Схема знаки препинания при прямой речи. Прямая речь

Знаки при прямой речи

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала:
    – Не видали маму?

    М. Горький

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

    Белинский

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

    Лермонтов


    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

    Лермонтов


    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

    Лермонтов

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    Лермонтов

    – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

    Лермонтов

    – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

    «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

    Шолохов

    – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

    «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    Шолохов

    – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

    Лермонтов


    – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

    Лермонтов


    – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

    Чехов


    – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

    Тургенев


    – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

    Тургенев

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

    М. Горький

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

    При передаче на письме требует особого пунктуационного оформления. Оно зависит от положения прямой речи и слов автора относительно друг друга.
    Возможны следующие случаи:

    «Хорошо, что ты зашла», - сказала соседка.
    «Как я рада тебя видеть!» - сказала соседка.
    «Зайдёшь завтра?» - спросила соседка.

    Соседка сказала: «Хорошо, что ты зашла».
    Соседка сказала: «Как я рада тебя видеть!»
    Соседка спросила: «Зайдёшь завтра?»

    Схемы:
    р.а.: «П.р.».
    р.а.: «П.р.!»
    р.а.: «П.р.?»

    «Хорошо, - сказала соседка, - что ты зашла».
    «Оленька! - сказала соседка. - Как я рада тебя видеть!»
    «Оленька, - спросила соседка, - зайдёшь завтра?»

    Схемы:
    «П.р., - р.а., - п.р.».
    «П.р.! - р.а. - П.р.!»
    «П.р., - р.а., - п.р.?»

    Примечание:

    Если первая часть прямой речи оканчивается точкой, вопросительным или восклицательным знаком, то вторая часть прямой речи начинается с прописной (большой) буквы.
    Если первая часть прямой речи оканчивается на запятую, точку с запятой, тире, двоеточие, многоточие, т.е. если предложение не завершено, то вторая часть начинается со строчной (маленькой) буквы.

    Например:
    «Париж - столица Франции, - поправил он младшую сестру. - А не Италии».

    «Париж, - поправил он младшую сестру, - столица Франции, а не Италии».

    Он сразу поправил младшую сестру: «Париж - столица Франции, а не Италии» - и вышел из комнаты, чтобы не мешать девочкам общаться.

    Сказав: «До свидания!», он вышел из комнаты, чтобы не мешать девочкам общаться.

    §2. Пунктуационное оформление диалога

    Диалоги и полилоги (разговор нескольких лиц) в художественной литературе, публицистике, а точнее, в печатных изданиях оформляются без использования кавычек.

    В начале реплик диалога ставится тире, например:

    «Толпа шумела, все говорили громко, кричали, бранились, но толком ничего нельзя было разобрать. Доктор подошёл к молодой женщине, державшей на руках толстую серую кошку, и спросил:

    Будьте добры, объясните, что здесь происходит? Почему народу так много, что за причина его волнения, и почему закрыты городские ворота?
    - Гвардейцы не выпускают людей из города...
    - Почему же их не выпускают?
    - Чтобы они не помогли тем, которые уже вышли из города...
    Женщина уронила толстую кошку. Кошка шлёпнулась, как сырое тесто. Толпа заревела.»

    (Ю.Олеша, Три толстяка)

    Отдельные реплики также могут быть оформлены с помощью тире:

    «Когда он пришёл в себя, уже был вечер. Доктор посмотрел вокруг:
    - Какая досада! Очки, конечно, разбились. Когда я смотрю без очков, я, вероятно, вижу так, как видит не близорукий человек, если надевает очки. Это очень неприятно.»

    (Ю. Олеша, Три толстяка)

    Примечание:

    Если прямая речь сочетается с речью автора, то могут использоваться разные схемы расстановки знаков препинания. Пунктуация будет различаться в зависимости от взаимоположения прямой речи и речи автора. Но кавычки не нужны. Прямая речь отделяется с помощью тире.

    1) Р.а.: - П.р. Например:

    Потом он поворчал по поводу отломанных каблуков:
    - Я и так невелик ростом, а теперь стану на вершок ниже. Или, может быть, на два вершка, потому что отломились два каблука? Нет, конечно, только на один вершок... (Ю. Олеша, Три толстяка)

    2) - П.р., - р.а. Например:

    - Караул! - кричал продавец, ни на что не надеясь и дрыгая ногами (Ю.Олеша, Три Толстяка).

