Война и мир сергея прокофьева 5 букв. Сергей Прокофьев

Действующие лица

  • Князь Николай Андреевич Болконский - басончик
  • Князь Андрей Болконский, его сын - баритон
  • Княжна Марья, сестра князя Андрея - меццо-сопрано
  • Граф Илья Андреевич Ростов - бас
  • Наташа , его дочь - сопрано
  • Соня, кузина Наташи - меццо-сопрано
  • Ахросимова, родственница Ростовых - меццо-сопрано
  • Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов - бас
  • Пьер Безухов - тенор
  • Элен Безухова - контральто
  • Анатоль Курагин, брат Элен - тенор
  • Поручик Долохов, приятель Курагина - бас
  • Ямщик Балага - бас
  • Цыганка Матреша - контральто
  • Подполковник Денисов - бас
  • Платон Каратаев - тенор
  • Император Александр I - без пения
  • Перонская - меццо-сопрано
  • Хозяин бала - тенор
  • Хозяйка бала - сопрано
  • Адъютант на балу - баритон
  • Лакей на балу - тенор
  • Старый лакей Болконского - баритон
  • Горничная Болконских - меццо-сопрано
  • Камердинер Болконских - бас
  • Дуняша, горничная Ахросимовой - меццо-сопрано
  • Лакеи Гаврила - баритон
  • Тихон Щербатый - бас
  • Федор - тенор
  • Матвеев - баритон
  • Старостиха Василиса - меццо-сопрано
  • Тришка - контральто
  • Вестовой князя Андрея - тенор
  • Мавра Кузьминична, ключница Ростовых - контральто
  • Молодой фабричный - тенор
  • Лавочница - сопрано
  • Иванов - тенор
  • Адъютант Кутузова - тенор
  • Генерал Бенигсен - баритон
  • Генерал Барклай де Толли - тенор
  • Генерал Ермолов - бас
  • Генерал Раевский - баритон
  • 1-й штабной - тенор
  • 2-й штабной - бас
  • Император Франции Наполеон - баритон
  • Метивье, французский доктор - бас
  • Французский аббат - тенор
  • Маршал Бертье - бас
  • Маршал Коленкур - без пения
  • Генерал Бельяр - бас
  • Министр двора де Боссе - тенор
  • Адъютант Наполеона - бас
  • Адъютант маршала Мюрата - контральто
  • Адъютант генерала Кампана - тенор
  • Адъютант принца Евгения - тенор
  • Голос за кулисами - тенор
  • Маршал Даву - бас
  • Капитан Рембаль - бас
  • Лейтенант Бонне - тенор
  • Жерар - тенор
  • Жако - бас
  • Французский офицер - баритон
  • 1-я французская актриса - сопрано
  • 2-я французская актриса - меццо-сопрано
  • Конвойный - без пения
  • 1-й немецкий генерал - без пения
  • 2-й немецкий генерал - без пения
  • 1-й сумасшедший - тенор
  • 2-й сумасшедший - бас
  • 3-й сумасшедший - без пения
  • Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.

Действие происходит в России с 1809 по 1812 год.

Краткое содержание

Картина первая

Князь Андрей Николаевич Болконский гостит в имении графа Ростова. Опечаленный безвременной смертью жены, он полон безрадостных мыслей о будущем. Появление Наташи Ростовой прерывает его печальное раздумье. Наташа, взволнованная красотой весенней ночи, восторженно обращается к своей кузине Соне.

Картина вторая

Великосветский бал. Съезжаются приглашенные. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой-красавицей Элен, её брат Анатоль Курагин. Танцы, веселье в разгаре, но Наташа Ростова, которую никто не замечает, чувствует себя одинокой. На тур вальса её приглашает Болконский, Наташа счастлива, Андрей очарован ею.

Картина третья

Андрей сделал Наташе предложение. Она хочет познакомиться с родными жениха. Граф Ростов привозит дочь в дом Болконских, но старый князь отказывается принять гостей. Встревоженный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Неожиданно входит старик Болконский. В гневе он оскорбляет Наташу, считая её недостойной своего сына.

Картина четвертая

Бал у Элен Безуховой. Анатоль Курагин признается Наташе в любви. Смущенная и растерянная Наташа не в силах разобраться в охвативших её чувствах.

Картина пятая

Кабинет Долохова. Друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.

Картина шестая

Наташа с нетерпением ожидает появления Курагина. Горничная Дуняша рассказывает ей, что Соня выдала тайну побега. Ахросимова, в доме у которой гостит Наташа, предотвращает похищение. Наташа в отчаянии. Её душевные муки усиливаются после того, как от Пьера Безухова она узнает, что Курагин женат.

Картина седьмая

После посещения Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. В ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.

Картина восьмая

На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своём плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздается гром первых выстрелов - начинается Бородинское сражение.

Картина девятая

Шевардинский редут. Отсюда Наполеон следит за схваткой. Он не сомневается в успехе. Однако вместо привычных сообщений о блистательных победах один за другим прибывают адъютанты маршалов, прося подкрепления. Наполеон растерян. Он не в силах понять, почему руководимые им войска не обращают в бегство неприятеля, почему военное счастье изменило ему.

Картина десятая

Другие записи

ИСПОЛНИТЕЛИ: Наташа - Екатерина Морозова, Андрей - Родерик Вильямс, Пьер - Джастин Лавендер, Кутузов - А.Юинг, Наполеон - Алан Опи, Элен - Елена Ионова, Анатоль - Олег Балашов, Ахросимова - Виктория Ливенгуд, хор Государственной Академической Симфонической капеллы России п/у В. Полянского, оркестр фестиваля в Сполето (Италия), дирижёр - Ричард Хикокс, 1999 год.

Издания

  • Партитура, Прокофьев С. С., Собр. соч., тт. 7а, б, М." Музгиз, 195S;
  • Клавир, Собр. соч., тт. 6а, б, М., Музгиз, 1958.

Литература

  • Мнацаканова Е. Опера С. С. Прокофьева «Война и мир». - М., 1959.

Ссылки

  • Краткое содержание (синопсис) оперы «Война и мир» на сайте «100 опер»

Категории:

  • Оперы по алфавиту
  • Произведения Сергея Прокофьева
  • Оперы Сергея Прокофьева
  • Война и мир
  • Оперы на русском языке
  • Оперы по литературным произведениям
  • Оперы 1944 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Оперные шедевры

Война и мир

Грозная мощь чередования трагически диссонирующих аккордов хора и симфонического оркестра, зловещих и призывных, возвещает об одном из величайших бедствий на земле русской. .. В исполинских аккордах слышатся и отзвуки 1812 года , и тревога ему предшествующих лет, когда повседневное сплетение людских судеб уже вилось на фоне бурливших исподволь политических событий. Так начинается выдающаяся советская патриотическая опера-хроника, повесть о событиях огромного масштаба. Эпиграф сливается в могучее целое произведение, которое иначе распалось бы на разделы «Мир» (1-7 картины) и «Война» (8-13 картины), поскольку единой интриги в опере нет.

