандертальцы? Официально краску изобрели в конце ХIХ в., но «отточили» технологию в 1932 г. Ту самую, что подарила миру Мэрилин Монро и Дмитрия Харатьяна.

    ПАМПЕРСЫ. Волшебные трусы, добавляющие сна ночью, изобрёл в 1957 г. американец Виктор Миллз, которому надоело стирать пелёнки внукам. Сначала все воротили носы от «пластиковых трусов» чудаковатого дедушки, но он упрямо экспериментировал на внуках - и осчастливил-таки человечество! А всё началось с лени и недосыпа!

    ПЕНИЦИЛЛИН. Говорят, что учёный Александр Флеминг, проводивший в 1928 г. опыты над бактериями, случайно недосмотрел за чашечками с микроорганизмами, там появилась плесень, и… И учёный догадался, что неслучайно вокруг плесени бактерии погибли, - она их разрушила! Так был изобретён пенициллин!

    ПУЛЬТ. Вроде бы ерунда - пульт, и зачем о нём писать среди изобретений самолёта и открытия ядерной энергии, а вспомните, что творится в доме, когда он теряется? Изобрели эту «волшебную палочку» в 1950 г. американцы, усовершенствовали англичане на Би-би-си. А у русских он стал «домашним любимцем №1»!

    РЕНТГЕН. «Волшебные лучи», позволяющие рассмотреть тело человека изнутри, открыл в 1895 г. немецкий профессор Вильгельм Рентген. Для презентации он сделал рентгеновский снимок руки своей жены с обручальным кольцом! Обидно, что Х-лучи за 10 лет до немца исследовали русские, но на что-то отвлеклись...

    САМОЛЁТ В 1881 г. первый летательный аппарат запатентовал русский изобретатель Можайский, одна беда - он не мог подняться в воздух. По-настоящему летающий аэроплан сконструировали американцы братья Райт - в 1903 г. он пролетел 260 метров! Впрочем, у нас ведь Баба-яга летала на ступе - может, первенство всё же за нами?

    ТЕЛЕСКОП. В 1608 г. голландский очковый мастер Иоганн Липперсгей впервые продемонстрировал «волшебную трубу» , а уже через год Галилей заглянул с её помощью прямо в космос. Когда кажется, что наша Земля - песчинка во Вселенной, всегда можно посмотреть в микроскоп - сужает кругозор...

    ТЕЛЕВИДЕНИЕ. ТВ делают тысячи людей, изобретал тоже не один. «Отцом» ТВ считается наш Владимир Зворыкин (работавший, правда, на американцев), который придумал в 1923 г. иконоскоп, но руку к «ящику» приложили десятки учёных. Кстати, в начале ХХ в. идея ТВ считалась лженаучной. Здравая, кстати, мысль…

    КОНТРАЦЕПТИВЫ. В Древнем Египте несчастных женщин заставляли предохраняться... крокодильим навозом и жевать петрушку. К секссчастью человечества, в 1855 г. изобрели первый резиновый презерватив, а через сто лет и гормональные контрацептивы, но петрушку многие продолжают жевать - на всякий случай…

    ВОДОПРОВОД. Изобретение водопровода (1 тыс. лет до н.э.) - не только технический шаг вперёд, но и социальный: чем больше человек потребляет воды - тем он продвинутее. Первый русский водопровод из деревянных труб появился в Великом Новгороде, причём на летнюю профилактику его явно в те времена не отключали…

    ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ. Впервые дало плоды в 1978 г. в Великобритании - там учёные «родили» девочку Луизу Браун, первого в мире ребёнка из пробирки. В СССР это первый раз произошло в 1986 г. - и снова девочка, что неудивительно: женщины (даже маленькие!) любопытнее и активнее мужчин!

Если Вам понравилась эта страница, и Вам захотелось, чтобы Ваши друзья тоже её увидели, то выберите внизу значок социальной сети, где вы имеете свою страницу, и выразите своё мнение о содержании.

Ваши друзья и случайные посетители благодаря этому добавят Вам и моему сайту рейтинг


Ещё два десятилетия назад люди и мечтать не могли о таком уровне развития технологий, как существует сегодня. Сегодня, чтобы пролететь половину земного шара, нужно всего полдня, современные смартфоны в 60 000 раз легче и в тысячи раз более производительные, чем первые компьютеры, сегодня производительность сельского хозяйства и продолжительность жизни высоки, как никогда в истории человечества. Попытаемся разобраться, какие же изобретения стали наиболее важными и, по сути, изменили историю человечества.

1. Цианид


Хотя цианид кажется довольно спорным, чтобы включать его в этот список, данное химическое вещество сыграло важную роль в истории человечества. В то время как газообразная форма цианида стала причиной гибели миллионов людей, именно это вещество является основным фактором при добыче золота и серебра из руды. Поскольку мировая экономика была привязана к золотому стандарту, цианид является важным фактором в развитии международной торговли.

2. Самолет


Сегодня уже никто не сомневается в том, что изобретение "металлической птицы" оказало одно из самых больших воздействий на историю человечества благодаря радикальному сокращению времени, необходимого для транспортировки товаров или людей. Изобретение братьев Райт было с восторгом воспринято общественностью.

3. Анестезия


До 1846 года любая хирургическая процедура была похожа скорее на какую-то мучительную пытку. Хотя анестетики использовались на протяжении тысяч лет, их ранние формы представляли собой разве что алкоголь или экстракт мандрагоры. Изобретение современной анестезии в виде закиси азота и эфира позволило врачам спокойно оперировать пациентов без малейшего сопротивления с их стороны (ведь пациенты ничего не чувствовали).

4. Радио

Истоки истории радио очень спорные. Многие утверждают, что его изобретателем был Гульельмо Маркони. Другие же утверждают, что это был Никола Тесла. В любом случае, эти два человека сделали очень многое, чтобы люди смогли успешно передавать информацию через радиоволны.

5. Телефон


Телефон был одним из самых важных изобретений в нашем современном мире. Как и в случае всех крупных изобретений, по поводу того, кто был его изобретателем, спорят до сих пор. Ясно только одно: патентное ведомство США выдало первый телефонный патент Александру Грэхему Беллу в 1876 году. Этот патент послужил основой для будущих исследований и развития электронной передачи звука на большие расстояния.

6. Всемирная паутина


Хотя все думают о том, что это совершенно недавнее изобретение, Интернет существовал в архаической форме в 1969 году, когда вооруженные силы Соединенных Штатов разработали ARPANET. Но в относительно современном виде Интернет появился только благодаря Тиму Бернерсу-Ли, который создал сеть гиперссылок на документы в Университете штата Иллинойс и создал первый браузер World Wide Web.

7. Транзистор


Сегодня кажется, что снять трубку телефона и позвонить кому-то в Мали, США или Индии - очень легко, но это не было бы возможным без транзисторов. Полупроводниковые транзисторы, которые усиливают электрические сигналы, сделали возможным отправку информации на большие расстояния. Человеку, который стал первым проводить эти исследования, Уильяму Шокли, приписывают создание Силиконовой долины.

8. Атомные часы


Хотя это изобретение может показаться не столь революционным, как многие из предыдущих пунктов, изобретение атомных часов имело решающее значение в продвижении науки. Используя микроволновые сигналы, излучаемые изменяющимися уровнями энергии электронов, атомные часы и их точность сделали возможным широкий спектр современных современных изобретений, в том числе GPS, ГЛОНАСС, а также Интернет.

9. Паровая турбина


Паровая турбина Чарльза Парсонса буквально изменила развитие человечества, придав толчок индустриализации стран и сделав возможным для кораблей быстро преодолевать океанские просторы. Только в 1996 году 90% электроэнергии в США было сгенерировано паровыми турбинами.

10. Пластик


Несмотря на повсеместное использование в нашем современном обществе пластика, он появился только в прошлом веке. Водостойкий и высокоподатливый материал используется практически во всех отраслях промышленности, от упаковки пищевых продуктов до игрушек и даже космических кораблей. Хотя большинство современного пластика делают из нефти, сегодня все чаще звучат призывы вернуться к оригинальной версии, которая частично была органической.

11. Телевидение


У телевидения была длинная и легендарная история, которая началась еще с 1920-х годов и продолжается до сих пор. Это изобретение стало одним из наиболее популярных потребительских продуктов по всему миру - почти 80% семей имеют телевизор.

12. Нефть


Большинство людей вообще не задумываются, когда заправляют бак своего авто. Хотя люди добывают нефть в течение тысячелетий, современная нефтяная и газовая промышленность возникли во второй половине девятнадцатого века. После того, как промышленники увидели все преимущества продуктов из нефти и количество энергии, вырабатываемой при их сжигании, они наперегонки бросились делать скважины для добычи "жидкого золота".

13. Двигатель внутреннего сгорания


Без открытия эффективности сгорания нефтепродуктов, современный двигатель внутреннего сгорания был бы невозможен. Учитывая, что он начал применяться буквально везде: от автомобилей до сельскохозяйственных комбайнов и горнопроходческих машин, эти двигатели позволили людям заменить непосильную, кропотливую и трудоемкую работу машинами, которые могут делать эту работу гораздо быстрее. Двигатель внутреннего сгорания также дал людям свободу передвижения, поскольку именно он был использован в автомобилях.

