Раскройте взаимосвязь категорий пространство время и движение. Материя

Материя - все, что существует. Окружающая действительность.
Все, что существует - материя. Атом .
Все, что не материя, не существует. Идея, Пространство, Время.
Все, что не существует, не материя. Ничто .

Мате́рия (от лат. māteria «вещество») - фундаментальное физическое понятие, связанное с любыми объектами, существующими в природе, о которых можно судить благодаря ощущениям.

Физика описывает материю как нечто, существующее в пространстве и во времени (в пространстве-времени) - представление, идущее от Ньютона (пространство - вместилище вещей, время - событий); либо как нечто, само задающее свойства пространства и времени - представление, идущее от Лейбница и, в дальнейшем, нашедшее выражение в общей теории относительности Эйнштейна. Изменения во времени, происходящие с различными формами материи, составляют физические явления. Основной задачей физики является описание свойств тех или иных видов материи и ее взаимодействия.

Основные виды материи

  • Вещество

      Адронное вещество - основную массу этого типа вещества составляют элементарные частицы адроны

      • Барионное вещество (барионная материя ) - основной (по массе) компонент - барионы

        • Дополнительный материал:

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ

Тема «Материя и движение, пространство и время» имеет важное значение для формирования мировоззрения студентов. Цель лекции - раскрыть взаимосвязь категорий материи, движения, пространства и времени.

Особое внимание уделяется проблеме движения и разных подходов его осмысления, а также научному обоснованию положений философии относительно пространства и времени.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Развитие представлений о связи материи и движения в истории философии

2. Понятие движения, его свойства, типы и формы

3. Проблемы источника движения

4. Пространство и время

1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЯЗИ МАТЕРИИ И ДВИЖЕНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Одним из фундаментальных принципов современного взгляда на мир является утверждение о неразрывности материи и движения. Материя не может существовать сама по себе как неизменное статичное образование. Она приобретает свой статус бытия и действенности только в связи с движением.

На протяжении всей истории философской мысли разрабатывалось мыслителями учение о движении.

Так, древнегреческие философы (Фалес, Анаксимен, Гераклит) рассматривали материальные начала вещей как непрерывно изменяющиеся, находящиеся в вечном движении. Атомисты Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар считали движение атрибутом материи.

Однако, верно схватывая общий вид картины, представления древнегреческих философов о природе движения все же носили умозрительный характер (т.е. не имели естественнонаучного подтверждения).

Дальнейший шаг в изучении природы движения был сделан мыслителями XVII - XVIII в.в. Они придерживались двух противоположных взглядов на соотношение материи и движения. Первый рассматривал движение в исключительно механической форме (Декарт, Ньютон, Гоббс). В частности, по мнению Гоббса, движение - это перемена места, т.е. оставление одного места и достижение другого. Такое представление о движении не было случайным: в этот период получила преимущественное развитие наука механика. Поэтому среди ученых сложилось убеждение, что механическое перемещение есть единственная форма движения.

Данный подход невольно создавал представление о том, что движение может быть вызвано внешней силой (и содержал возможность теологического вывода о первотолчке, т.е. о Боге).

Второй взгляд исходил из принципа самодвижения материи, который был сформулирован еще античными диалектиками (Бруно, Бэкон, Спиноза).

Английский мыслитель Толанд вступает в полемику со Спинозой и всеми теми, кто считал материю бездейственной. По мнению Толанда, такой взгляд на материю мог укорениться потому, что пространственное движение отдельных вещей не отличалось философами от движущей силы (или активности материи). Первое есть только смена пространственного состояния вещи, и является результатом действия на вещь внешней силы. Вторая - активность материи - присуща материи, является ее внутренним атрибутом.

Признание атрибутивного характера движения требовало признания его несотворимости и неуничтожимости. Толанд не вмешивается в споры о несотворимости и неуничтожимости движения. Его единственная забота - доказать, что материя по необходимости такая же активная, как и протяженная. Поэтому те, кто считают материю созданной, могут верить в то, что Бог первоначально наделил ее активностью, как и протяженностью. Те же, кто считают ее вечной, могут думать, что она вечно деятельная. Но в любом случае, материя и движение, с точки зрения Толанда, не могут быть уничтожены.