Мысль о создании оперы по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» возникла у композитора, судя по воспоминаниям Л. Прокофьевой , еще в 1920-х годах. В 1935 году Прокофьев говорил певице В. Духовской , что не берется пока за сочинение музыки оперы, сознавая, насколько это емкая и длительная работа. Решение приступить к ней созрело только в апреле 1941 года. „Война и мир" было первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух...- вспоминала впоследствии М. Мендельсон-Прокофьева.- Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную, и именно с этого момента начал думать о „Войне и мире" как оперном сюжете».

12 апреля 1941 года композитор набросал краткий план оперы в 11 картинах, тем не менее, как писала далее М. Мендельсон-Прокофьева , «задача порою казалась невыполнимой. Но как только началась Великая Отечественная война, горячее желание работать над оперой „Война и мир" взяло верх над колебаниями». «В эти дни,- сказал позднее Прокофьев,-особенно ярко встала в памяти война с Наполеоном 1812 года, когда его войска дошли до Москвы и русский народ встал на защиту своей земли и изгнал неприятеля.»

Всесоюзный комитет по делам искусств поддержал намерение композитора. Бурно развивавшиеся военные события не помешали Прокофьеву начать сочинение музыки. Первую картину оперы он закончил в эвакуации в Нальчике 15 августа 1941 года. Завершив картину «Шевардинский редут» 13 апреля 1942 года, он приписал к этой дате: «Окончание сочинения оперы» . Однако работа композитора над ней фактически не была еще закончена. Окончательное оформление ее в художественное целое было связано с многотрудной сценической судьбой, осуществленными и неосуществленными постановками, концертными исполнениями.

Принимая во внимание пожелания Комитета по делам искусств, прислушиваясь к советам С. Эйзенштейна, Прокофьев , в ноябре 1942 года, закончил вторую редакцию оперы. В результате бесед с С. А. Самосудом , желавшим поставить «Войну и мир» в Большом театре и высказавшего свои пожелания по ее доработке, Прокофьев внес в текст дополнительные изменения. В таком виде клавир оперы был издан в двух томах стеклографическим способом Музфондом СССР в начале 1943 года. О постановке ее шла оставшаяся безрезультатной переписка с дирекцией Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, находившегося тогда в Перми. В связи с уходом

С. А. Самосуда с поста главного дирижера Большого театра, опера не была поставлена и там.

Трудности военного времени ограничили возможности ознакомления советских слушателей с новым капитальным сочинением Прокофьева . Впервые «Война и мир» прозвучала 16 октября 1944 года в одном из московских клубов, поставленная силами Ансамбля советской оперы ВТО. Через полгода С. А. Самосуду удалось устроить в Большом зале Московской консерватории новое концертное исполнение оперы - своего рода монтаж из ее музыки и отрывков из романа Толстого . В концерте приняли участие симфонический оркестр Союза ССР, республиканская хоровая капелла под руководством А. С. Степанова, певцы М. Надион (Наташа), А. Иванов (князь Андрей), А. Пирогов (Кутузов) и другие, а также чтецы В. Аксенов и Э. Тобиаш . Для первой постановки «Войны и мира» на сцене Ленинградского Малого оперного театра, по инициативе С. А. Самосуда, Прокофьев сочинил две новые картины: «Бал у екатерининского вельможи» (с «вальсом Наташи ») и «Изба в Филях» ,


которые прочно заняли свое место в опере. Тогда же был создан и «двухвечерний» вариант оперы. Так, в 1945-1946 годах родилась третья ее редакция. Премьера первой части «Войны и мира» (1-8 картины), охватившей «мирную» часть произведения, состоялась 12 июня 1946 года и прошла с блестящим успехом. Опера шла в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. В. Дмитриева. Трогательный образ Наташи создала Т. Лаврова , в роли князя Андрея выступил Л. Петров, О. Чишко замечательно в музыкальном и сценическом отношениях исполнил партию Пьера Безухова. Спектакль был удостоен Государственной премии.



Наташа Ростова - Г. А. Ковалева (вверху)

Наташа Ростова - М. Д. Касрашвили Большой театр Союза ССР

В течение следующего сезона коллектив Малого оперного театра увлеченно работал над постановкой второй части «Войны и мира» , но спектакль выпущен не был. Неудачей окончилась попытка С. А. Самосуда снова показать эту часть «Воины и мира» в том же театре 4 декабря 1948 года. Опера показалась слишком длинной, поэтому решено было создать еще один ее, опять одновечерний, вариант. Тяжело больной Прокофьев с обычной энергичной деловитостью уже 5 декабря набросал план новой, четвертой по счету, редакции оперы в десяти картинах.

Цветаева

Вскоре оп вместе с Л. Атовмьяном занялся подготовкой к печати полного клавира «Войны и мира» . В связи с этим, главным образом в 1948-1949 годах и позднее, композитор обдумывал окончательный текст многих картин, сочинил для них много музыки. Лишь в конце 1952 года композитор, по свидетельству М. Мендельсон-Прокофьевой , поставил последнюю точку в рукописи одного из фрагментов арии Кутузова . 5 марта 1953 года Прокофьев скончался . Увидеть свою оперу на сцене полностью ему не довелось.

Но уже через три месяца после его смерти, в июне 1953 года, исполнил в Москве «Войну и мир» Ансамбль советской оперы ВТО. Спустя два года ее показал Ленинградский Малый оперный театр (дирижер Э. П. Грикуров, режиссер Б. А. Покровский; Наташа - Т. Лаврова и К. Изотова, князь Андрей - С. Шапошников). Важным моментом в сценической судьбе замечательного произведения Прокофьева явилась его постановка 8 ноября 1957 года в Москве в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. И наконец, 15 декабря 1959 года в Большом театре СССР состоялось первое представление «Войны и мира» с Эпиграфом , дотоле на сцене не исполнявшимся. Опера шла под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. Ф. Рындина . В спектакле были заняты лучшие силы труппы: Наташа - Т. Милашкина, князь Андрей - Е. Кибкало и Ю. Мазурок, Пьер Безухов - В. Петров, Элен - И. Архипова, Ахросимова - Л. Авдеева, Кутузов - А. Кривченя и А. Ведерников, Наполеон - П. Лисициан. Оцененная по достоинству, монументальная опера С. С. Прокофьева навсегда заняла свое место в советском и мировом опер­ном репертуаре.