14. Железобетон


Бум в строительстве высотных зданий случился только в середине девятнадцатого века. Благодаря встраиванию стальных арматурных стержней (арматуры) в бетон перед его заливкой люди смогли строить железобетонные искусственные сооружения в разы большего веса и размера, нежели ранее.


Сегодня на планете Земля жило бы намного меньше людей, если бы не было пенициллина. Официально открытый шотландским ученым Александром Флемингом в 1928 году пенициллин стал одним из самых важных изобретений/открытий, которое сделало современный мир возможным. Антибиотики были одними из первых лекарственных средств, которые смогли бороться с стафилококками, сифилисом и туберкулезом.

16. Холодильник


Обуздание тепла было, возможно, самым важным открытием на сегодняшний день, но это заняло много тысячелетий. Хотя люди уже давно использовали лед для охлаждения, его практичность и доступность была ограничена. В девятнадцатом веке ученые изобрели искусственное охлаждение с помощью химических веществ. К началу 1900-х годов, почти каждый мясоконсервный комбинат и крупный дистрибьютор продуктов питания уже использовал искусственное охлаждение для сохранения продуктов.

17. Пастеризация


За полвека до открытия пенициллина спасению множества жизней помог новый процесс, открытый Луи Пастером - пастеризация или нагревание продуктов (первоначально это были пиво, вино и молочные продукты) до температуры, достаточно высокой, чтобы убить большинство вызывающих порчу бактерий. В отличие от стерилизации, которая убивает все бактерии, пастеризация только снижает количество потенциальных патогенов до уровня, который делает большинство продуктов питания годными к употреблению без опаски заражения, при этом сохраняя вкус пищи.

18. Солнечная батарея


Подобно тому, как нефтяная промышленность вызвала бурное развитие промышленности в целом, изобретение солнечной батареи позволило людям использовать возобновляемую форму энергии гораздо более эффективным способом. Первая практически применимая солнечная батарея была разработана в 1954 году учеными Bell Telephone, сегодня же популярность и эффективность солнечных батарей резко возросла.

19. Микропроцессор



Сегодня людям пришлось бы забыть о своем ноутбуке и смартфоне, если бы не был изобретен микропроцессор. Один из наиболее широко известных суперкомпьютеров ENIAC был построен в 1946 году и он весил 27,215 тонн. Инженер Intel Тед Хофф создал первый микропроцессор в 1971 году, вместив все функции суперкомпьютера в один крошечный чип и тем самым сделав возможным создание портативных компьютеров.

20. Лазер



Усилитель индуцированного излучения света или лазер был изобретен в 1960 году Теодором Мейманом. Современные лазеры используются в множестве изобретений, в том числе в лазерных резаках, сканерах штрих-кодов и хирургическом оборудовании.

21. Азотфиксация


Хотя это может показаться слишком напыщенным, азотфиксация или фиксация молекулярного атмосферного азота "несет ответственность" за взрыв человеческой популяции. Путем преобразования атмосферного азота в аммиак стало возможным производство высокоэффективных удобрений, которые позволили увеличить объемы сельскохозяйственного производства.

22. Конвейер


Сегодня тяжело переоценить важность сборочных линий. До их изобретения все изделия делали вручную. Сборочная линия или конвейер позволила разработать крупносерийное производство одинаковых запчастей, значительно сократив время, которое требовалось, чтобы создать новый продукт.

23. Оральные контрацептивы


Хотя таблетки и пилюли были одним из основных методов лекарств, которые существовали уже в течение тысяч лет, изобретение орального контрацептива стало одним из наиболее значимых нововведений. Именно это изобретение стало стимулом для сексуальной революции.

24. Мобильный телефон / смартфон


Сейчас наверняка многие читают эту статью со смартфона. За это нужно поблагодарить компанию Motorola, которая еще в 1973 году выпустила первый беспроводной карманный мобильный телефон, который весил целых 2 кг, а на его подзарядку требовалось целых 10 часов. Что еще хуже, в то время можно было спокойно болтать только в течение 30 минут.

25. Электричество


Большинство современных изобретений было бы попросту невозможным без электричества. Пионеры, такие как Уильям Гилберт и Бенджамин Франклин, заложили первоначальную основу, на которой изобретатели, такие как Вольт и Фарадей начали вторую промышленную революцию.

История человечества тесно связана с постоянным прогрессом, развитием технологий, новыми открытиями и изобретениями. Некоторые технологии устарели и стали историей, другие, такие как колесо или парус, используются до сих пор. Бесчисленное количество открытий было утрачено в водовороте времени, иные, не оценённые современниками, ждали признания и внедрения десятки и сотни лет.

Редакция Samogo.Net провела собственное исследование, призванное ответить на вопрос о том, какие же изобретения считаются нашими современниками наиболее значимым.

Обработка и анализ результатов интернет-опросов показали, что единого мнения на этот счёт попросту нет. Тем не менее, нам удалось сформировать общий уникальный рейтинг величайших изобретений и открытий в истории человечества. Как оказалось, не смотря на то, что наука давно ушла вперёд, базовые открытия в умах наших современников остаются наиболее значимыми.

Первое место бесспорно занял Огонь

Люди рано открыли полезные свойства огня - его способности освещать и согревать, изменять к лучшему растительную и животную пищу.

"Дикий огонь", который вспыхивал во время лесных пожаров или извержений вулканов, был страшен для человека, но, принеся огонь в свою пещеру, человек "приручил" его и "поставил" себе на службу. С этого времени огонь стал постоянным спутником человека и основой его хозяйства. В древние времена он был незаменимым источником тепла, света, средством для приготовления пищи, орудием охоты.
Однако и дальнейшие завоевания культуры (керамика, металлургия, сталеварение, паровые машины и т.п.) обязаны комплексному использованию огня.

Долгие тысячелетия люди пользовались "домашним огнем", поддерживали его из года в год в своих пещерах, прежде чем научились добывать его сами при помощи трения. Вероятно, это открытие произошло случайно, после того как наши предки научились сверлить дерево. Во время этой операции происходило нагревание древесины и при благоприятных условиях могло произойти воспламенение. Обратив на это внимание, люди стали широко пользоваться трением для добывания огня.

Простейший способ состоял в том, что брались две палочки сухого дерева, в одной из которых делали лунку. Первая палочка клалась на землю и прижималась коленом. Вторую вставляли в лунку, а затем начинали быстро-быстро вращать между ладонями. В то же время необходимо было с силой давить на палочку. Неудобство такого способа заключалось в том, что ладони постепенно сползали вниз. Приходилось то и дело поднимать их вверх и снова продолжать вращение. Хотя, при известной сноровке, это можно делать быстро, все же из-за постоянных остановок процесс сильно затягивался. Гораздо проще добыть огонь трением, работая вдвоем. При этом один человек удерживал горизонтальную палочку и давил сверху на вертикальную, а второй - быстро-быстро вращал ее между ладонями. Позже вертикальную палочку стали обхватывать ремешком, двигая который вправо и влево можно ускорить движение, а на верхний конец для удобства стали накладывать костяной колпачок. Таким образом, все устройство для добывания огня стало состоять из четырех частей: двух палочек (неподвижной и вращающейся), ремешка и верхнего колпачка. Таким способом можно было добывать огонь и в одиночку, если прижимать нижнюю палочку коленом к земле, а колпачок - зубами.

И только уже потом, с развитием человечества стали доступны иные способы получения открытого огня.

Второе место в ответах интернет-сообщества заняли Колесо и Повозка


Считается, что его прообразом, возможно, стали катки, которые подкладывались под тяжелые стволы деревьев, лодки и камни при их перетаскивании с места на место. Возможно, тогда же были сделаны первые наблюдения над свойствами вращающихся тел. Например, если бревно-каток по какой-то причине в центре было тоньше, чем по краям, оно передвигалось под грузом более равномерно и его не заносило в сторону. Заметив это, люди стали умышленно обжигать катки таким образом, что средняя часть становилась тоньше, а боковые оставались неизменными. Таким образом получилось приспособление, которое теперь называется "скатом".В ходе дальнейших усовершенствований в этом направлении от цельного бревна остались только два валика на его концах, а между ними появилась ось. Позднее их стали изготовлять отдельно, а затем жестко скреплять между собой. Так было открыто колесо в собственном смысле этого слова и появилась первая повозка.

В последующие века множество поколений мастеров потрудились над усовершенствованием этого изобретения. Первоначально сплошные колеса жестко скреплялись с осью и вращались вместе с ней. При передвижении по ровной дороге такие повозки были вполне пригодны для использования. На повороте, когда колеса должны вращаться с разной скоростью, это соединение создает большие неудобства, так как тяжело груженная повозка может легко сломаться или перевернуться. Сами колеса были еще очень несовершенны. Их делали из цельного куска дерева. Поэтому повозки были тяжелыми и неповоротливыми. Передвигались они медленно, и обычно в них запрягали неторопливых, но могучих волов.