Большое значение для развития учения о движении имели идеи выдающегося представителя немецкой классической философии Гегеля. Хотя он и отрицал развитие в природе (она лишь «разнообразится» в пространстве), но высказывал глубокие мысли о противоречии как источнике развития. Гегель открыл наиболее общие законы движения. Но поскольку он был идеалистом, то его диалектика носила мистический характер (речь шла о развитии Идеи, Мирового Духа).

Маркс и Энгельс известны как создатели материалистической диалектики. Основоположники марксизма соглашаются с Гегелем в том, что диалектика является философской методологией, которая требует рассматривать явления в системе присущих им связей и с учетом развития объектов. Однако их не устраивает идеалистический характер диалектики. Маркс и Энгельс справедливо подчеркивают оторванность гегелевской диалектики от реальных процессов природной и социальной действительности.

Заслугой Маркса и Энгельса является то, что они впервые в истории философии придали диалектике материалистический характер. Это позволило преодолеть ограниченность теории Гегеля, в которой диалектика останавливается только на анализе движения идей. Теперь в поле исследования оказались природные и социальные явления.

В диалектическом материализме понятие движения охватывает все изменения и процессы, происходящие во Вселенной, начиная от пространственного перемещения и кончая мышлением. Энгельс отмечает, что движение не сводится только к пространственному перемещению. Движение в применении к материи - это изменение вообще. Согласно классикам марксизма, движение принадлежит материи в качестве ее атрибута и представляет собой самодвижение.

2. ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКА ДВИЖЕНИЯ

Вопрос об источнике движения является фундаментальной проблемой философии, рассматриваемой с древних времен.

Экскурс в историю развития представлений о связи материи и движения позволяет выделить два подхода к данной проблеме, которые могут носить как материалистический, так и идеалистический характер. Первый источник связан с выводом о наличии у всякого движения внешнего источника.

Представители другого подхода разрабатывали идею самодвижения материи.

Многие исследователи считают, что идея самодвижения должна удовлетворять, прежде всего, материалистическому монизму: его принципу самоорганизации и самодезорганизации (под влиянием внутренних противоречий).

Под самоорганизацией имеется в виду процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы без участия внешних сил или причин. Процессы самоорганизации носят спонтанный характер.

Большинство авторов учебников по философии придерживается данного направления мысли об источнике движения. На вопрос, каким образом происходит возникновение в мире новых систем, они ссылаются на синергетику: флуктуация (от лат. fluctuacio - колебание, случайное отклонение) - всеобщая форма изменения.

Один из основателей синергетики И. Пригожин (бельгийский ученый русского происхождения) считает, что возникновение жизни на Земле и многие социальные процессы укладываются в построение синергетики.

Другие объяснения, не удовлетворяющие принципу материалистического монизма, авторами учебной литературы ставятся под большое сомнение и не принимаются всерьез (концепция «творческой эволюции» и «эмерджентной эволюции». Так, А.Бергсон источник качественных изменений видел в «потребности творчества» сверхсознания. Представители концепции «эмерджентной эволюции» движущую силу качественных изменений видели в «низусе» (лат. nisis - порыв, устремление) - в стремлении к высшему началу.

Однако среди философов и ученых существуе мнение, что идея самодвижения материи (со ссылкой на синергетику) все же не приближает к поиску истины. Прежде всего не всех может удовлетворить расплывчатое утверждение о том, что причина движения материи в самом движении (она есть выражение ее внутренней активности, т.е. представляет собой самодвижение). Их позиция сводится к следующим утверждениям.

В духе всех языков мира материя продолжает оставаться тем, из чего состоят тела (другими словами, веществом). Развитие физики подтвердило: то из чего состоят тела, движется. В связи с этим некоторые из представителей науки и атеизма стали делать упор на то, что материя неотделима от движения.

Но в то же время движение характеризует и психическую жизнь.

Поэтому часть ученых и философов считает, что применительно к психической жизни более гибким и значительным понятием выступает понятие энергии.

Во все времена и на всех языках энегия есть то, что движет (сила). Что касается понятия движения, то оно само по себе бескачественно и может быть прилагаемо к чему угодно (движение стрелки циферблата, движение гонимого ветром песка, движение руки, движение электоронов, движение души и т.д.).