    3) Р.а.: - П.р.! - р.а. Например:

    И вдруг гвардеец с разбитым носом сказал:
    - Стой! - и поднял высоко факел (Ю.Олеша, Три Толстяка).

    4) -П.р., - р.а. - П.р. Например:

    - Перестаньте кричать! - рассердился он. - Разве можно так громко кричать! (Ю.Олеша, Три толстяка)

    То есть логика оформления прямой речи и речи автора сохраняется, но не используются кавычки. Вместо них в начале прямой речи всякий раз ставится тире.

    Вконтакте

    Чаще всего, дословно передавая чьи-то слова, люди и не задумываются, что используют в своем высказывании предложения с прямой речью. Если их перенести на бумагу, то они потребуют правильного схематического написания с оформлением с помощью специальных знаков препинания - кавычек.

    Любое высказывание, будь то мысленное или озвученное, можно записать в виде предложения с прямой речью либо повествования. В современном русском языке различают конструкции с прямой, несобственно-прямой речью, косвенной и диалог.

    Что такое прямая речь?

    В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание. В словах автора всегда присутствует глагол, показывающий, каким именно способом передается речь или с какой эмоциональной окраской. Например, сказал, подумал, произнес, утвердил, подсказал и другие:

    • «Что-то похолодало, может, неподалеку град прошел», - подумал Петр.
    • Я тебе приказываю: «Оставь брата в покое, пусть сам разбирается со своей жизнью».
    • «Почему здесь никого нет, - удивилась Аленка, - я пришла раньше или опоздала?»
    • «Вот так всегда», - тяжело вздохнула бабушка.

    Мало кто знает, что первые книги печатались без знаков препинания, а такое понятие, как «кавычки» впервые применили в литературе в конце 18 века. Считается, что этот символ ввел в употребление для письменной речи Карамзин Н. М. Свое название они получили, скорее всего, от диалектного слова «кавыш», которое означало «утенок». Похожие на следы от утиных лапок, кавычки прижились и стали знаком препинания при написании названий и передаче чужих слов.

    Оформление конструкций, передающих чужую речь

    Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и высказывание. Для их разделения применяют кавычки, запятые, тире и двоеточия. Только в том случае, если не указывается говорящий, кавычки не ставят, например, это пословицы и поговорки (Без труда не вытянешь рыбку из пруда), у которых автор народ, лицо собирательное.

    Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора.

    • Когда авторские слова в начале предложения, после них ставится двоеточие, а высказывание оформляется с двух сторон кавычками. Например, "Учительница напомнила классу: «Завтра в школе субботник»". В конце предложения с прямой речью (примеры ниже) ставится знак, в зависимости от интонации. Например:
      1) Маша удивилась: «Ты откуда здесь взялся?»
      2) Испугавшись темноты, малыш закричал: «Мама, я боюсь!»

    • Знаки препинания в предложениях с прямой речью без указания автора, идущие в одной строке, разделяются друг от друга с помощью тире. Например:
      «Ты куда сейчас идешь?» - спросил я насупившегося друга. - «А тебе зачем знать?» - «А вдруг нам по пути?» - «Вряд ли».

    Каждое предложение с прямой речью можно изобразить в виде схемы.

    Схемы предложений

    Схема предложения с прямой речью состоит из условных обозначений и знаков препинания. В ней буквой «п» или «П» обозначается прямая речь, а буквой «А» или «а» слова автора. В зависимости от написания букв, слова автора или прямая речь пишутся с заглавной или маленькой буквы.

    • «П», - а. «Здесь надо было повернуть налево», - сказала пассажирка водителю.
    • «П!» - а. «Вы тут не стояли, молодой человек!» - закричала бабка с конца очереди.
    • «П?» - а. «Ты зачем за мной увязался?» - спросил я старого пса.
    • А: «П». Мама повернулась к сыну: «После школы зайди в магазин за хлебом».
    • А: «П!» Бабушка подвинула тарелку назад к внуку: «Ешь, а то гулять не пойдешь!»
    • А: «П?» Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?»