Одна из древнейших повозок описываемой конструкции найдена при раскопках в Мохенджо-Даро. Крупным шагом вперед в развитии техники передвижения стало изобретение колеса со ступицей, насаживающегося на неподвижную ось. В этом случае колеса вращались независимо друг от друга. А чтобы колесо меньше терлось об ось, ее стали смазывать жиром или дегтем.

Ради уменьшения веса колеса в нем выпиливали вырезы, а для жесткости укрепляли поперечными скрепами. Ничего лучшего в эпоху каменного века придумать было нельзя. Но после открытия металлов стали изготавливать колеса с металлическим ободом и спицами. Такое колесо могло вращаться в десятки раз быстрее и не боялось ударов о камни. Запрягая в повозку быстроногих лошадей, человек значительно увеличил скорость своего передвижения. Пожалуй, трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники.

Третье место по праву заняла Письменность


Нет нужды говорить о том, какое великое значение в истории человечества имело изобретение письменности. Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться.

Первые формы письменности в виде особым образом начертанных знаков появилась около 4 тысяч лет до Р.Х. Но уже задолго до этого существовали различные способы передачи и хранения информации: с помощью определенным образом сложенных ветвей, стрел, дыма костров и тому подобных сигналов. Из этих примитивных систем оповещения позже появились более сложные способы фиксирования информации. Например, древние инки изобрели оригинальную систему "записи" с помощью узелков. Для этого использовались шнурки шерсти разного цвета. Их связывали разнообразными узелками и крепили на палочку. В таком виде "письмо" посылалось адресату. Существует мнение, что инки с помощью такого "узелкового письма" фиксировали свои законы, записывали хроники и стихи. "Узелковое письмо" отмечено и у других народов - им пользовались в древнем Китае и Монголии.

Однако письменность в собственном смысле этого слова появилась лишь после того, как люди для фиксации и передачи информации изобрели особые графические знаки. Самым древним видом письма считается пиктографическое. Пиктограмма представляет собой схематический рисунок, который непосредственно изображает вещи, события, и явления, о которых идет речь. Предполагается, что пиктография была широко распространена у различных народов на последней стадии каменного века. Это письмо очень наглядно, и поэтому ему не надо специально учиться. Оно вполне пригодно для передачи небольших сообщений и для записи несложных рассказов. Но когда возникала потребность передать какую-нибудь сложную абстрактную мысль или понятие, сразу ощущались ограниченные возможности пиктограммы, которая совершенно не приспособлена к записи того, что не поддается рисунчатому изображению (например, таких понятий, как бодрость, храбрость, зоркость, хороший сон, небесная лазурь и т.п.). Поэтому уже на ранней стадии истории письма в число пиктограмм стали входить особые условные значки, обозначающие определенные понятия (например, знак скрещенных рук символизировал обмен). Такие значки называются идеограммами. Идеографическое письмо возникло и пиктографического, причем можно вполне отчетливо представить себе, как это произошло: каждый изобразительный знак пиктограммы стал все более обособляться от других и связываться с определенным словом или понятием, обозначая его. Постепенно этот процесс настолько развился, что примитивные пиктограммы утратили свою прежнюю наглядность, но зато обрели четкость и определенность. Процесс этот занял долгое время, быть может, несколько тысячелетий.

Высшей формой идеограммы стало иероглифическое письмо. Впервые оно возникло в Древнем Египте. Позже иероглифическая письменность получила широкое распространение на Дальнем Востоке - в Китае, Японии и Корее. С помощью идеограмм можно было отразить любую, даже самую сложную и отвлеченную мысль. Однако для не посвященных в тайну иероглифов смысл написанного был совершенно непонятен. Каждый, кто хотел научиться писать, должен был запомнить несколько тысяч значков. Реально на это уходило несколько лет постоянных упражнений. Поэтому писать и читать в древности умели немногие.

Только в конце 2 тыс. до Р.Х. древние финикийцы изобрели буквенно- звуковой алфавит, который послужил образцом для алфавитов многих других народов. Финикийский алфавит состоял из 22 согласных букв, каждая из которых обозначала отдельный звук. Изобретение этого алфавита стало для человечества большим шагом вперед. При помощи нового письма легко было передать графически любое слово, не прибегая к идеограммам. Обучиться ему было очень просто. Искусство письма перестало быть привилегией просвещенных. Оно стало достоянием всего общества или, по крайней мере, большей его части. Это послужило одной из причин быстрого распространения финикийского алфавита по всему миру. Как считают, четыре пятых всех известных ныне алфавитов возникло из финикийского.

Так, из разновидности финикийского письма (пунического) развилось ливийское. Непосредственно от финикийского произошло древнееврейское, арамейское и греческое письмо. В свою очередь, на основе арамейского письма сложились арабская, набатейская, сирийская, персидская и другие письменности. Греки внесли в финикийский алфавит последнее важное усовершенствование - они стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Греческий алфавит лег в основу большинства европейских алфавитов: латинского (от которого в свою очередь произошли французский, немецкий, английский, итальянский, испанский и др. алфавиты), коптского, армянского, грузинского и славянского (сербского, русского, болгарского и др.).

Четвертое место, вслед за письменностью занимает Бумага

Ее создателями были китайцы. И это не случайно. Во-первых, Китай уже в глубокой древности славился книжной премудростью и сложной системой бюрократического управления, требовавшей от чиновников постоянной отчетности. Поэтому здесь всегда ощущалась потребность в недорогом и компактном материале для письма. До изобретения бумаги в Китае писали или на бамбуковых дощечках, или на шелке.

Но шелк был всегда очень дорогим, а бамбук - очень громоздким и тяжелым. (На одной дощечке помещалось в среднем 30 иероглифов. Легко представить, сколько места должна была занимать такая бамбуковая "книга". Не случайно пишут, что для перевозки некоторых сочинений требовалась целая телега.) Во-вторых, одни только китайцы долгое время знали секрет производства шелка, а бумажное дело как раз и развивалось из одной технической операции обработки шелковых коконов. Эта операция заключалась в следующем. Женщины, занимавшиеся шелководством, варили коконы шелкопряда, затем, разложив их на циновку, опускали в воду и перетирали до образования однородной массы. Когда массу вынимали и отцеживали воду, получалась шелковая вата. Однако после такой механической и тепловой обработки ни циновках оставался тонкий волокнистый слой, превращавшийся после просушки в лист очень тонкой бумаги, пригодной для письма. Позже работницы стали использовать бракованные коконы шелкопряда для целенаправленного изготовления бумаги. При этом они повторяли уже знакомый им процесс: варили коконы, промывали и измельчали до получения бумажной массы, наконец, высушивали получившиеся листы. Такая бумага называлась "ватной" и стоила достаточно дорого, так как дорого было само сырье.

Естественно, что в конце концов возник вопрос: можно ли бумагу делать только из шелка или для приготовления бумажной массы может подойти любое волокнистое сырье, в том числе растительного происхождения? В 105 г. некто Цай Лунь, важный чиновник при дворе ханьского императора, приготовил новый сорт бумаги из старых рыболовных сетей. По качеству она не ступала шелковой, но была значительно дешевле. Это важное открытие имело огромные последствия не только для Китая, но и для всего мира - впервые в истории люди получили первоклассный и доступный материал для письма, равноценной замены которому не и по сей день. Имя Цай Луня поэтому по праву входит в число имен величайших изобретателей в истории человечества. В последующие века в процесс изготовления бумаги было внесено несколько важных усовершенствований, благодаря чему оно стало быстро развиваться.

В IV веке бумага совершенно вытеснила из употребления бамбуковые дощечки. Новые опыты показали, что бумагу можно делать из дешевого растительного сырья: древесной коры, тростника и бамбука. Последнее было особенно важно, так как бамбук произрастает в Китае в огромном количестве. Бамбук расщепляли на тонкие лучинки, замачивали с известью, а полученную массу вываривали затем в течение нескольких суток. Отцеженную гущу выдерживали в специальных ямах, тщательно размалывали специальными билами и разбавляли водой до образования клейкой, кашицеобразной массы. Эту массу зачерпывали с помощью специальной формы - бамбукового сита, укрепленного на подрамнике. Тонкий слой массы вместе с формой клали под пресс. Затем форма вытаскивалась и под прессом оставался только бумажный лист. Спрессованные листы снимали с сита, складывали в кипу, сушили, разглаживали и резали по формату.

С течением времени китайцы достигли высочайшего искусства в изготовлении бумаги. На протяжении нескольких веков они, по своему обыкновению, тщательно хранили секреты бумажного производства. Но в 751 году во время столкновения с арабами в предгорьях Тянь-Шаня несколько китайских мастеров попали в плен. От них арабы научились сами делать бумагу и в течение пяти веков очень выгодно сбывали ее в Европу. Европейцы были последними из цивилизованных народов, которые научились сами изготавливать бумагу. Первыми это искусство переняли от арабов испанцы. В 1154 году бумажное производство было налажено и в Италии, в 1228-м в Германии, в 1309-м в Англии. В последующие века бумага получила во всем мире широчайшее распространение, постепенно завоевывая все новые и новые сферы применения. Значение ее в нашей жизни столь велико, что, по мнению известного французского библиографа А. Сима, нашу эпоху можно с полным правом назвать "бумажной эрой".