Разумеется, и все энергии (механическую, тепловую, атомную, элетромагнитную и др.) при желании можно свести к движению. В этом случае нейтральное слово “движение” нужно дополнять теми или иными оговорками ради избежания вопроса о его причине. Но вопроса все равно не избежать: движение должно иметь какую-то причину. Нет смысла прикрываться тавтологией: причина движения в самом движении (противоречия сами по себе как нечто безличное не снимают остроту вопроса).

Оставившие свой след в истории человечества философы, ученые, писатели, поэты видели и видят в природе не механические (случайные и спонтанные) комбинации вещества, а проявления жизни Вселенной. Вселенная в их представлении выступала не как некое бессмысленное вместилище для вечно движущейся материи, а как таинственное Целое, движимое духовным принципом или творческой энергией.

Таким образом, на протяжении веков и тысячелетий люди всегда стремились увидеть за “видимым” “невидимое”. Их догадки и рассуждения в явной и неявной форме содержали зачатки сложнейшей теории о психической энергии…

Идея, что духовный принцип, или Душа Мира, или Мировой Разум (или, как мы говорим, психическая энергия) существует наряду с материей-веществом, - идея старая и в истории философии повторяется бесчисленное множество раз. В этом сходятся самые разнообразные мыслители - и Платон, и Эпикур, и Пифагор, и Декарт, и Спиноза, и Дж. Бруно, и М.В. Ломоносов, и Вл. Соловьев, и А. Эйнштейн и др.

В книге «Основы миропонимания новой эпохи» А.К. Клизовский пишет: «Основная ошибка большинства мыслителей современного западного человечества состоит в том, что они считают Дух и Материю элементами разными, друг другу противоположными, между тем как Дух и Материя едины и являются двумя полюсами одного и того же Первичного Элемента… Вся беспрерывность космического творчества, проявляющаяся в бесконечном разнообразии всевозможных форм жизни, заключается в различных сочетаниях Духа и Материи, обладающими разными вибрациями»1.

Сегодня в науке уже используется понятие «информационное поле Вселенной». Этот термин появился недавно и заменил старое понятие Мирового Разума2.

Вышеизложенное дает возможность сделать вывод о том, что психическая энергия - атрибут Вселенной…

Что касается первичного происхождения психической энергии, то оно теряется в космической неизвестности так же, как и происхождение всех энергий (в т.ч. и материи).

Психические явления отличаются от мира вещественного и подчиняются своим, особым законам. Вся сложность жизни человеческого тела находится в зависимости от психической энергии. В то же время между всеми энергиями, действующими в теле человека, существует тесная связь. Однако энергии человеческого организма не равноправны (у каждой - химической, тепловой, витальной, электромагнитной, психической - своя роль). Физико-химические энергии лежат в основе тела человека, но произвольными движениями командуют не они, а психическая энергия человека.

Есть все основания выделить психические феномены в особую энергию, находящуюся в тесной взаимосвязи с энергиями Вселенной.

Качественно психическая энергия не может быть ниже материи-вещества. Материя и сознание (дух) - это две стороны объективной реальности (Абсолюта).

В настоящее время мировая наука выходит на новый этап своего развития (за счет возникновения комплексных научных дисциплин, объединяющих в себе методы, понятия, теории и достижения нескольких наук и научных направлений). Примером их является не только синергетика. В частности, парапсихология концентрирует в себе узловые вопросы и проблемы психологии, медицины, физики, биологии, космогонии, философии1. Изучение всех этих вопросов синтезной наукой существенно изменит лицо современного естествознания, приведет к прогрессу в решении фундаментальных, методологических проблем науки, в том числе и к более глубокому пониманию сущности материи и движения, источника движения.

3. ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ, ЕГО СВОЙСТВА, ТИПЫ И ФОРМЫ

Движение - это способ существования материи, ее всеобщий атрибут. В самом общем виде под движением понимают всякое изменение. Движение - это и обмен веществ в клетках организма, и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение физического мира, и обмен деятельностью между людьми, и мышление.

Основными свойствами движения являются единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютности и относительности.

Любой объект материи существует благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, характеризующиеся, в свою очередь, определенным набором типов и форм движения.

В то же время обыденное сознание противопоставляет движение покою. Однако предметы, которые мы называем покоящимися, на самом деле находятся в состоянии движения. Так, наш дом покоится относительно поверхности Земли, но он вращается вместе с Землей в пространстве относительно Солнца. Вместе с Землей и Солнцем он вращается вокруг центра нашей Галактики.