Вместить в одно оперное представление материал всего романа Толстого было, конечно, немыслимо. Либреттистам предстояло отобрать из него лишь то, что соответствовало положенным композитором в основу замысла линиям: народно-эпической, лирико-драматической и жанровой. Как писал Прокофьев В. В. Держановскому 23 марта 1943 года, при сочинении «Войны и мира» он стремился, с одной стороны, с возможно большим реализмом нарисовать




героев и, с другой - показать «народ, вставший на защиту родины». Первая ее половина (1 - 7 картины) посвящена Наташе Ростовой , ее любви к князю Андрею Болконскому и неудачному увлечению Анатолем Курагиным ; вторая (8-13 картины) - военным событиям 1812 года, круто изменившим жизнь главных героев, и , прежде всего, возглавляемому Кутузовым героическому сопротивлению русского народа и его победе над врагом.

Наташа Ростова - Катя Попова

Сцена из спектакля Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова

Кутузов - Дональд Грамм (США)

Авторы либретто стремились сохранить в тексте опоры как можно больше «самого Толстого», пользуясь также воспоминаниями современников, исторической литературой, фольклорными материалами. В первую картину введены были стихи В. Жуковского (для стилизованного «под старину» романса-дуэта «Ручей»), во вторую - молодого К. Батюшкова (хор «Вы ль, други милые, со мною» ) и ода М.Ломоносова («Да движутся светила стройно») . Но во многом опера Прокофьева несхожа с романом Толстого, многие разрозненные эпизоды оказались совмещенными, возникли и новые. Не совсем «похожими» оказались и образы многих героев. Обаятельный лейтмотив Наташи Ростовой рисует ее хрупкую девичью прелесть, передает юную радость по-весеннему светлой души. Нежной и трогательной влюбленностью веет от грустной мелодии «вальса Наташи» из картины «Бал» . Более лиричным стал и образ князя Андрея ; охарактеризованный в первых картинах певучей темой «любви-обновления» и красивым лейтмотивом, интонационно сходным с лейтмотивом Наташи , он приобретает черты высокого патриотизма в мужественном ариозо из 8-й картины.

Основное отличие замысла Прокофьева от романа Толстого в активном участии в действии русского народа, ведущая роль Кутузова , направляющего ход событий.

В окончательной редакции оперы 13 картин. Какие же моменты из романа в нее вошли?


Когда затихают последние суровые звуки Эпиграфа (Увертюра в спектакле обычно не исполняется) и поднимается занавес, зритель-слушатель погружается в озаренный лунным светом покой весенней ночи в Отрадном. Звучит ариозо князя Андрея , которому вспоминается виденный в лесу старый дуб, словно сказавший ему: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». В его печальные размышления вторгается певучий голос Наташи , радостно восклицающей: «Ведь этакой ночи никогда не бывало...». Юное очарование, прелесть романса, который она поет вместе с Соней, пробуждают в душе князя Андрея «весеннее чувство радости и обновления» , веру в счастье.

В следующей картине, на блестящем балу у вельможи екатерининских времен, куда робеющую Наташу впервые вывезли в свет и где никто не обращает на нее внимания, князь Андрей , по просьбе Пьера Безухова , приглашает ее танцевать. Под элегические звуки вальса тогда зародилась их любовь.

Действие в третьей картине разворачивается в мрачном особняке Болконских на Воздвиженке. Старый князь издевательски оскорбляет Наташу , уже невесту его сына.

Четвертая картина - бал в доме Безуховых - почти вся проходит на фоне «Вальса обольщения» . Поцелуй Анатоля Курагина, душевное смятение Наташи , едва смеющей себе признаться в том, что она не любит теперь князя Андрея, и целиком отдающейся переполняющему ее душу новому увлечению.

В пятой картине наглый красавец Анатоль , уже не светский ловелас, а армейский хлыщ, в холостяцком кабинете Долохова ждет приезда ямщика Балаги , чтобы поздним вечером выкрасть Наташу из дома Ахросимовой и увезти ее за границу. Увещания Долохова , появление Балаги , «вино на дорогу», поспешные сборы. Голос Курагина за сценой: «Пошел!».

Следующую, шестую, картину начинает назойливый и тревожный мотив скрипок, сменяющийся тяжелым биением остинатных басовых нот . Ожидание Наташи , всматривающейся сквозь дверные стекла в темный сад. Дуняша украдкой сообщает ей о том, что Соня открыла все Ахросимовой . Лакей Гаврила останавливает проникшего в дом Курагина . Издали слышен крик Долохова : «. . .Измена! ..». Наташа в отчаянии. Ахросимова , сурово отчитав ее, оставляет крестницу наедине с Пьером Безуховым . Он с добрым участием пытается утешить рыдающую Наташу : открывает ей, что Курагин женат; обещает передать князю Андрею Наташину мольбу ее простить. Видя ее горе и раскаяние, Пьер выдает тайну своей любви к ней. Отчаянным возгласом Наташи: «Я хуже всех!»- заканчивается картина.

Действие в седьмой картине происходит в кабинете Пьера . Его приход спугивает группу светских знакомых жены, проходя, он презрительно бросает Элен : «Где вы, там разврат...». Оставшись вдвоем с Курагиным, Пьер в бешенстве требует от него объяснения, предлагает вернуть письма Наташи и немедленно уехать


из Москвы. Когда Пьер остается один, его размышления о смысле жизни и любви к Наташе прерывают торопливые шаги подполковника Денисова . «Наполеон стянул войска к русской границе.» - «Война?» - «Похоже, что война.».

Краткое симфоническое вступление к восьмой картине - «Перед бородинским сражением. Строят бастион» - повествует о страшном всенародном бедствии; щемяще звучит тема народного горя. В тревожно-приподнятой атмосфере ожидания боя сменяются эпизоды-кадры: роют землю крестьяне-ополченцы, с барабанным боем проходят полки; князь Андрей , разыскивая Кутузова , встречается с Денисовым , у которого есть уже план партизанской войны; появляются беженцы из-под Смоленска, слышна патриотическая песня ополченцев «Как пришел к народу наш Кутузов» ; снова приходит князь Андрей , мучительно вспоминающий об измене Наташи , встречается с Пьером , который хочет «видеть сражение»; звучит монолог князя Андрея, горячо верящего в победу русского народа. Раздумье Пьера о русском солдате прерывают крики «Ура!». Входит фельдмаршал Кутузов и обращается к войскам со словами ободрения; один за другим уходят на поле битвы полки; отказывается перейти в штаб и остается со своими солдатами Болконский . Раздается орудийный выстрел... за ним второй... «Вот оно!» - восклицает князь Андрей .