Пятое место заняли Порох и Огнестрельное оружие


Изобретение пороха и распространение его в Европе имело огромные последствия для дальнейшей истории человечества. Хотя европейцы последними из цивилизованных народов научились делать эту взрывчатую смесь, именно они сумели извлечь из ее открытия наибольшую практическую пользу. Бурное развитие огнестрельного оружия и революция в военном деле были первыми следствиями распространения пороха. Это в свою очередь повлекло за собой глубочайшие социальные сдвиги: закованные в латы рыцари и их неприступные замки оказались бессильны перед огнем пушек и аркебуз. Феодальному обществу был нанесен такой удар, от которого оно уже не смогло оправиться. В короткое время многие европейские державы преодолели феодальную раздробленность и превратились в могущественные централизованные государства.

В истории техники найдется мало изобретений, которые привели бы к таким грандиозным и далеко идущим изменениям. До того как порох стал известен на западе, он уже имел многовековую историю на востоке, а изобрели его китайцы. Важнейшей составной частью пороха является селитра. В некоторых областях Китая она встречалась в самородном виде и была похожа на хлопья снега, припорошившего землю. Позже открыли, что селитра образуется в местностях, богатых щелочами и гниющими (доставляющими азот) веществами. Разжигая огонь, китайцы могли наблюдать вспышки, возникавшие при горении селитры с углем.

Впервые свойства селитры описал китайский медик Тао Хун-цзин, живший на рубеже V и VI столетий. С этого времени она применялась как составная часть некоторых лекарств. Алхимики часто пользовались ей, проводя опыты. В VII веке один из них, Сунь Сы-мяо, приготовил смесь из серы и селитры, добавив к ним несколько долей локустового дерева. Нагревая эту смесь в тигле, он вдруг получил сильнейшую вспышку пламени. Этот опыт он описал в своем трактате "Дань цзин". Считается, что Сунь Сы-мяо приготовил один из первых образцов пороха, который, правда, не обладал еще сильным взрывчатым эффектом.

В дальнейшем состав пороха был усовершенствован другими алхимиками, установившими опытным путем три его основных компонента: уголь, серу и калиевую селитру. Средневековые китайцы не могли научно объяснить, что за взрывная реакция происходит при воспламенении пороха, но они очень скоро научились использовать ее в военных целях. Правда, в их жизни порох вовсе не имел того революционного влияния, которое оказал позже на европейское общество. Объясняется это тем, что мастера долгое время готовили пороховую смесь из неочищенных компонентов. Между тем неочищенная селитра и сера, содержащая посторонние примеси, не давали сильного взрывного эффекта. Несколько веков порох использовался исключительно в качестве зажигательного средства. Позднее, когда его качество улучшилось, порох стали применять как взрывчатое вещество при изготовлении фугасов, ручных гранат и взрывпакетов.

Но и после этого долгое время не догадывались использовать силу возникавших при горении пороха газов для метания пуль и ядер. Только в XII-XIII веках китайцы стали пользоваться оружием, очень отдаленно напоминавшем огнестрельное, но зато они изобрели петарду и ракету. От китайцев секрет пороха узнали арабы и монголы. В первой трети XIII века арабы достигли большого искусства в пиротехнике. Они употребляли селитру во многих соединениях, мешая ее с серой и углем, добавляли к ним другие компоненты и устраивали фейерверки удивительной красоты. От арабов состав пороховой смеси стал известен европейским алхимикам. Один из них, Марк Грек, уже в 1220 году записал в своем трактате рецепт пороха: 6 частей селитры на 1 часть серы и 1 часть угля. Позже достаточно точно о составе пороха писал Роджер Бэкон.

Однако прошло еще около ста лет, прежде чем рецепт этот перестал быть тайной. Это вторичное открытие пороха связывают с именем другого алхимика, фейбургского монаха Бертольда Шварца. Однажды он стал толочь в ступке измельченную смесь из селитры, серы и угля, в результате чего произошел взрыв, опаливший Бертольду бороду. Этот или другой опыт подал Бертольду мысль использовать силу пороховых газов для метания камней. Считается, что он изготовил одно из первых в Европе артиллерийских орудий.

Первоначально порох представлял собой тонкий мукообразный порошок. Пользоваться им было не удобно, так как при зарядке орудий и аркебузов пороховая мякоть липла к стенкам ствола. Наконец заметили, что порох в виде комочков гораздо удобнее - он легко заряжался и при воспламенении давал больше газов (2 фунта пороха в комьях давали больший эффект, чем 3 фунта в мякоти).

В первой четверти XV века для удобства стали употреблять зерновой порох, получавшийся путем раскатывания пороховой мякоти (со спиртом и другими примесями) в тесто, которое затем пропускали через решето. Чтобы зерна не перетирались при транспортировке, их научились полировать. Для этого их помещали в специальный барабан, при раскручивании которого зерна ударялись и терлись друг о друга и уплотнялись. После обработки их поверхность становилась гладкой и блестящей.

Шестое место в опросах заняли: телеграф, телефон, интернет, радио и прочие виды современной коммуникации


Вплоть до середины XIX века единственным средством сообщения между европейским континентом и Англией, между Америкой и Европой, между Европой и колониями оставалась пароходная почта. О происшествиях и событиях в других странах узнавали с опозданием на целые недели, а порой и месяцы. Например, известия из Европы в Америку доставлялись через две недели, и это был еще не самый долгий срок. Поэтому создание телеграфа отвечало самым настоятельным потребностям человечества.

После того, как это техническая новинка появилась во всех концах света и земной шар опоясали телеграфные линии, требовались только часы, а порой и минуты, на то, чтобы новость по электрическим проводам из одного полушария примчалась в другое. Политические и биржевые сводки, личные и деловые сообщения в тот же день могли быть доставлены заинтересованным лицам. Таким образом, телеграф следует отнести к одному из важнейших изобретений в истории цивилизации, потому что вместе с ним человеческий разум одержал величайшую побед над расстоянием.

С изобретением телеграфа была решена задача передачи сообщений на большие расстояния. Однако телеграф мог переслать только письменные депеши. Между тем многие изобретатели мечтали о более совершенном и коммуникабельном способе связи, с помощью которого можно было бы передавать на любые расстояния живой звук человеческой речи или музыку. Первые эксперименты в этом направлении предпринял в 1837 году американский физик Пейдж. Суть опытов Пейджа была очень проста. Он собрал электрическую цепь, в которую входили камертон, электромагнит, и гальванические элементы. Во время своих колебаний камертон быстро размыкал и замыкал цепь. Этот прерывистый ток передавался на электромагнит, который так же быстро притягивал и отпускал тонкий стальной стержень. В результате этих колебаний стержень производил поющий звук, подобный тому, который издавал камертон. Таким образом, Пейдж показал, что передавать звук с помощью электрического тока в принципе возможно, надо только создать более совершенные передающие и принимающие устройства.

И уже в последствии, в результате долгих поисков, открытий и изобретений, появились мобильный телефон, телевидение, интернет и прочие средства коммуникации человечества, без которых невозможно себе представить нашу современную жизнь.

Седьмое место в топ-10 по результатам опросов занял Автомобиль


Автомобиль принадлежит к числу тех величайших изобретений, которые, подобно колесу, пороху или электрическому току, имели колоссальное влияние не только на породившую их эпоху, но и на все последующие времена. Его многогранное воздействие далеко не ограничивается сферой транспорта. Автомобиль сформировал современную индустрию, породил новые отрасли промышленности, деспотически перестроил само производство, впервые придав ему массовый, серийный и поточный характер. Он преобразил внешний облик планеты, которая опоясалась миллионами километров шоссейных дорог, оказал давление на экологию и поменял даже психологию человека. Влияние автомобиля сейчас настолько многопланово, что ощущается во всех сферах человеческой жизни. Он сделался как бы зримым и наглядным воплощением технического прогресса вообще, со всеми его достоинствами и недостатками.

В истории автомобиля было много удивительных страниц, но, возможно, самая яркая из них относится к первым годам его существования. Не может не поражать стремительность, с которой это изобретение прошло путь от появления до зрелости. Понадобилась всего четверть века на то, чтобы автомобиль из капризной и еще ненадежной игрушки превратился в самое популярное и широко распространенное транспортное средство. Уже в начале XX века он был в главных чертах идентичен современному автомобилю.