Далее. Если посмотреть на дом в электронный микроскоп, то обнаружится, что он находится в состоянии какого-то бурлящего движения, где одни частицы постоянно переходят в другие. И это можно сказать о любом объекте окружающего мира.

Однако при всех изменениях того или иного объекта сохраняется, воспроизводится во времени некоторый набор признаков, который позволяет говорить о нем как определенном объекте, отличном от других объектов.

Таким образом, понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность объекта, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно. Движение абсолютно, так как реализует процесс перехода вещей в качественно новые структурные образования.

Методологическое значение покоя заключается в том, что он выступает существенной функцией дифференциации материи, производит ее деление на конкретные предметные образования, имеющие свою внутреннюю определенность, позволяющую им отличаться друг от друга. Т.о., с покоем связана дискретность материальных образований.

В связи с вышеизложенным правомерно выделить два основных типа движения. Первый тип - это движение, когда сохраняется качество предмета. Кроме него существует один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть распад предмета на составляющие его элементы. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют сложную систему.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, характеризуются как развитие.

Выделяют две разновидности развития. Первая разновидность - это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая - процессы перехода от одного уровня к другому.

Примером первой разновидности развития является эволюция звезд, а примером второй - переход от неорганической природы к органической.

Изменения, происходящие с вещами и явлениями, качественно разнообразны и зависят от специфических видов (уровней) материи. Поэтому все бесконечное многообразие движений, реализующихся в мире, объединяют в определенные формы движения, понимая под последними способы изменения качественно определенных видов материи. Друг от друга все формы движения отличаются следующими признаками: 1) спецификой объекта (носителя движения и покоя); 2) своеобразием происходящих с ним изменений и способов его устойчивости; 3) наличием особых законов движения, характерных именно для данных объектов.

Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. Он выделил 5 форм движения: механическая (перемещение тел в пространстве), физическая (тепловые, электрические, магнитные и др. процессы), химическая (взаимодействия атомов и молекул), биологическая (развитие и функционирование живых организмов), социальная (общественные явления и процессы).

В учении о формах движения Ф.Энгельс показывает, что каждая из них имеет свой определенный тип материального носителя. Формы движения материи различаются по степени сложности (одни из них являются высшими, другие - низшими). Высшие формы движения на основе низших, но не сводятся к ним.

Современная наука изучает ряд новых форм движущейся материи: минеральную, геологическую, планетарную, термоядерную и др. По-новому поставлена проблема взаимоотношения физических и химических форм движения: с одной стороны, химическая форма движения возникает из взаимодействий микромира, а с другой стороны, является условием появления молекулярного-физического движения.

В новом свете предстала и проблема соотношения механического и физического движения. Если наука XIX в. рассматривала механические процессы как генетическую основу физической формы движения, то наука XX в. перестала рассматривать механическое движения как фундамент физических процессов (напротив, оно обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц). Более того, механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем материи. Это скорее аспект (срез), характеризующий взаимодействие нескольких уровней. При этом нужно различать квантово-механическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов. И макромеханическое движение макротел.

Все формы движущейся материи связаны друг с другом. Однако высшие формы движения нельзя свести (редуцировать) целиком и полностью к низшим формам. Например, развитие человеческого общества невозможно понять, опираясь только на биологические закономерности (не принимая во внимание особенности социального развития и связи с Космосом).

Редукция сложных форм движения к простейшим называется механицизмом. В то же время недопустимо игнорировать генетические связи между качественно различными формами движения.

Современная наука показывает, что мир, в котором мы живем, является только одним из возможных миров. Причем оказывается, что уже в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложены определенные предпосылки, возможности для развертывания более сложных форм движения… Человек и человеческое общество предстают как такая организация материи, которая обусловлена свойствами всей Метагалактики, фундаментальными характеристиками Космоса.

4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Наряду с движением атрибутивными способами существования материи являются пространство и время. В мире нет материальных система, не обладающих пространственно-временными свойствами.

Пространство - это философская категория, которая характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время - это философская категория, выражающая длительность существования различных форм бытия, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.

Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленял на предметы, которые в свою очередь не членились бы на элементы между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Также и понятие времени имеет смысл постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития.