    Это примеры цельных прямых предложений

    Схемы «разорванной» прямой конструкции


    Схема предложения с прямой речью наглядно показывает, как следует расставлять знаки препинания.

    Применение прямой речи

    Множеством способов изложения повествования обладает русский язык. Предложения с прямой речью - один из них. Чаще всего их используют в художественных текстах и в газетных статьях, где требуется дословная передача чьих-то высказываний.

    Без передачи человеческих мыслей и слов художественная литература носила бы только описательный характер и вряд ли имела успех у читателей. Больше всего их интересуют чужие мысли и чувства, которые вызывают положительный или отрицательный отклик в сознании. Именно это «привязывает» читателя к произведению и определяет его как понравившееся или нет.

    Еще один прием, применяемый в русской литературе и повседневной жизни, - это косвенная речь.

    Что такое косвенная речь?

    Легко запомнить, чем отличаются предложения с прямой речью от косвенной речи. В ней нет дословной передачи чужих слов и интонации. Это сложноподчиненные предложения с придаточной и главной частями, объединенными с помощью союзов, местоимений или частицы «ли».

    Предложения с прямой и косвенной речью в русском языке передают чужие слова, но звучат они при этом по-разному. Например:

    1. Доктор предупредил: «Сегодня процедуры начнутся на час раньше». Это прямая речь с дословной передачей слов доктора.
    2. Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше. Это косвенная речь, так как слова доктора передает кто-то другой. В предложениях с косвенной речью слова автора (главная часть) всегда стоят перед самим высказыванием (придаточная часть) и отделяются от него запятой.

    Строение косвенных предложений

    Как все сложноподчиненные предложения, косвенные состоят из главного и одного или более подчиненных:

    • Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше, поэтому надо раньше встать.

    Также косвенная речь может передаваться в простом предложении с помощью второстепенных членов, например:

    • Доктор предупредил о начале процедур на час раньше.

    В этом примере слова доктора передаются без построения сложноподчиненного предложения, но при этом их смысл передан правильно.

    Важным показателем при изменении прямой речи в косвенную является то, что в сложноподчиненном предложении от главной части к второстепенной всегда можно поставить вопрос:

    • Доктор предупредил (о чем?), что сегодня процедуры начнутся на час раньше.

    Для построения косвенной речи используют союзы и местоимения. В этом различие предложения с прямой и косвенной речью.

    Союзы и союзные слова для передачи чужих слов

    В том случае, если косвенная речь носит повествовательный характер, используют союз «что»:

    • Мама сказала, что лучше взять зонт.

    Когда предложение побудительного характера, используют союз «чтобы»:

    • Бабушка велела, чтобы я вымыла посуду.

    При создании вопросительного косвенного предложения сохраняются те же местоимения, что имеют вопросительные предложения с прямой речью:


    Если в прямой речи отсутствуют вопросительные местоимения, в предложении с косвенной речью используют частицу «ли»:

    • Я спросил: «Ты будешь доедать борщ?»
    • Я спросил, будет ли он доедать борщ.

    При передаче чужих слов в косвенной речи не передается интонация говорящего.

    Несобственно-прямая речь

    Еще один вид косвенных предложений - несобственно-прямая речь. В ней сочетается одновременно речь автора с персонажем.

    Чтобы лучше понять разницу, следует сделать разбор предложения с прямой речью, косвенной и несобственно-прямой.

    • Приехав из Греции, мои друзья сказали: «Мы обязательно туда вернемся». Это предложение с прямой речью, разделенной на слова автора и само высказывание.
    • Приехав из Греции, мои друзья сказали, что они обязательно туда вернутся. Это предложение с косвенной речью, в котором от главной части можно поставить вопрос к подчиненной (сказали о чем?)
    • Мои друзья приехали из Греции. Они обязательно туда вернутся! Это несобственно-прямая речь, основная функция которой - передача основного смысла сказанного, но не от имени персонажей, которые побывали в Греции, а автора повествования, их друга.

    Главное отличие несобственно-прямой речи - это передача чужих эмоций с помощью своих слов.

    Диалог

    Еще один вид передачи чужой речи в литературе - это диалог. Он применяется для передачи слов нескольких участников, при этом реплики пишутся с новой строки и выделяются тире:

    Учитель спросил:

    Почему тебя не было на уроке?