В девятой картине Наполеон с высоты Шевардинского редута следит за ходом сражения. Слышатся отзвуки ожесточенного боя: стремительно восходящее движение сменяется отрывистыми «пушечными» аккордами, басы неумолимо вдалбливают жесткий и жестокий ритм темы французов. Наполеон озадачен и озабочен: русские, путая фигуры на «шахматной доске» полководца, не отступают, на позиции приходится бросать новые и новые дивизии: «не то... что было в прежних сражениях». Перекрывая шум битвы, издали доносится широкое пение русских солдат, вступивших в смертный бой за родную землю. К ногам императора падает ядро. Он отталкивает его ногой в сторону.

Картина десятая. Деревня Фили, у ворот Москвы. В избу на военный совет Кутузов созвал генералов. Надо решить важнейший вопрос: сдать ли древнюю русскую столицу без боя или принять сражение в невыгодной позиции, поте­ряв и столицу, и армию? Выслушав соображения разошедшихся во мнениях генералов, Кутузов кратко приказывает: «Отступить». Потом, наедине с самим собой, он в сосредоточенном раздумье любуется Москвой, которая раскинулась перед ним «величавая, в солнечных

лучах». Кутузов «скорбит о ее тяжком часе», но твердо верит в то, что хотя враг и сумеет разрушить стены, а «не возможет покорить русских сердец...».

В одиннадцатой картине кошмарным видением быстро мелькают эпизоды-кадры: на улицах опустевшей Москвы, распевая песенки, грабят имущество горожан французские солдаты; не успевшие уйти из города москвичи скитаются, затаив гнев; но вот он прорвался, слышны крики: «Жгите, жгите... Уничтожайте запасы! ..» Пьер , решивший убить Наполеона , узнает о ранении князя Андрея . Вспыхивает и разгорается пожар; французы расстреливают
поджигателей; Пьера , помилованного маршалом Даву , угоняют в плен вместе с Платоном Каратаевым ; среди пылающих руин проезжает Наполеон , повторяя: «Это скифы!». Раздается широкий русский напев, горожане несут тела безвинно погубленных «силой бонапартовской», давая клятву отмстить за родную Москву.

Двенадцатая картина. В крестьянской избе в Мытищах при мерцании свечи бредит умирающий князь Андрей . Ему слышится «тихий голос», настойчиво твердящий: «Пи-ти, пи-ти, пи-ти». Вспоминается война, Кутузов и Наташа - та, кого он больше всех людей любил и ненавидел, которую ему теперь хотелось бы увидеть хоть один только раз. И она входит, она умоляет простить ее. Не помня зла, князь Андрей хочет жить, быть счастливым. Слышатся звуки вальса Наташи ... Снова возникает твердящий одно и то же голос: «Пи-ти, пи-ти, пи-ти...» Он постепенно угасает.. . вместе с жизнью князя Андрея.

«Лютая метель» скрежещущим вихрем врывается в начало последней, тринадцатой картины . Смоленская дорога. Долгое шествие продрогших, одетых в лохмотья французских войск. Среди угоняемых русских пленных Пьер . Измученного Каратаева убивает французский солдат. Подкрадываются партизаны. Взрыв ядра, ожесточенная схватка. Победа! Освобожденные пленные радостно обнимают партизан. От Денисова Пьер узнает о смерти своей жены Элен . Появляется старостиха Василиса во главе отряда женщин-партизанок. Подходят русские регулярные полки. На коне въезжает фельдмаршал Кутузов , обращается к войскам: «Неприятель разбит... Благодарю всех за трудную службу... Спасена Россия!». Мощный хор-апофеоз ликующим гимном увенчивает музыкальную драму.

Сочинению и отделке оперы «Война и мир» Прокофьев отдал, с перерывами, одиннадцать лет своей жизни. И если композитор страстно желал увидеть эту оперу на сцене полностью, как он сказал однажды Д. Б. Кабалевскому , то именно потому, что был убежден: в ней ему удалось убедительно воплотить свои намерения.

И это так. Своеобразная архитектоника, свободное владение привычными формами, создание новых их разновидностей; мастерство, с которым выразительные интонационно родственные

Наташа Ростова - Л. А. Шевченко

Ленинградский театр онеры и балета имени С. М. Кирова

темы-лейтмотивы и их изменения в различных сочетаниях объединяют все сочинение; богатое мелодическое претворение речевых интонаций, психологическая правдивость вокальных партий, владение мощными хоровыми массами, создание хоров, наделенных индивидуальностью музыкального колорита; размах симфонического развития, родственного эпическому симфонизму его Пятой симфонии и музыки к кинофильмам С. Эйзенштейна («Александр Невский», «Иван Грозный» ); широко написанная картина эпохи, яркое разнообразие жанрово-бытовых моментов, - все это делает «Войну и мир» одним из наиболее выдающихся сочинений советского музыкального театра.

Сергей Сергеевич Прокофьев является известным и одним из виднейших композиторов двадцатого века. Сергей Сергеевич народный артист РСФСР, данное почетное звание было присвоено ему в 1947 году. Данные биографии рассказывают нам, что мать будущего пианиста и дирижера, отмеченного множеством государственных премий (в их числе Ленинская и шесть Сталинских), была из рода крепостных и хорошо владела пианино. Мальчику же любовь к данному инструменту была привита ещё в раннем детстве. Уже в возрасте пяти лет Прокофьев начал заниматься музыкой, уже в то время было замечено стремление ребенка к сочинительству. Мать записывала его ранние произведения. К десятилетнему возрасту на счету у юного композитора было уже две оперы - «Великан» и «На пустынных островах». Будущий народный артист получил отличное музыкальное образование, дважды закончив Петербуржскую консерваторию. В 1909 году, а качестве композитора, а в 1914 пианиста. За время обучение в консерватории был учеником таких известных преподавателей как Римский-Корсаков, А.К. Лядов, А.Н Есипова, за время учебы Прокофьев подружился с композитором Николаем Мясковским. Даже по окончанию консерватории, композитор продолжал изучение органа вплоть до 1917 года.