Следует оговориться, что в философии проблема пространства и времени разработана преимущественно по отношению к материальному бытию. Вопрос же о пространственно-временных параметрах духовных явлений весьма сложен и не имеет однозначного решения.

В истории философии и науки сформировались две основные концепции пространства и времени: 1) субстанциальная и 2) реляционная.

Согласно субстанциальной концепции, пространство и время представляют собой особые самостоятельные сущности, независимые в своем существовании от мира вещей (Демокрит, Ньютон). В этой концепции пространство - это огромное вместилище вещей и явлений. И если мир вдруг исчезнет, то от него останется все-таки некий пустой «ящик» - абсолютное, «чистое» пространство. Время же в этой концепции - непрерывная, «чистая» длительность. Время течет как бы само по себе, вне связи с материальными явлениями.

В отличие от Ньютона, Лейбниц рассматривает пространство и время не как особые субстанциальные сущности, а как формы существования материи. Эта концепция получила название реляционной (от лат. «релятивус» - относительный). Идея ее уже содержалась во взглядах Аристотеля. В рамках реляционной концепции пространство и время связаны со свойствами самих объектов.

Реляционная трактовка пространства и времени преобладает в современной науке. Тем не менее, нужно оговориться, что отрицание «ньютоновского» (вселенского, абсолютного) пространства имеет только научно-практическое значение, но неприемлемо для философии.

Если вместо «абсолютное» пространство и время сказать просто «пространство и время Вселенной», то станет очевидной правильность и логичность утверждения Ньютона. При этом не нужно считать их неподвижными и неизменными, как считали в прежние времена…

Точка зрения на субстанциальный или реляционный характер пространства и времени может разделяться как материалистами, так и идеалистами.

Значительным шагом в понимании природы пространства и времени было создание теории относительности А. Эйнштейна. Специальная теория относительности (1905 г.) доказала, что в реальном мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой. При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.

Теория относительности также показала, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Абстрагирующая способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая их друг от друга. Но для описания и понимания мира необходима их совместность (чтобы описать какое-либо событие, недостаточно определить только место, где оно происходило; важно указать время, когда оно происходило).

Идеи специальной теории относительности получили дальнейшее развитие в общей теории относительности (1916 г.). Она показала, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое, в свою очередь, определено взаимным расположением тяготеющих масс. Так, вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени.

К важнейшим свойствам пространства и времени относятся: объективность, абсолютность, относительность, бесконечность (времени), безграничности (пространства).

Объективность пространства и времени выражается в том, что они существуют реально, как и сама материя, независимо от сознания и воли людей. Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми формами существования материи. Относительность пространства и времени выражается в том, что их характеристики определяются состоянием движущей материи, т.е. зависят от особенностей строения объектов (что подтверждается специальной и общей теорией относительности А. Энштейна).

Общими для пространства и времени являются их метрические и топологические протяженностью материальных образований и временными отношениями, возникающими каждый раз между этими протяженностями.

Топологические свойства времени - это одномерность, необратимость, последовательность.

Топологические свойства пространства - трехмерность, обратимость свойства.

Метрические свойства пространства и времени характеризуются, непрерывность (континуальный порядок).

Специфические черты, существующие между пространством и временем: 1) пространство трехмерно, а время одномерно (оно течет от прошлого через настоящее к будущему); 2) пространство выражает протяженность материальных образований, а время - длительность их существования и последовательность развития; 3) пространство характеризуется симметрией и асимметрией, а время асимметрично.

Формы пространства и времени: реальное, перцептуальное и концептуальное пространство и время.

Реальное пространство и время - это свойства и отношения этих форм в сфере объективно реальности. Перцептуальное пространство и время - это отражение в сознании реальных пространственно-временных характеристик. Концептуальное пространство и время - это их абстрактные модели и структуры, которые выступают средствами научного описания и познания реального и перцептуального пространства и времени.

В соответствии с основными сферами материального мира (неживая природа, жизнь и общество) различают пространство и время в неживой, живой и социально организованной материи.

В неживой материи пространственно-временные свойства неоднородны и отличаются между собой рядом особенностей на уровне мега-, макро- и микромира. Современные космологические представления допускают, что Большая Вселенная состоит из множества миров, аналогичных нашей Метагалактике. В этих мирах могут быть принципиально иные формы пространства и времени.