Непосредственным предшественником бензинового автомобиля стал паромобиль. Первым практически действовавшим паровым автомобилем считается паровая телега, построенная французом Кюньо в 1769 году. Перевозя до 3 тонн груза, она передвигалась со скоростью всего 2‑4 км/ч. Были у нее и другие недостатки. Тяжелая машина очень плохо слушалась руля, постоянно наезжала на стены домов и заборы, производя разрушения и терпя немалый урон. Две лошадиные силы, которые развивал ее двигатель, давались с трудом. Несмотря на большой объем котла, давление быстро падало. Через каждые четверть часа для поддержания давления приходилось останавливаться и разжигать топку. Одна из поездок закончилась взрывом котла. К счастью, сам Кюньо остался жив.

Последователи Кюньо оказались удачливее. В 1803 году уже известный нам Тривайтик построил первый в Великобритании паровой автомобиль. Машина имела огромные задние колеса около 2, 5 м в диаметре. Между колесами и задней частью рамы крепился котел, который обслуживал стоявший на запятках кочегар. Паромобиль был снабжен единственным горизонтальным цилиндром. От штока поршня через шатунно‑кривошипный механизм вращалось ведущее зубчатое колесо, которое находилось в зацеплении с другим зубчатым колесом, укрепленным на оси задних колес. Ось этих колес шарнирно соединялась с рамой и поворачивалась при помощи длинного рычага водителем, сидящим на высоком облучке. Кузов подвешивался на высоких С‑образных рессорах. С 8‑10 пассажирами автомобиль развивал скорость до 15 км/ч, что, несомненно, являлось очень неплохим для того времени достижением. Появление этой удивительной машины на улицах Лондона привлекало массу зевак, не скрывавших своего восторга.

Автомобиль в современном смысле этого слова появился только после создания компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания, который произвел подлинный переворот в транспортной технике.
Первый автомобиль с бензиновым двигателем построил в 1864 году австрийский изобретатель Зигфрид Маркус. Увлекаясь пиротехникой, Маркус однажды поджег электрической искрой смесь паров бензина и воздуха. Пораженный силой последовавшего взрыва, он решил создать двигатель, в котором бы этот эффект нашел применение. В конце концов ему удалось построить двухтактный бензиновый двигатель с электрическим зажиганием, который он и установил на обыкновенную повозку. В 1875 году Маркус создал более совершенный автомобиль.

Официальная слава изобретателей автомобиля принадлежит двум немецким инженерам - Бенцу и Даймлеру. Бенц конструировал двухтактные газовые двигатели и являлся хозяином небольшого завода по их производству. Двигатели имели хороший спрос, и предприятие Бенца процветало. Он имел достаточно средств и досуга для других разработок. Мечтой Бенца было создание самодвижущегося экипажа с двигателем внутреннего сгорания. Собственный двигатель Бенца, как и четырехтактный двигатель Отто, для этого не годился, поскольку они имели малую скорость хода (около 120 оборотов в минуту). При некотором понижении числа оборотов они глохли. Бенц понимал, что машина, снабженная таким мотором, будет останавливаться перед каждым бугорком. Нужен был быстроходный двигатель с хорошей системой зажигания и аппаратом для образования горючей смеси.

Автомобили быстро совершенствовались Еще в 1891 году Эдуард Мишлен, владелец завода резиновых изделий в Клермон‑Ферране, изобрел съемную пневматическую шину для велосипеда (камера Данлопа заливалась в покрышку и приклеивалась к ободу). В 1895 году начался выпуск съемных пневматических шин для автомашин. Впервые эти шины были опробованы в том же году на гонке Париж - Бордо - Париж. Оснащенный ими «Пежо» с трудом доехал до Руана, а потом был вынужден сойти с дистанции, так как шины беспрерывно прокалывались. Тем не менее специалисты и автолюбители были поражены плавностью хода машины и комфортностью езды на ней. С этого времени пневматические шины постепенно вошли в жизнь, и ими стали оснащаться все автомобили. Победителем же на этих гонках был опять Левассор. Когда он остановил машину на финише и ступил на землю, то сказал: «Это было безумие. Я делал 30 километров в час!» Сейчас на месте финиша стоит памятник в честь этой знаменательной победы.

Восьмое место - Электрическая лампочка

В последние десятилетия XIX века в жизнь многих европейских городов вошло электрическое освещение. Появившись сначала на улицах и площадях, оно очень скоро проникло в каждый дом, в каждую квартиру и сделалось неотъемлемой частью жизни каждого цивилизованного человека. Это было одно из важнейших событий в истории техники, имевшее огромные и многообразные последствия. Бурное развитие электрического освещения привело к массовой электрификации, перевороту в энергетике и крупным сдвигам в промышленности. Однако всего этого могло и не случиться, если бы усилиями многих изобретателей не было создано такое обычное и привычное для нас устройство, как электрическая лампочка. В числе величайших открытий человеческой истории ей, несомненно, принадлежит одно из самых почетных мест.

В XIX веке получили распространение два типа электрических ламп: лампы накаливания и дуговые. Дуговые лампочки появились немного раньше. Свечение их основано на таком интересном явлении, как вольтова дуга. Если взять две проволоки, подключить их к достаточно сильному источнику тока, соединить, а затем раздвинуть на расстояние нескольких миллиметров, то между концами проводников образуется нечто вроде пламени с ярким светом. Явление будет красивее и ярче, если вместо металлических проводов взять два заостренных угольных стержня. При достаточно большом напряжении между ними образуется свет ослепительной силы.

Впервые явление вольтовой дуги наблюдал в 1803 году русский ученый Василий Петров. В 1810 году то же открытие сделал английский физик Деви. Оба они получили вольтову дугу, пользуясь большой батареей элементов, между концами стерженьков из древесного угля. И тот, и другой писали, что вольтова дуга может использоваться в целях освещения. Но прежде надо было найти более подходящий материал для электродов, поскольку стержни из древесного угля сгорали за несколько минут и были малопригодны для практического использования. Дуговые лампы имели и другое неудобство - по мере выгорания электродов надо было постоянно подвигать их навстречу друг другу. Как только расстояние между ними превышало некий допустимый минимум, свет лампы становился неровным, она начинала мерцать и гасла.

Первую дуговую лампу с ручным регулированием длины дуги сконструировал в 1844 году французский физик Фуко. Древесный уголь он заменил палочками из твердого кокса. В 1848 году он впервые применил дуговую лампу для освещения одной из парижских площадей. Это был, короткий и весьма дорогой опыт, так как источником электричества служила мощная батарея. Затем были придуманы различные приспособления, управляемые часовым механизмом, которые автоматически сдвигали электроды по мере их сгорания.
Понятно, что с точки зрения практического использования желательно было иметь лампу, не осложненную дополнительными механизмами. Но можно ли было обойтись без них? Оказалось, что да. Если поставить два уголька не друг против друга, а параллельно, притом так, чтобы дуга могла образовываться только между двумя их концами, то при этом устройстве расстояние между концами углей всегда сохраняется неизменным. Конструкция такой лампы кажется очень простой, однако создание ее потребовало большой изобретательности. Она была придумана в 1876 году русским электротехником Яблочковым, который работал в Париже в мастерской академика Бреге.

В 1879 году за усовершенствование электрической лампочки взялся знаменитый американский изобретатель Эдисон. Он понимал: для того, чтобы лампочка светила ярко и долго и имела ровный немигающий свет, необходимо, во‑первых, найти подходящий материал для нити, и, во‑вторых, научиться создавать в баллоне сильно разреженное пространство. Было проделано множество экспериментов с различными материалами, которые ставились со свойственным для Эдисона размахом. Подсчитано, что его помощники опробовали не менее 6000 различных веществ и соединений, при этом на опыты было израсходовано свыше 100 тысяч долларов. Сначала Эдисон заменил ломкий бумажный уголек более прочным, приготовленным из угля, потом стал делать опыты с различными металлами и наконец остановился на нити из обугленных бамбуковых волокон. В том же году в присутствии трех тысяч человек Эдисон публично демонстрировал свои электрические лампочки, осветив ими свой дом, лабораторию и несколько прилегающих улиц. Это была первая лампочка с продолжительным сроком службы, пригодная для массового производства.

Предпоследнее, девятое место в нашем топ-10 занимают Антибиотики, и в частности - пеницилин


Антибиотики - одно из замечательнейших изобретений XX века в области медицины. Современные люди далеко не всегда отдают себе отчет в том, сколь многим они обязаны этим лечебным препаратам. Человечество вообще очень быстро привыкает к поразительным достижениям своей науки, и порой требуется сделать некоторое усилие для того, чтобы представить себе жизнь такой, какой она была, к примеру, до изобретения телевизора, радио или паровоза. Так же быстро вошло в нашу жизнь огромное семейство разнообразных антибиотиков, первым из которых был пенициллин.

Сегодня нам кажется удивительным, что еще в 30‑х годах XX столетия ежегодно десятки тысяч людей умирали от дизентерии, что воспаление легких во многих случаях кончалось смертельным исходом, что сепсис был настоящим бичом всех хирургических больных, которые во множестве гибли от заражения крови, что тиф считался опаснейшей и трудноизлечимой болезнью, а легочная чума неизбежно вела больного к смерти. Все эти страшные болезни (и многие другие, прежде неизлечимые, например, туберкулез) были побеждены антибиотиками.