    Я ходил к врачу, - ответил ученик.

    Диалог применяется в художественной литературе в произведениях с большим количеством персонажей.

    Конкурс Копирайта -К2
    Пунктуация в прямой речи и диалогах.

    В утвердительном предложении после пояснения автора ставится двоеточие, затем в кавычках пишется реплика, в конце предложения ставится точка.
    Пример.
    Андрей подумал: «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь».

    В вопросительном или восклицательном предложении картина та же, но кавычки закрываются после вопросительного или восклицательного знака, и после кавычек точка не ставится.
    Примеры.
    Андрей подумал: «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь!»
    Андрей подумал: «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь?»

    В утвердительном предложении после кавычек ставится запятая и тире, далее с маленькой буквы следует пояснение автора.
    Пример.
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь», - подумал Андрей.

    В вопросительном или восклицательном предложении, а также если прямая речь заканчивается многоточием, после кавычек ставится тире и следует пояснение автора с маленькой буквы, после чего в конце предложения ставится точка.

    Примеры.
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь!» - подумал Андрей.
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь?» - подумал Андрей.
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь…» - подумал Андрей.

    3) В том случае, когда после пояснения автора предложение продолжается, после авторского пояснения ставится запятая и тире, в конце предложения за кавычками ставится точка. Продолжение предложения за авторским пояснением пишется с маленькой буквы.

    Если предложение вопросительное или восклицательное, кавычки закрываются после вопросительного или восклицательного знака, и после кавычек точка не ставится.

    Если предложение вопросительное или восклицательное, то кавычки закрываются после вопросительного или восклицательного знака, после них точка не ставится.
    Примеры.
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь, - подумал Андрей. – И я им в этом помогу!»
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь, - подумал Андрей. – И я им в этом помогу?»

    Если первое предложение прямой речи до пояснения автора вопросительное, восклицательное или заканчивается многоточием, после вопросительного или восклицательного знака либо многоточия ставится тире, потом идет авторское пояснение, затем ставится точка, и следующее предложение начинается с большой буквы.

    Примеры.
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь! - подумал Андрей. – И я им в этом помогу».
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь? - подумал Андрей. – И я им в этом помогу».
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь… - подумал Андрей. – И я им в этом помогу».

    5) Если прямая речь располагается внутри авторского пояснения, оформляется она следующим образом.

    Утвердительное предложение:

    Вопросительное предложение:

    Восклицательное предложение:
    Андрей подумал: «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь!» - и написал об этом заметку.

    Предложение, содержащее многоточие:
    Андрей подумал: «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь…» - и написал об этом заметку.

    Оформление диалога

    1) В одну строку в кавычках без авторских пояснений. При этом каждая реплика, заключенная в кавычки, отделяется друг от друга при помощи тире. Если предложение утвердительное, после кавычек в конце предложения ставится точка, если восклицательное или вопросительное – не ставится.

    Пример.
    «Когда ты вернёшься?» - «Скоро». – «Будешь писать?» - «Обязательно».

    2) Каждая реплика пишется с новой строки и начинается с тире. Кавычки не ставятся.

    Пример.
    - Когда ты вернешься? – спросила она.
    - Скоро, - ответил я.
    - Будешь писать?
    - Обязательно… - помолчав, пообещал я.

    Остановимся на этом подробнее.

    1. В повествовательном предложении после прямой речи ставится запятая, тире, после чего с маленькой буквы приводится авторское пояснение.

    Пример.
    - Наконец-то мы пришли, - сказал я.
    В вопросительном и восклицательном предложении, а также после многоточия после прямой речи ставится тире, авторское пояснение пишется с маленькой буквы.

    Пример.
    - Мы уже пришли? – спросила она.
    - Мы пришли! – обрадовалась она.
    - Так быстро… - огорчилась она.

    2. Продолжающиеся предложения.

    Повествовательное предложение, продолжающееся после авторского пояснения, оформляется следующим образом: после авторской реплики ставится запятая, тире, прямая речь продолжается с маленькой буквы.
    Пример.
    - Наконец-то мы пришли, - сказал я, - сейчас будем пить чай.