Грандиозная опера «Война и мир» Сергея Прокофьева была написана по одноименному роману Л.Н. Толстого в 1943 году и являлась важнейшим произведением военного периода. Произведение создавалось в течение двенадцати долгих лет. Конечно же, большая часть была создана практически за срок в несколько месяцев, а в дальнейшем дополнялось, расширялось и редактировалось. Опера делится на тринадцать лирических и драматических сцен, состоит из двух частей, а количество действующих превышает семьдесят человек, не считая второстепенных персонажей и хор, который периодически появляется на сцене. Данная опера является грандиозным историческим холстом, на котором отображены 7 картин «мира» и 6 картин «войны». Первое концертное исполнение произведение пережило 7 июня 1945 года, первое сценическое на год позже на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Возможность прослушать данное величественное произведение, шедевр российской оперы предоставляет совершенно бесплатно сайт клуба «Орфей.

Опера начинается тем, что в усадьбу Ростовых приехал погостить князь Андрей Болконский, которому попросту нужен отдых. В первой картине автор знакомит нас с обстоятельствами, при которых князь влюбляется в Наташу Ростову. Болконский слышит, как поёт девушка теплой майской ночью у себя в комнате, ее песня - олицетворение чистоты и невинности девушки. Слушая пение, князь влюбляется вслепую

Во второй картине мы знакомимся с другом Болконского - Пьером Безуховым, товарищи вместе приезжают на бал в аристократическом доме, на который помимо Наташи приглашен и царь. После того, как царь покинул мероприятие гости, словно духом воспряли и в воздухе перестала витать напряженность. Безухов предлагает Болконскому пригласить Наташу на танец, пока они танцуют, голова Пьера занята мыслями о возможном счастье с Наташей. Мысли прерывает отец девушки, который приглашает Пьера к себе.

Действия третьей картины происходят более года спустя. Наташа уже является невестой Андрея, а тот в свою очередь отъехал на год за границу. Наташа вместе с графом Ростовым приезжает к старому графу Болконскому, тот отказывается их принимать, считая, что Ростовы в подмётки не годятся их семье.

Четвертая картина описывает знакомство в салоне жены Безухова Наташи с Анатолем Курагиным, Курагин предлагает девушке ее похитить и вырвать тем самым из узла скучного семейного досуга.

Пятая картина посвящена обсуждению плана похищения девушки.

Шестая картина повествует об ожидании Наташей Анатоля, который намерен ее увезти, однако появляется Пьер, который информирует Наташу, что Анатоль женат и побег с ним принесет девушке лишь стыд.

В седьмой картине Пьер собирает дома гостей и выговаривает Курагину за его нечеловеческое отношение к Наташе, заставляет Курагина покинуть Москву. Тем временем Наполеон стягивает свои войска к российской границе.

Восьмая картина иллюстрирует привал русских войск под Бородино и начало Бородинской битвы.

Картина девятая. Описание штаб-квартиры Наполеона, уничтожение французского знамя взрывом гранаты.

В десятой картине описано стремление Кутузова уйти в полное отступление.

В одиннадцатой картине Пьер вынашивает план по убийству Бонапарта, чьи солдаты уже разгуливают по улицам Москвы. Жители начинают поджигать свои дома, Пьер оказывается в группе случайно арестованных людей. Наполеон наблюдает за горящей Москвой пораженный самоотверженностью ее жителей.

Двенадцатая картина. Князь Андрей смертельно ранен и в бреду видит Наташу и слышит ее голос, так же как и в ту майскую ночь. Но бред становится действительностью, ведь Андрей умирает у Наташи на руках.

В тринадцатой картине французы отступают к Смоленску, туда же гонят и пленных. В их числе Пьер и больной Платон Каратаев, он не может идти, и французский солдат добивает его выстрелом в упор. Русские партизаны освобождают колонну. Народ ликует и приветствует Кутузова.

Лирические и драматические сиены в тринадцати картинах по роману Л. Толстого «Война и мир». Либретто Сергея Прокофьева и Миры Мендельсон-Прокофьевой.

Первое исполнение - концертное, 7 июня 1945 года. Первая постановка на сцене - 12 июня 1946 года в Ленинграде в Малом оперном театре.

Главные действующие лица: Князь Андрей Болконский - баритон (высокий); Наташа Ростова - лирико-драматическое сопрано; Соня - меццо-сопрано; Марья Дмитриевна Ахросимова - меццо-сопрано; Илья Андреевич Ростов - бас-баритон; Пьер Безухов - тенор; Анатоль Курагин - тенор; Элен Безухова - альт; Долохов - бас; Княжна Марья - меццо-сопрано; Князь Николай Андреевич Болконский - бас; Балага, кучер - бас; Цыганка Матреша - альт; Дуняша, горничная Ростовых - сопрано; Денисов - баритон; Матвеев - бас; Главнокомандующий Кутузов - бас; Наполеон - баритон; Ромбалль - бас; Боне, лейтенант - тенор; Платон Каратаев - тенор. Общее число действующих лиц этой оперы, состоящей из двух частей, превышает 70. Кроме того, на сцене появляется хор и целый ряд второстепенных персонажей.

Действие происходит в России.

Картина первая. Дом в усадьбе Ростовых. У них гостит князь Андрей Болконский. Он ищет отдыха и забвения. Теплой майской ночью, стоя у окна своей комнаты, князь Андрей слышит, как поет в своей комнате Наташа. Ее песня - исповедь чистой, неиспорченной души, отражающая невинные тайны девушки. Слушая пение Наташи, Андрей влюбляется в нее, еще не видя, не зная ее.

Картина вторая. Большой бал в аристократическом доме, куда приезжает и сам царь. На балу и Наташа: она впервые выезжает в свет. В присутствии царя все чрезвычайно сдержанны; с его уходом настроение танцующих сразу поднимается. Появляется Пьер Безухов, всем известный «вольнодумец», и поведением, и одеждой резко отличающийся от своих аристократических друзей. С ним приехал и его друг, Андрей Болконский. Пьер замечает, что Наташа не танцует, и советует Андрею пригласить ее. Пока красавец Андрей танцует с Наташей, Пьер думает о том, как бы он мог быть счастлив с Наташей. Его задумчивость прерывает граф Ростов, отец Наташи, который приглашает Пьера посетить их.

Картина третья. Прошло больше года. Наташа уже давно невеста князя Андрея, но по требованию его отца свадьба отложена, а сам Андрей на год уехал за границу. Граф Ростов с Наташей приезжают к старому князю Болконскому, но тот не велит принимать их. Он считает, что ни по своему происхождению, ни по своему состоянию Ростовы не ровня их семье. Наташа глубоко оскорблена недоброжелательным приемом. Напрасно сестра Андрея, княжна Марья, пытается утешить оскорбленную до глубины души Наташу.