Еще более поразительно влияние этих препаратов на военную медицину. Трудно поверить, но в прежних войнах большинство солдат гибло не от пуль и осколков, а от гнойных заражений, вызванных ранением. Известно, что в окружающем нас пространстве находятся мириады микроскопических организмов микробов, среди которых немало и опасных возбудителей болезней.

В обычных условиях наша кожа препятствует их проникновению внутрь организма. Но во время ранения грязь попадала в открытые раны вместе с миллионами гнилостных бактерий (кокков). Они начинали размножаться с колоссальной быстротой, проникали глубоко внутрь тканей, и через несколько часов уже никакой хирург не мог спасти человека: рана гноилась, повышалась температура, начинался сепсис или гангрена. Человек погибал не столько от самой раны, сколько от раневых осложнений. Медицина оказывалась бессильна перед ними. В лучшем случае врач успевал ампутировать пораженный орган и тем останавливал распространение болезни.

Чтобы бороться с раневыми осложнениями, надо было научиться парализовать микробов, вызывающих эти осложнения, научиться обезвреживать попавших в рану кокков. Но как этого достигнуть? Оказалось, что воевать с микроорганизмами можно непосредственно с их же помощью, так как одни микроорганизмы в процессе своей жизнедеятельности выделяют вещества, способные уничтожать другие микроорганизмы. Идея использовать микробов в борьбе с микробами появилась еще в XIX веке. Так, Луи Пастер открыл, что бациллы сибирской язвы погибают под действием некоторых других микробов. Но понятно, что разрешение этой проблемы требовало огромного труда.

Со временем, после ряда опытов и открытий был создан пенициллин. Пенициллин показался видавшим виды полевым хирургам настоящим чудом. Он вылечивал даже самых тяжелых больных, уже болевших заражением крови или воспалением легких. Создание пенициллина оказалось одним из важнейших открытий в истории медицины и дало огромный толчок для дальнейшего ее развития.

Ну и последнее, десятое место в результатах опросов заняли Парус и корабль


Считается, что прообраз паруса появился в глубокой древности, когда человек только начал строить лодки и отважился выйти в море. В начале парусом служила просто натянутая звериная шкура. Стоявшему в лодке человеку приходилось обеими руками держать и ориентировать ее относительно ветра. Когда люди придумали укреплять парус с помощью мачты и рей, неизвестно, но уже на древнейших дошедших до нас изображениях кораблей египетской царицы Хатшепсут можно видеть деревянные мачты и реи, а также штаги (тросы, удерживающие от падения назад мачту), фалы (снасти для подъема и спуска парусов) и другой такелаж.

Следовательно, появление парусного судна надо отнести к доисторическим временам.

Многое свидетельствует о том, что первые большие парусные корабли появились в Египте, и Нил был первой многоводной рекой, на которой стало развиваться речное судоходство. Каждый год с июля по ноябрь могучая река выходила из берегов, заливая своими водами всю страну. Селения и города оказывались отрезанными друг от друга подобно островам. Поэтому суда были для египтян жизненной необходимостью. В хозяйственной жизни страны и в общении между людьми они играли гораздо большую роль, чем колесные повозки.

Одной из ранних разновидностей египетских кораблей, появившихся около 5 тысяч лет до Р.Х., была барка. Она известна современным ученым по нескольким моделям, установленным в древних храмах. Поскольку Египет очень беден лесом, для строительства первых кораблей широко применялся папирус Особенности этого материала определили конструкцию и форму древнеегипетских судов. Это была серповидная, связанная из пучков папируса ладья с изогнутыми кверху носом и кормой. Для предания кораблю прочности корпус стягивался тросами. Позже, когда наладилась регулярная торговля с финикийцами и в Египет начал поступать в большом количестве ливанский кедр, дерево стало широко применяться при кораблестроении.

Представление о том, какие типы судов строились тогда, дают настенные рельефы некрополя близ Саккары, относящиеся к середине 3‑го тысячелетия до Р.Х. В этих композициях реалистически отображены отдельные стадии постройки дощатого корабля. Корпуса кораблей, не имевшие ни киля (в древности это была балка, лежащая в основании днища судна), ни шпангоутов (поперечных кривых брусьев, обеспечивающих прочность бортов и днища), набирались из простых плашек и конопатились папирусом. Укреплялся корпус посредством канатов, обтягивавших судно по периметру верхнего пояса обшивки. Такие суда едва ли обладали хорошими мореходными качествами. Однако для плаванья по реке они вполне годились. Используемый египтянами прямой парус позволял им плыть только по ветру. Такелаж крепился на двуногой мачте, обе ноги которой устанавливались перпендикулярно средней линии судна. В верхней части они плотно связывались. Степсом (гнездом) для мачты служило балочное устройство в корпусе судна. В рабочем положении эту мачту удерживали штаги - толстые тросы, шедшие от кормы и носа, а в сторону бортов ее поддерживали ноги. Прямоугольный парус крепился на двух реях. При боковом ветре мачту поспешно убирали.

Позднее, примерно к 2600 году до Р.Х., на смену двуногой мачте пришла применяемая и поныне одноногая. Одноногая мачта облегчала хождение под парусами и впервые дала судну возможность маневрировать. Однако прямоугольный парус был ненадежным средством, которым можно было пользоваться только при попутном ветре.

Основным двигателем корабля оставалась мускульная сила гребцов. По‑видимому, египтянам принадлежит важное усовершенствование весла - изобретение уключин. Их еще не было в Древнем царстве, но затем весло стали крепить с помощью веревочных петель. Это сразу позволило увеличить силу гребка и скорость судна. Известно, что отборные гребцы на судах фараонов делали 26 гребков в минуту, что позволяло развивать скорость 12 км/ч. Управляли такими кораблями с помощью двух рулевых весел, расположенных на корме. Позднее их стали крепить к балке на палубе, вращая которую можно было выбирать нужное направление (этот принцип управления судном с помощью поворота пера руля остается неизменным по сей день). Древние египтяне не были хорошими мореходами. На своих кораблях они не решались выходить в открытое море. Однако вдоль берега их торговые суда совершали далекие путешествия. Так, в храме царицы Хатшепсут есть надпись, сообщающая о морском походе, совершенном египтянами около 1490 года до Р.Х. в таинственную страну благовоний Пунт, находившуюся в районе современного Сомали.

Следующий шаг в развитии кораблестроения был сделан финикийцами. В отличие от египтян, финикийцы в избытке имели для своих судов прекрасный строительный материал. Их страна тянулась узкой полосой вдоль восточных берегов Средиземного моря. Обширные кедровые леса росли здесь почти у самого берега. Уже в древности финикийцы научились делать из их стволов высококачественные долбленные лодки‑однодревки и смело выходили на них в море.

В начале 3‑го тысячелетия до Р.Х., когда стала развиваться морская торговля, финикийцы начали строить корабли. Морское судно значительно отличается от лодки, для его сооружения необходимы свои конструкционные решения. Важнейшие открытия на этом пути, определившие всю дальнейшую историю судостроения, принадлежат финикийцам. Может быть, скелеты животных навели их на мысль установить на однодревках ребра жесткости, которые покрывали сверху досками. Так впервые в истории кораблестроения были применены шпангоуты, до сих пор имеющие широкое использование.

Точно так же финикийцы впервые построили килевое судно (первоначально килем служили два ствола, соединенные под углом). Киль сразу придал корпусу устойчивость и позволил установить продольные и поперечные связи. К ним крепились доски обшивки. Все эти новшества явились решающей основой для быстрого развития судостроения и определили облик всех последующих кораблей.

Так же вспоминались и иные изобретения в разных областях науки, таких как: химия, физика, медицина, образование и прочие.
Ведь как мы и говорили ранее, это неудивительно. Ведь любое открытие или изобретение - это очередной шаг в будущее, которое улучшает нашу жизнь, а зачастую его и продлевает. И если не каждое, то очень и очень многие открытия достойны называться великими и крайне необходимымы в нашей жизни.

Александр Озеров, по материалам книги Рыжкова К.В. "Сто великих изобретений"

Самые великие открытия и изобретения человечества © 2011

В мире существуют изобретения, созданные для нашего развлечения, комфорта и уюта, такие как зажигалка или кухонные принадлежности. Несомненно, они очень полезны, и необыкновенно практичны. При этом также существуют и инновации, которые полностью поменяли уклад нашей жизни - изобретения, повлиявшие на историю и образ жизни человека.

В этой статье, я предлагаю на ваше рассмотрение список из 10 изобретений, возраст которых колеблется от 800’000 лет до нескольких десятилетий, все из которых, однако, сделали нашу жизнь проще и удобнее. Представляя различные аспекты жизнедеятельности, все эти изобретения играют огромную роль в человеческой жизни.