С появлением живой природы возникает особое, биологическое пространство-время, которое обладает особой молекулярной организацией, получившей название асимметрии «правого» и «левого». Большинство органических молекул может существовать в двух формах, отличающихся пространственной ориентацией одних и тех же группировок атомов. Причем форме с «правосторонней» группировкой соответствует зеркальная ей «левосторонняя». В живых же системах составляющие их молекулы имеют лишь «левосторонние» формы.

Живая материя имеет специфику не только пространственной, но и временной организации. Например, у животных имеется два основных измерения времени. Один врожденный, эндогенный, основанный на системе внутриклеточных часов и взаимодействии клеток. Второй - механизм условных рефлексов на время, позволяющий устанавливать временные связи со средой.

Социальное пространство - это форма общественного бытия, в которой локализуется деятельность человека по определенным сферам с точки зрения места ее проявления.

Социальное время - это форма общественного бытия, в которой осуществляется расчлененность человеческой деятельности с точки зрения ее продолжительности в рамках отдельных исторических периодов.

Социальное пространство и время имеют сложную структуру. Проблема полиструктурности социального пространства-времени является предметом дискуссий и обсуждений в философской литературе. Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, а изучение механизмов ее изменения и развития как важного аспекта динамики социально организованной материи.

В связи с научно-техническим прогрессом человек все в большей степени покоряет земные и космические пространства. Расстояние уже не разделяет людей так, как раньше. Ускоряется также и темп жизни во всех областях. Современная наука постоянно расширяет наши представления о пространстве и времени. И нет сомнения, что последующие успехи ее приведут к раскрытию еще более удивительных свойств пространства и времени.

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в философию: Учебник вузов. В 2-х ч. Ч. II. - М., 1990.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.

3. Философия: Учебное пособия (Под ред. проф. В.Н. Лавриненко). - М., 1996.

4. Философия: Учебное пособие для студентов вузов (под общ. ред. проф. Ю.А. Харина). 3-е изд., доп. и исправл. - Минск, 2000г.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т.д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Эти свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство, время.

Движение обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще.

Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие состояния движения, которые не изменяют качественных характеристик предметов. Например, все знают, что внутри предметов происходит "бешеная пляска" электронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов сохраняется неизменным. Мы воспринимаем их как находящиеся в покое. Покой - это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности.

Существуют состояния движения, которые приводят к изменению качественного состояния предметов. Здесь возможны два результата: распад предмета на более простые элементы (например, гниение) и, наоборот, образование нового, более сложного объекта. Изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, называется развитием. Например, в желуде скрыта возможность стать дубом, и когда желудь попадает в благоприятные для него условия, эта возможность реализуется. Происходит процесс развития желудя в дуб.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлияниями электромагнитных и гравитационных полей, сложными переплетениями сильных и слабых взаимодействий в микромире.

Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития Вселенной. Доказано, что в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложена возможность появления человека. Так, электромагнитные взаимодействия имеют постоянную величину, числовое значение которой У 137. Благодаря именно такому ее значению образуются атомы, молекулы и в итоге - человек. Малейшее изменение этой величины сделало бы нашу Вселенную иной. Современная космология утверждает, что человек и общество есть такая структурная организация материи и движения, которая обусловлена взаимодействиями в масштабе всей Метагалактики. Поэтому социальная форма движения есть космическое явление.

Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей . Пространство нашего мира имеет три измерения, а потому его называют трехмерным. Оно является необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух тел. Если бы наше пространство имело больше размерностей, то планеты не смогли бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит, не было бы планетных систем.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем . Человек научился измерять время, сравнивая различные процессы с одним, выбранным за образец (эталон). Например, мы сравниваем длительность суток с движением часовой и минутной стрелок часов. При этом один оборот по циферблату часовой стрелки мы условно называем "один час".

Но человеку свойственно и интуитивное чувство времени. В нас как бы встроены "биологические часы". И здесь нет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек - закономерный итог развития галактики, а потому может "чувствовать" ее ритмы. Медики открыли, что наши внутренние органы работают с разной степенью интенсивности в разное время суток. Между двумя и четырьмя часами ночи усиливается функционирование печени, очищающей организм от ядов, а в четыре часа ночи все органы снижают свою активность. Не случайно в это время чаще всего умирают больные люди. Обладает своими определенными ритмами и человеческий мозг. Знание этих ритмов необходимо для гигиены умственного труда.