Картина четвертая. Салон жены Пьера Безухова, Элен. Элен, которой незнакомы глубокие чувства, сводит ничего не подозревающую Наташу со своим братом Анатолем Курагиным. Молодая девушка оказывается беззащитной против испытанных методов завоевания женских сердец. Курагин предлагает Наташе освободить ее из клетки скучного семейного круга, «похитив» ее, обещая ей любовь и счастье.

Картина пятая. Квартира Долохова, приятеля Анатоля Курагина. Обсуждается план похищения Наташи.

Картина шестая. В доме доброй знакомой Ростовых, старухи Ахросимовой, Наташа ждет Анатоля Курагина, который должен ее увезти. Однако вместо Анатоля появляется Пьер Безухов, узнавший о готовящемся похищении. Пьер сообщает Наташе, что Курагин уже женат и что побег принес бы ей не любовь и счастливое будущее, а стыд и гибель.

Картина седьмая. В доме Пьера собираются гости. Приходит и брат Элен Безуховой, Анатоль Курагин. Пьер строго выговаривает ему за его бездушие по отношению к Наташе и приказывает немедленно покинуть Москву.

Пьер остается один и предается мыслям о собственной судьбе, неудавшейся любви и бесплодно проходящей жизни.

Появление Денисова прерывает его раздумье. Денисов рассказывает Пьеру, что Наполеон стянул к русской границе огромную армию.

Картина восьмая. Стоянка русских войск под Бородином. Крестьяне и солдаты роют окопы, готовясь к предстоящей битве с наполеоновской армией. Князь Андрей Болконский вспоминает о Наташе, о своей любви к ней и горе, что она ему принесла.

Между окопами появляется Пьер. На нем нет военной формы, он в гражданской одежде и пришел сюда, чтобы быть свидетелем «битвы народов». Однако как он ни старается это скрыть, ясно, что он здесь не для того, чтобы просто «быть свидетелем». Пьер хочет стать участником сражения, от которого зависит судьба всей России.

Солдаты и крестьяне приветствуют главнокомандующего русской армии Кутузова. Начинается Бородинский бой.

Картина девятая. Штаб-квартира Наполеона. Император следит за сражением, гул которого доносится сюда. Но напрасно ждет он известий о победе: гонцы просят все новых и новых подкреплений.

Внезапно граната разрывает в клочья трехцветное французское знамя.

Картина десятая. Военный совет в Филях. Генералы обсуждают действия, которые должны последовать за Бородинским сражением. Кутузов непоколебимо настаивает на своем плане: полное отступление. Москву надо сдать противнику.

Картина одиннадцатая. Французские солдаты проходят по улицам Москвы. Они едва двигаются под яжестью награбленного добра. Сжав кулаки, смотрят на мародеров жители. Пьер смешивается с толпой. Душой его завладел план: убить Бонапарта. Во имя этого он готов отдать свою жизнь.

Жители поджигают свои дома. Французы арестовывают и уводят первых попавшихся им людей. Вместе с другими арестовывают и Пьера.

Пьеру удивительным образом удается избежать расстрела. Он попадает в толпу пленных, где встречается с простым русским солдатом, мужиком Платоном Каратаевым. Человечность, душевная теплота и простота Каратаева - качества, присущие страждущему, но все же героически борющемуся русскому народу.

Пленных уводят. Яростно бушует пожар. Появляются первые беглецы-французы - придворные актеры Наполеона.

Пораженный неожиданным оборотом событий, Наполеон смотрит на город, горящий, как факел. Такого самоотверженного сопротивления он не ожидал.

Картина двенадцатая. Далеко в тылу, в тесной крестьянской избе устроено нечто вроде маленького лазарета, в котором находится небольшая группа раненых. Среди них и потерявший сознание, бредящий князь Андрей. Он смертельно ранен. В бреду Андрею кажется, что он снова видит Наташу, слышит ее голос, как тогда, в майскую ночь, когда он невольно подслушал ее пение. Но видение становится действительностью. Перед Болконским стоит Наташа. Андрей умирает у нее на руках.

Картина тринадцатая. Разбитая французская армия отступает к Смоленску. Туда же гонят французы и пленных. С еди них Пьер и Каратаев. Больной Платон Каратаев не может дальше идти. Подскочивший к нему французский солдат стреляет в него в упор. Русские партизаны нападают на французскую колонну и освобождают пленных. Пьер узнает от Денисова, что его жена Элен умерла.

На сцене появляется Кутузов и объявляет собравшимся вокруг него солдатам и крестьянам радостную весть: армия Наполеона разгромлена, император французов покинул поле сражения побежденным.

Народ, ликуя, приветствует Кутузова и победоносное русское оружие.

ВОЙНА И МИР

Опера в пяти актах (тринадцати картинах) с хоровым прологом

Либретто С. С. Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой

Действующие лица:

Князь Николай Андреевич Болконский

Князь Андрей Болконский, его сын

Княжна Марья, сестра князя Андрея

Граф Илья Андреевич Ростов

Наташа, его дочь

Соня, кузина Наташи

Ахросимова, родственница Ростовых

Фельдмаршал Михаил Илларионович

Кутузов

Пьер Безухов

Элен Безухова

Анатоль Курагин, брат Элен

Поручик Долохов, приятель Курагина

Ямщик Балага

Цыганка Матреша

Подполковник Денисов

Платон Каратаев

Император Александр I

Перонская

Хозяин бала

Хозяйка бала

Адъютант на балу

Лакей на балу

Старый лакей Болконского

Горничная Болконских

Камердинер Болконских

Дуняша, горничная Ахросимовой

Лакей Гаврила

Тихон Щербатый

Федор

Матвеев

Старостиха Василиса

Тришка

Вестовой князя Андрея

Мавра Кузьминична, ключница Ростовых

Молодой фабричный

Лавочница

Иванов

Адъютант Кутузова

Генерал Бенигсен

Генерал Барклай де Толли

Генерал Ермолов

Генерал Раевский

1-й штабной

2-й штабной

Император Франции Наполеон I

Метивье, французский доктор

Французский аббат

Маршал Бертье

Маршал Коленкур

Генерал Бельяр

Министр двора де Боссе

Адъютант Наполеона

Адъютант маршала Мюрата

Адъютант генерала Кампана

Адъютант принца Евгения

Маршал Даву

Капитан Рембаль

Лейтенант Бонне

Жерар

Жако

Французский офицер

1-я французская актриса

2-я французская актриса

Конвойный

1-й немецкий генерал

2-й немецкий генерал

1-й сумасшедший

2-й сумасшедший

3-й сумасшедший

бас

баритон

меццо‑сопрано

бас

сопрано

меццо‑сопрано

меццо‑сопрано

бас

тенор

контральто

тенор

бас

бас

контральто

бас

тенор

без пения

меццо‑сопрано

тенор

сопрано

баритон

тенор

баритон

меццо‑сопрано

бас

меццо‑сопрано

баритон

бас

тенор

баритон

меццо‑сопрано

контральто

тенор

контральто

тенор

сопрано

тенор

тенор

баритон

тенор

бас

баритон

тенор

бас

баритон

бас

тенор

бас

без пения

бас

тенор

бас

контральто

тенор

тенор

тенор

бас

бас

тенор

тенор

бас

баритон

сопрано

меццо‑сопрано

без пения

без пения

без пения

тенор

бас

без пения

Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.