Огонь

Представьте себе лицо древнего человека, который впервые добыл огонь, причем сделал это самостоятельно, без помощи молнии или лесного пожара. Новые археологические раскопки, проведенные в Израиле, утверждают, что день Х имел место примерно 800’000 лет назад, когда на планете еще доминировал Homo erectus, человек прямоходящий. Этот вид человека первым из наших предков научился добывать огонь при помощи удара кремния (разновидности кварца) по другому минералу, содержащему металл. Искра, выскочившая в результате удара двух камней, и создала огонь.

Появление этой технологии стало прорывом для человека: внезапно к его услугам появилась теплая, светлая стоянка, обработанная пища и совершенно новое меню из продуктов, которые можно было бы приготовить на костре.

Колесо

Несмотря на избитость изобретения, ему несомненно место в первой десятке, ведь это не просто инновация, а изобретение изобретений, так как технологию колеса впоследствии использовали во многих знаковых изобретениях. Первое известное науке колесо датируется 3’500 лет до н.э., и было найдено оно в Месопотамии. Изначально, колесо использовалось для гончарных дел. Затем, видимо осознав потенциал изобретения, люди стали использовать колесо в транспорте, что существенно расширило ареал обитания человека.

Бетон

Другим примером важной инновации, которая исчезла в Темные века, стал бетон, ранний рецепт которого был известен еще древним египтянам (по мнению ученых, его использовали при строительстве пирамид). Древние римляне переняли технологию от своих восточных коллег, и активно использовали ее в строительстве, например римского Пантеона, памятника, который сохранился до сегодняшнего дня.

Технология смеси цемента и связующих элементов, таких как песок и вода, практически исчезла к XVIII веку, когда английский инженер Джон Смитон улучшил состав бетона. Данный материал до сих пор остается основным источником строительного материала при создании мостов, дамб, дорог и зданий.

Электричество

Где было бы человечество без электричества? Ну уж наверняка, этот список вы бы не читали. Современному человеку тяжело представить себе время, когда мир обходился без электричества. Однако благодаря усилиям таких ученых как Никола Тесла, Майкл Фарадей и Томас Эдисон, уже к концу XIX века мир узнал об электричестве. Изобретение было настолько успешным, что первые электрические станции появились в США уже к 1880ым годам. Однако долгое время, электричество оставалось лишь уделом больших городов. К 1930ым годам, лишь 10% деревень были подключены к электрическим сетям.

Микроскоп

Большинство изобретений является результатом широкомасштабного мышления. Микроскоп, механическое творения, позволившее увидеть совершенно иную жизнь, является примером того, что открытия могут быть сделаны и в таком, небольшом масштабе.

Первый микроскоп использовал свет и линзы для оптического увеличения небольших образцов. Созданный в конце XVI - начале XVII веков голландскими мастерами, первое научное использование микроскопа относится к англичанину Роберту Хуку, который решил исследовать под прибором вошь и блоху.

Телевидение

Телевидение является классическим примером того, как инженерные инновации, развиваясь отдельно друг от друга, смогли, соединенные в единое устройство, произвести революцию в образе жизни человека.

Одно из самых значимых изобретений XX века начиналась с концепта создания устройства, проигрывающего движущиеся картинки под музыку. Однако мир распорядился по иному, и уже к 1920 году телевизор стал реальностью, ну а послевоенное время принято называть «эрой телевидения».

Антибиотики

До начала XX века, дожить до старости было весьма затруднительно - каждый день человека поджидали десятки потенциальных убийц, от туберкулезных палочек, до других опасных инфекций.

Все изменилось в 30е годы, когда шотландский биолог Александр Флеминг случайно открыл пенициллин, антибиотик, который мог успешно бороться с бактериальными инфекциями. Данное открытие стало одним из самых важных открытий в медицине, и начало спасать жизни людей сразу по запуску производства. Именно успеху пенициллина и обязана своим расцветом современная фармацевтическая промышленность.

Компьютер

Интернет превратил компьютер в по-настоящему фантастическое устройства, но существовало бы киберпространство без соответствующей аппаратной поддержки? Компьютер является еще одним изобретением, судьба которого, изначально, была не такой радужной, несмотря на то, что большинство историков указывают на то, что первый программируемый компьютер, Z3, был изобретен немецким инженером Конрадом Цузе в 30е годы. Секретный проект, спонсируемый нацистским правительством, был уничтожен во время войны. Тем не менее, изначальная технология, используемая немецким ученым при создании Z3, продолжает жить и сегодня.

Обработка железа

Железо является одним из самых распространенных металлов на Земле, а сталь - его сплав - является незаменимым материалом. Причем обработка железа настолько же важна сегодня, как и тысячелетия назад. Впервые, железо начали обрабатывать около 3’500 лет назад в Анатолии (на территории современной Турции), переход от Бронзового века к веку Железному стал серьезным двигателем для сельского хозяйства Древнего мира, так как более прочные железные инструменты позволяли людям лучше обрабатывать землю. Более совершенное оружие, хоть и привело к череде агрессивных войн, способствовало также и более гибкому развитию обществу, его консолидации.

Сливной унитаз

Сливной унитаз может и считается современным изобретением, однако еще древние общества успешно применяли это предмет общественного быта. Уже 5’000 лет назад, в частных домах Пакистана существовали унитазы, соединенные трубами с дренажной системой. К сожалению, изобретение было утрачено с Темными веками, наступившими в Европе. Вновь, сливные унитазы заменили дыры в полу и деревянные стулья с отверстием, лишь в XVI веке, когда английский аристократ Джон Харрингтон создал для королевы Елизавета I туалет с применением сливного механизма.

Во все времена в России хватало изобретателей, творения которых получали широкое применение во всем мире. Проще просто перечислить наших учёных и изобретения, и открытия вспомнятся: Ломоносов, Кулибин, Менделеев, Циолковский, Вернадский, Пирогов, Мечников, Тимирязев, Павлов, Жуковский, Капица, Сеченов, Якоби, Лодыгин, Яблочков, Зворыкин, Вавилов, Зелинский, Лобачевский, Доливо-Добровольский, Тамм, Туполев, Поликарпов, Попов, Антонов, Чаплыгин, Ландау, Сикорский, Чижевский, Кабалевский, С. Ковалевская и многие, многие другие. Такая она была-якобы "лапотная", "отсталая", "неграмотная" Российская Империя, выучившая и воспитавшая этих замечательных ученых и инженеров - гордость всего человечества. Давайте вспомним некоторые изобретения русских изобретателей, которые помогли совершить технический прогресс не только в России, но и далеко за ее пределами.

Гальванопластика

Мы так часто встречаемся с изделиями, которые выглядят как металлические, а на самом деле сделаны из пластика и лишь покрыты слоем металла, что перестали их замечать. Еще есть металлические изделия, покрытые слоем другого металла - например, никеля. А есть металлические изделия, которые на самом деле копия неметаллической основы. Всеми этими чудесами мы обязаны гению физики Борису Якоби - кстати, старшему брату великого немецкого математика Карла Густава Якоби. Увлечение Якоби физикой вылилось в создание первого в мире электродвигателя с прямым вращением вала, но одним из самых главных его открытий была гальванопластика - процесс осаждения металла на форме, позволяющий создавать идеальные копии исходного предмета. Таким способом были созданы, например, скульптуры на нефах Исаакиевского собора. Гальванопластика может применяться даже в домашних условиях. Метод гальванопластики и его производные нашли многочисленные сферы применения. С его помощью чего только не делали и не делают до сих пор, вплоть до клише госбанков. Якоби получил за это открытие в России Демидовскую премию, а в Париже - большую золотую медаль. Возможно, изготовленную тоже этим самым методом.

Электромобиль

В последней трети XIX века мир охватила форменная электрическая лихорадка. Поэтому и электромобили делали все кому не лень. Это был «золотой век» электрических автомобилей. Города были меньше, и пробег на одной зарядке в 60 км был вполне приемлем. Одним из энтузиастов был инженер Ипполит Романов, который к 1899 году создал несколько моделей электрических кэбов. Но главное даже не это. Романов придумал и создал в металле электрический омнибус на 17 пассажиров, разработал схему городских маршрутов для этих прародителей современных троллейбусов и получил разрешение на работу. Правда, под свой личный коммерческий страх и риск. Найти нужную сумму изобретатель не смог, к большой радости конкурентов - владельцев конок и многочисленных извозчиков. Однако работающий электроомнибус вызвал большой интерес у других изобретателей и остался в истории техники как изобретение, убитое муниципальной бюрократией.

Трубопроводный транспорт

Что считать первым настоящим трубопроводом, сказать сложно. Можно вспомнить предложение Дмитрия Менделеева, датированное еще 1863 годом, когда он предложил на бакинских нефтяных приисках доставлять нефть от мест добычи до морского порта не в бочках, а по трубам. Предложение Менделеева не было принято, а спустя два года первый трубопровод построили американцы в Пенсильвании. Как всегда, когда что-то делается за границей, это начинают делать и в России. Или по крайней мере выделять деньги. В 1877 году Александр Бари и его помощник Владимир Шухов вновь выступают с идеей трубопроводного транспорта, уже опираясь и на американский опыт, и вновь на авторитет Менделеева. В итоге Шухов в 1878 году построил первый в России нефтепровод, доказав удобство и практичность трубопроводного транспорта. Пример Баку, который тогда был одним из двух лидеров мировой нефтедобычи, стал заразительным, и «сесть на трубу» стало мечтой любого предприимчивого человека. На фото: вид трехтопочного куба. Баку, 1887 год.