    Пример.
    - Наконец-то мы пришли, - сказал я. – Сейчас будем пить чай.

    В восклицательном и вопросительном предложении это оформляется так:

    Мы пришли? – спросила она. – Тогда угости меня чаем.
    - Мы пришли! – обрадовалась она. – Угости меня чаем.

    Вот, собственно, и все основные правила. Запомнить их несложно.

    Андрей Глобальный

    © Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2012
    Свидетельство о публикации №212101701184
    рецензии

    Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь», – думал Павка (Н. Островский); «Дедушку знаешь, мамаша?» – матери сын говорит (Некрасов); «Не шуми, тише иди, солдат!» – сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян…» – сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь).

    § 121. Авторские слова внутри прямой речи

    1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами. Например: «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться» (Фурманов).

      Примечание 1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (название литературного произведения, промышленного предприятия и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).

      Примечание 2. Обычно не выделяется кавычками прямая речь:

      а) если нет точного указания, кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо поговорка, например: Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома стены помогают (Чехов); Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А. Н. Толстой);

      б) если она приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом, например: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Тургенев);

      в) если в середину прямой речи вставлено слово говорит , играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения, например: Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Вершигора);

      г) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми, без тире), например: Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих .

    2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы, например: «Мы решили, – продолжал заседатель, – с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (Пушкин); «Позвольте, – заметил один скептик, – не от лимонов ли этот ящик?» (Гончаров).
    3. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Я ни с кем и ни с чем не связан, – напомнил он о себе . – Действительность мне враждебна» (Горький); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, – покачал головой Воропаев . – Ну разве мне дойти?» (Павленко).
    4. Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Так вас зовут Павкой? – прервала молчание Тоня . – А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. Островский); «Вот он, край света! – воскликнул Мохов . – Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил!» (Ажаев).
    5. Если на месте разрыва прямой речи должно было стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставится или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение); в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором – с прописной. Например: «Не надо… – сказал Вершинин, – не надо, парень!» (Вс. Иванов); «Кальсонера… атакуем… – задыхаясь, отвечал Коротков. – Да он в наступление перешёл…» (Булгаков).
    6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы. Например: «Я тебя не спрашиваю, – строго сказал офицер и снова повторил: – Старуха, отвечай!» (Горький); «Покорно благодарю, – отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: – Спасибо вам большое, товарищи» (Федин).

    § 122. Прямая речь внутри авторских слов

    1) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушёл (А. Н. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул , между которыми находится прямая речь); …Софья Карловна ещё раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Лесков) (запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь); Ко мне подходит Борис, говорит: «Хорошо сбил, замечательно», но глаза его блестят, полные зависти (В. Кудашев) (запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные противительным союзом но );

    2) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (Пушкин) (тире поставлено в связи с тем, что предшествующая прямая речь заканчивается вопросительным знаком); И только когда он шептал: «Мама! Мама!» – ему становилось как будто легче… (Чехов) (прямая речь заканчивается восклицательным знаком); …Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками» – и подозвала свою собачку Сюзетку (Л. Толстой) (перед и при однородных сказуемых встречается также постановка запятой и тире);

    3) запятая и тире ставятся между двумя репликами разных лиц, находящимися внутри авторских слов, например: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да, недурно», – отвечал он обыкновенно… (Гоголь).

    Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но перед ними двоеточие не ставится, например: Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Гоголь); Он вспомнил пословицу «Не плюй в колодец…» и отошёл в сторону; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание .

    Но если перед подлинным выражением имеются слова предложение, надпись, выражение и т. п., то перед ними ставится двоеточие, например: Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые» (Пушкин).

    § 123. Знаки препинания при диалоге

    1. Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например:

      – Родные есть?

      – Нет никого. Я один в мире .

      Знаешь ли грамоту?

      Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?

      – Знаю. Греческий (Булгаков).

    2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней посредством тире, например: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет» . – «На ком?» – «На Лариной» . – «Татьяне?» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед» (Пушкин).
    3. Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается: «Как же вы поживаете?» – спросила Екатерина Ивановна . «Ничего, живём понемножечку», – ответил Старцев (Чехов).