Действие происходит в России с 1809 по 1812 год.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Опера создавалась на протяжении двенадцати лет. Ее первоначальный план возник весной 1941 года. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно с либреттистом М. А. Мендельсон-Прокофьевой создал в течение нескольких месяцев большую часть произведения. В последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось. К 1943 году опера была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве 16 октября 1945 года; 12 июня 1946 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде состоялась премьера первой части «Войны и мира», то есть начальных 8 картин (к этой постановке была дописана вторая картина - «Бал у екатерининского вельможи» и десятая - «Сцена военного совета русского генералитета в Филях», созданная для предполагавшейся постановки второй части оперы). Требовательный к себе автор, прислушиваясь к критике, продолжал работать над своим замыслом до последних дней жизни.

В гениальной эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», написанной в 1863-1869 годах, дана обширная галерея действующих лиц, показаны разнообразные картины жизни светского общества и народа в период, когда решались исторические судьбы России. Содержание романа, естественно, не могло полностью войти в оперу. Композитор вместе с либреттистом отобрали те эпизоды и события, которые давали наиболее благодарный материал для создания музыкально-драматического произведения. Не пытаясь точно следовать за развитием сюжета романа, авторы оперы выделили узловые моменты сюжета. Их основной задачей было отчетливо выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство душевного мира героев драмы 1 .

СЮЖЕТ

Андрей Болконский проездом остановился в имении графа Ростова. Он полон горестных мыслей; безрадостным представляется ему будущее. Звонкий голос Наташи Ростовой прерывает печальное раздумье. Взволнованная красотой весенней ночи, она со словами восторга обращается к своей кузине Соне. Неудержимое ликование юности, случайным свидетелем которого стал князь Андрей, вселяет в него надежду на счастье.

На великосветском балу танцуют гости. Продолжают съезжаться приглашенные. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой - красавицей Элен, ее брат Анатоль Курагин. Веселье в разгаре, но Наташа Ростова, которую никто не замечает, чувствует себя одинокой. На тур вальса ее приглашает Болконский. Наташа преображается - она счастлива, Андрей очарован ею.

Андрей сделал Наташе предложение. Она хочет познакомиться с родными жениха. Граф Ростов привозит дочь в дом Болконских, однако старый князь отказывается принять гостей. Встревоженный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Неожиданно входит старик Болконский. В гневе он оскорбляет Наташу, считая ее недостойной своего сына.

На балу у Элен Безуховой Анатоль Курагин признается Наташе в любви. Смущенная и растерянная Наташа не в силах разобраться в охвативших ее чувствах.

В кабинете Долохова друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.

Наташа с нетерпением ожидает появления Курагина. Горничная Дуняша рассказывает ей, что Соня выдала тайну побега. Ахросимова, в доме у которой гостит Наташа, предотвращает похищение. Наташа в отчаянии. Ее душевные муки усиливаются после того, как от Пьера Безухова она узнает, что Курагин женат.

После посещения.Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. В ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.

На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своем плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздается гром первых выстрелов - начинается Бородинское сражение.

Шевардинский редут. Отсюда Наполеон следит за схваткой. Он не сомневается в успехе. Однако вместо привычных сообщений о блистательных победах один за другим прибывают адъютанты маршалов, прося подкрепления. Наполеон растерян. Он не в силах понять, почему руководимые им войска не обращают в бегство неприятеля, почему военное счастье изменило ему.

В деревенской избе в селе Фили собрался военный совет русского командования. Фельдмаршал Кутузов призывает решить вопрос - рисковать ли потерей армии в сражении под Москвой или оставить город без боя. Мнения генералов разделились. Бенигсен и Ермолов предлагают принять сражение; Барклай де Толли и Раевский возражают, доказывая, что позиция у Воробьевых гор невыгодна, а противник обладает численным превосходством. Выслушав генералов, фельдмаршал дает приказ об отступлении. Все расходятся. Кутузов остается один, погруженный в раздумье о судьбе родины, предвидя за днями суровых испытаний грядущую победу русского народа.

Пустынные улицы Москвы озарены пламенем пожара. Французские офицеры Рембаль и Бонне с тревогой говорят о событиях последних дней. Город, покинутый жителями, встретил их неприветливо. Армия разбрелась по домам, охваченная азартом грабежа. С гневом наблюдают оставшиеся москвичи за разбоем французских солдат. Появляется Пьер; он узнает, что Ростовы уехали из Москвы, оставив все имущество и захватив с собой раненых, в том числе князя Андрея. Пьер полон решимости отомстить за страдания народа, принять участие в его борьбе. Маршал Даву приказывает расстреливать всех, кто заподозрен в поджоге Москвы. Случай помогает Пьеру, оказавшемуся среди арестованных, избежать этой участи. Его присоединяют к отряду пленных, где он знакомится с Платоном Каратаевым. Входит окруженный свитой Наполеон. Перед ним внезапно обрушивается стена здания. Зарево пылающей Москвы предвещает гибель его армии. Движется скорбное шествие с телами расстрелянных горожан.

В темной избе лежит в бреду тяжело раненный князь Андрей. В его болезненно возбужденном сознании бессвязно чередуются кошмары и воспоминания о минувших днях; мучительно предчувствие приближающейся смерти. В дверях показывается потрясенная горем Наташа. Она бросается к князю Андрею и молит простить ее за все страдания, которые причинила ему. Успокоенный, вновь испытавший счастье, Андрей умирает.