Электродуговая сварка

Николай Бенардос происходит из новороссийских греков, живших на берегу Черного моря. Он автор более ста изобретений, но в историю вошел благодаря электрической дуговой сварке металлов, которую запатентовал в 1882 году в Германии, Франции, России, Италии, Англии, США и других странах, назвав свой метод «электрогефестом». Метод Бенардоса распространился по планете со скоростью лесного пожара. Вместо того чтобы возиться с клепками-болтами, было достаточно просто сварить куски металла. Однако потребовалось около полувека, чтобы сварка окончательно заняла главенствующее положение среди монтажных методов. Вроде бы простой метод - создать электрическую дугу между плавящимся электродом в руках сварщика и кусками металла, которые надо сварить. Но решение изящное. Правда, оно не помогло изобретателю достойно встретить старость, он скончался в бедности в 1905 году в богадельне.

Многомоторный самолет «Илья Муромец»

Трудно сейчас поверить, но чуть больше ста лет назад считалось, что многомоторный самолет будет крайне сложным и опасным в управлении. Доказал абсурдность этих утверждений Игорь Сикорский, который летом 1913 года поднял в воздух двухмоторный самолет, получивший название Le Grand, а затем и его четырехмоторный вариант - «Русский витязь». 12 февраля 1914 года в Риге на полигоне Русско-Балтийского завода в воздух поднялся четырехмоторный «Илья Муромец». На борту четырехмоторного самолета было 16 пассажиров - абсолютный рекорд того времени. В самолете был комфортабельный салон, отопление, ванна с туалетом и… прогулочная палуба. С целью демонстрации возможностей самолета летом 1914 года Игорь Сикорский совершил на «Илье Муромце» перелет от Петербурга до Киева и обратно, установив мировой рекорд. Во время Первой мировой войны эти самолеты стали первыми в мире тяжелыми бомбардировщиками.

Квадролет и вертолет

Игорь Сикорский также создал и первый серийный вертолет, им стал R-4, или S-47, который компания Vought-Sikorsky начала выпускать в 1942 году. Это был первый и единственный вертолет, который участвовал во Второй мировой войне, на тихоокеанском театре военных действий, в качестве штабного транспорта и для эвакуации раненых. Однако вряд ли военное ведомство США дало бы Игорю Сикорскому смело экспериментировать с вертолетной техникой, если бы не удивительная винтокрылая машина Георгия Ботезата, в 1922 году начавшего испытывать свой вертолет, который ему заказали американские военные. Вертолет первым реально отрывался от земли и мог держаться в воздухе. Возможность вертикального полета, таким образом, была доказана. Вертолет Ботезата называли «летающим осьминогом» из-за его интересной конструкции. Это был квадрокоптер: четыре винта размещались на концах металлических ферм, а система управления располагалась в центре - точь-в-точь как у современных радиоуправляемых дронов.

Цветное фото

Цветная фотография появилась еще в конце XIX века, однако снимки того времени характеризовались смещением в ту или иную часть спектра. Российский фотограф Сергей Прокудин-Горский был одним из лучших в России и, как и многие его коллеги по всему миру, мечтал добиться максимально натуральной цветопередачи. В 1902 году Прокудин-Горский изучал цветное фотографическое дело в Германии, у Адольфа Мите, который к тому времени был всемирной звездой цветной фотографии. Вернувшись домой, Прокудин-Горский стал совершенствовать химию процесса и в 1905 году запатентовал свой собственный сенсибилизатор, то есть вещество, повышающее чувствительность фотопластинок. В результате ему удалось получать негативы исключительного качества. Прокудин-Горский организовал ряд экспедиций по территории Российской империи, снимая и известных персон (например, Льва Толстого), и крестьян, храмы, пейзажи, заводы, - таким образом создав удивительную коллекцию цветной России. Демонстрации Прокудина-Горского вызвали большой интерес в мире и подтолкнули других специалистов к разработке новых принципов цветной печати.

Парашют

Как известно, идею парашюта предложил еще Леонардо да Винчи, а спустя несколько веков, с появлением воздухоплавания, начались регулярные прыжки из-под воздушных шаров: парашюты подвешивались под ними в частично раскрытом состоянии. В 1912 году американец Бэрри смог с таким парашютом покинуть самолет и, что немаловажно, живым опустился на землю. Проблему решали кто во что горазд. Например, американец Стефан Банич изготовил парашют в виде зонта с телескопическими спицами, которые крепились вокруг туловища пилота. Эта конструкция работала, хотя все равно была не очень удобна. А вот инженер Глеб Котельников решил, что все дело в материале, и сделал свой парашют из шелка, упаковав его в компактный ранец. Котельников запатентовал свое изобретение во Франции в преддверии Первой мировой войны. Но кроме ранцевого парашюта он придумал еще одну интересную вещь. Раскрываемость парашюта он испытывал, раскрывая его во время движения автомобиля, который буквально вставал как вкопанный. Так Котельников придумал тормозной парашют в качестве системы аварийного торможения для самолетов.

Терменвокс

История этого музыкального инструмента, издающего странные «космические» звуки, началась с разработки сигнализации. Именно тогда потомок французских гугенотов Лев Термен в 1919 году обратил внимание на то, что изменение положения тела близ антенн колебательных контуров влияет на громкость и тональность звука в контрольном динамике. Все остальное было делом техники. И маркетинга: Термен показал свой музыкальный инструмент руководителю Советского государства Владимиру Ленину, энтузиасту культурной революции, а после демонстрировал его в Штатах.

Жизнь Льва Термена была сложной, он знал и взлеты, славу, и лагеря. Его музыкальный инструмент живет и поныне. Самая крутая версия - это Moog Etherwave. Терменвокс можно слышать у самых продвинутых и у вполне попсовых исполнителей. Это действительно изобретение на все времена.

Цветное телевидение

Владимир Зворыкин родился в купеческой семье города Мурома. Мальчик имел возможность с детства много читать и ставить всякие опыты - эту страсть к науке отец всемерно поощрял. Начав учиться в Петербурге, он узнал об электронно-лучевых трубках и пришел к выводу, что именно за электронными схемами будущее телевидения. Зворыкину повезло, он вовремя уехал из России в 1919 году. Много лет работал и в начале 30-х годов запатентовал передающую телевизионную трубку - иконоскоп. Еще раньше он сконструировал один из вариантов принимающей трубки - кинескоп. А потом, уже в 1940-е годы, он разбил световой луч на синий, красный и зеленый цвета и получил цветное ТВ. Кроме этого, Зворыкин разработал прибор ночного видения, электронный микроскоп и еще много всяких интересных вещей. Он изобретал всю свою долгую жизнь и даже на пенсии продолжал удивлять своими новыми решениями.

Видеомагнитофон

Компанию AMPEX создал в 1944 году русский эмигрант Александр Матвеевич Понятов, который взял для названия три буквы своих инициалов и добавил EX - сокращенное от «excellent». Поначалу Понятов производил звукозаписывающую аппаратуру, но в начале 50-х сосредоточился на разработке видеозаписи. К тому моменту уже были опыты записи телеизображения, но они требовали огромного количества ленты. Понятов и коллеги предложили записывать сигнал поперек ленты, с помощью блока вращающихся головок. 30 ноября 1956 года в эфир вышли первые записанные ранее новости CBS. А в 1960 году компания в лице ее руководителя и основателя получила «Оскар» за выдающийся вклад в техническое оснащение индустрии кино и телевидения. Судьба свела Александра Понятова с интересными людьми. Он был конкурентом Зворыкина, вместе с ним работал Рей Долби, создатель знаменитой системы шумопонижения, а одним из первых клиентов и инвесторов был знаменитый Бинг Кросби. И еще: по распоряжению Понятова около любого офиса обязательно высаживались березы - в память о Родине.

Тетрис

Давным-давно, 30 лет назад, в СССР была популярна головоломка «Пентамино»: нужно было укладывать на разлинованное в клеточку поле различные фигуры, состоящие из пяти квадратиков. Выпускались даже сборники задач, и шло обсуждение результатов. С математической точки зрения такая головоломка была отличным тестом для компьютера. И вот научный сотрудник Вычислительного центра АН СССР Алексей Пажитнов написал такую программу для своего компьютера «Электроника 60». Но мощности не хватало, и Алексей убрал один кубик из фигурок, то есть сделал «тетрамино». Ну а потом пришла идея, чтобы фигурки падали в «стакан». Так появился тетрис. Это была первая компьютерная игра из-за железного занавеса, а для очень многих вообще первая компьютерная игра. И хотя уже появилось много новых игрушек, тетрис по-прежнему привлекает своей кажущейся простотой и реальной сложностью.