Остатки армии Наполеона беспорядочно отступают по заснеженной Смоленской дороге, пробиваясь сквозь пургу и метель. Под конвоем ведут русских пленных. На отступающий французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым, Долоховым и Щербатым. После короткого боя они собираются вокруг освобожденных пленных. Радостными возгласами партизаны встречают появление Кутузова, который обращается к народу с благодарностью за мужество в борьбе с врагом. Слова фельдмаршала вызывают всеобщий подъем.

МУЗЫКА

Опера Прокофьева «Война и мир» - выдающееся произведение современного музыкального театра. Глубина и размах замысла, монументальные масштабы придали этому произведению необычные черты. Правдивое раскрытие душевной драмы героев сочетается здесь с показом широких картин быта, исторических событий, сыгравших огромную роль в жизни русского народа; лирическое начало, углубленный психологизм переплетаются с величавой эпичностью. Своеобразно построение оперы: ее первые семь картин посвящены личным взаимоотношениям основных героев, последние шесть раскрывают преимущественно тему народной борьбы. Стремительное развитие действия, быстрая, динамичная смена контрастных эпизодов подчеркивают драматизм музыки.

Опера открывается хоровым эпиграфом-прологом «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию»; воцаряется атмосфера мужественно-суровой торжественности. За прологом следует оркестровая увертюра; в ее музыке главенствуют героико-патриотические образы (тема народного хора из 9-й картины «Как пришел к народу наш Кутузов» и тема Кутузова); в увертюре использована также музыка, обрисовывающая лирические переживания главных героев произведения.

Первая картина - «Отрадное» - выдержана в мягких акварельных тонах, выразительно передающих поэзию весенней ночи. В двух монологах Андрея (в начале и в конце картины) мечтательно-элегические мелодии сочетаются с мужественно-взволнованными. В центре картины - радостное ариозо Наташи и ее дуэт с Соней «Ручей, виющийся по светлому песку» (на текст В. А. Жуковского).

Вторая картина - «Бал у екатерининского вельможи» - контрастирует с предыдущей. Все действие разворачивается на фоне танцев. Торжественный, величественный полонез сменяется полной огня мазуркой. Прекрасно воссоздают дух эпохи два хора на тексты Батюшкова и Ломоносова. Пленительная мелодия вальса характеризует зарождение чистой любви князя Андрея и Наташи.

Третья картина - «В особняке старого князя Болконского» - раскрывает новые стороны в образе Наташи; в ее ариозо «А может быть, он приедет нынче» передана драма оскорбленного чувства и страстная мечта о счастье. Скупыми, но меткими штрихами выписан облик старого князя Болконского; отрывистые фразы речитатива подчеркивают его раздражительность и резкость.

Четвертая картина - «В гостиной у Элен» - начинается веселым вальсом. На фоне вкрадчивой мелодии «вальса обольщения» Курагин признается Наташе Ростовой в любви («С той поры, как я встретил вас»).

Лаконичная пятая картина - «В кабинете Долохова» - ярко обрисовывает образ развращенного Анатоля Курагина. Сочным колоритом отмечена песня ямщика Балаги «Эх, люблю я лихо мчаться».

Небольшое оркестровое вступление к шестой картине - «В особняке у Ахросимовой» - рисует взволнованность Наташи, ожидающей Анатоля. Непрерывное драматическое развитие, глубина, сила выражения душевных мук Наташи делают эту картину одной из лучших в опере; особенно выделяется диалог Наташи с Ахросимовой.

Седьмая картина - «В кабинете у Пьера» - посвящена характеристике Безухова. Этой картиной завершается показ мирной жизни в преддверии Отечественной войны.

В центре восьмой картины - «Перед Бородинским сражением» - хоровые сцены народнопесе»ного склада, в которых замечательно переданы исторический колорит эпохи, чувство патриотизма, уверенность в победе (хоры ополченцев и проходящих полков). Народные черты подчеркнуты и в образе Кутузова; его арии «Бесподобный народ» придан эпический оттенок (мелодия далее развивается в хоре «Всколыхнулся народ»). Чувство горячей любви к отчизне выражено в монологе князя Андрея «Но я скажу тебе». Быстрая, динамическая смена эпизодов воссоздает драматически напряженную атмосферу подготовки к решающей схватке с врагом.

Девятая картина - «В ставке Наполеона на Шевардинском редуте» - по характеру отлична от соседних; нервные, судорожные ритмы, короткие, обрывистые мелодии подчеркивают тревожность обстановки. В двух монологах Наполеона, оттеняемых звучащим издали хором русских солдат «Вступим, братцы, в смертный бой», раскрывается крах его высокомерных замыслов.

В десятой картине - «Военный совет русского командования в Филях» - четко вырисовывается эпический образ Кутузова, запечатленный в его прекрасной, мужественной арии «Величавая, в солнечных лучах». Хор солдат «Землю родимую» воскрешает дух истории Отечественной войны.

Одиннадцатая картина - «Горящая Москва, захваченная неприятелем» - наиболее развернутая в опере. Здесь впервые непосредственно противопоставлены русский и французский лагери. Страдание и гнев народа с волнующим драматизмом переданы в сцене расстрела и хорах «Не бывать Москве вовек ничьей слугой» и «В ночку темную». Французы показаны в начале картины беспечно веселящимися (песенки Жако «Милая сказала» и Жерара «Пойдем со мной, краса моя»), а в конце - охваченными ужасом (эпизод бегства актеров, сцена пожара).

В двенадцатой картине - «В избе в Мытищах» (смерть князя Андрея) - музыка достигает наивысшего драматизма. На фоне мерно повторяющейся фразы «Пи-ти, пи-ти», исполняемой хором за сценой и придающей всей картине зловещий колорит, тихо звучит голос умирающего князя Андрея «Тянется, все тянется, растягивается». Как воспоминание о родине, на словах «Отечество, златоглавая Москва», ненадолго появляется мелодия арии Кутузова, а после прихода Наташи, как образ светлой любви, озарившей последние минуты жизни князя Андрея, звучит вальс из второй картины.

Тринадцатая картина - «Смоленская дорога». Оркестровое вступление с поразительным реализмом изображает разбушевавшуюся метель, завывание ветра. Чередование контрастных эпизодов передает динамику событий: отступление французских войск, убийство Каратаева, приход русских партизан (выделяются монологи Пьера, Денисова, Щербатого). Опера завершается обращением Кутузова к народу и величавым, ликующим хором-апофеозом «За отечество шли мы в смертный бой».

1 На сценах музыкальных театров Советского Союза представлены различные сценические версии оперы, идущей обычно с купюрами; изложение сюжета и анализ музыки даны по окончательной полной редакции, сделанной композитором.