В начале XX в. физика выявила глубокую связь между материей, пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира , а пространственно-временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3 + 1 (три пространственных измерения и одно временное). Эта фундаментальная характеристика определила материальное строение Метагалактики.

Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными параметрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей Метагалактики существовало десятимерное пространство - время. Четыре измерения (формула 3-4-1) стали формами бытия материи на макроскопическом уровне, а шесть - определили структуру микромира, размеры которого меньше 10-33 см. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек.

Время органически связано с материей и движением макромира. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени. Так, особенности биологического пространства - времени проявляются уже на уровне белковых молекул в форме асимметрии (нарушение полного соответствия в расположении частей целого относительно какого-то центра) "левого" и "правого" в группировках атомов. Живые системы образуются только из тех молекул, в которых имеется "левосторонняя" группировка. В неживой природе нет различия между "правыми" и "левыми". Камню все равно, где лежать: слева или справа. Растения же четко различают эти свойства пространства, что особенно видно на вьющихся растениях, завивающих спирали-усики только справа налево.

Имеет свою специфику и временная организация живого. Растения меняют длительность протекания в них биологических и химических процессов в зависимости от времени суток, погоды и т.д.

Свою специфику имеют пространство и время жизни общества. Человечество, в отличие от животных, сразу же начало формировать особую пространственную сферу жизнедеятельности: изготавливать орудия труда, строить жилища и целые поселения, создавать пастбища, одомашнивать диких зверей и т.д. Рядом с неосвоенной природой появилась очеловеченная природа. Если в неживой и биологической формах материи пространство включает только связи предметов, то в социальное пространство входит и отношение человека к предметам, к месту своего обитания. Например, понятие

Социальное время - форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей. Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира уходят корнями в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни насчитывает всего около 300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением темпов социальных изменений, что нашло свое отражение в понимании времени.

Древние цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и знания. С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее.

Специфическое восприятие времени сформировалось капиталистическим способом производства. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации труда, уплотнения событий и процессов, протекающих в единицы времени. Не случайно именно в эту эпоху была изобретена секундная стрелка как свидетельство ускорения ритма жизни. Начался бег времени, превышающий уровень биологического ритма человеческого организма и происходящих в нем физиологических процессов. Ускорение ритма социальной жизни продолжается, что негативно сказывается на здоровье людей.

Социальное время характеризуется не только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней можно выделить время, определяющее историю происхождения рода человеческого, время образования наций и народностей, время развития и смены целых эпох и формаций, а также время индивидуального бытия человека. В свою очередь индивидуальное бытие человека подразделяется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности. Например, в старости человек перестает спешить, усмиряет бег времени, а также чаще, чем в молодости, размышляет о смысле жизни, смерти. материя субстанция пространство время

Изложенное выше учение о материи базируется на ленинском ее определении. Но в настоящее время некоторые философы утверждают, что это определение содержит два взаимоисключающих суждения:

  • материя независима от нашего сознания;
  • материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Первое суждение отрицает второе и наоборот. Тезис о независимости материи от сознания не так просто обосновать, как это кажется на первый взгляд. Не случайно поэтому еще представители русской религиозной философии относили первое суждение к разряду знаний, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

1.Философское понятие материи

Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.

От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.

Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время.

Необходимым условием существования материи является взаимодействие образующих ее элементов. Оно может носить внешний и внутренний характер и приводит к изменению.

Любое изменение в философии называют движением. Об изначальной активности материи начал говорить Д. Толанд; после него эта концепция была дополнена описанием различных форм движения. Существенным для всех форм движения является то, что они представляют собой взаимопроникновение, взаимодействие противоположностей. Взаимодействие это не привносится извне, а заключено в самой природе материи.

Движение непосредственно связано и неотделимо от устойчивости материи, так как движение реализуется в природе только в связи с сохранением, которое, в свою очередь, очевидно только из процесса изменения. Примером этого является закон сохранения и превращения энергии, а также открытый Эйнштейном закон E = mc2. Основными формами движения называют механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Все эти виды движения связаны между собой и не существуют друг без друга. Важно ответить, что движение не отрицает покоя и связано с ним через диалектическое единство противоположностей.

Пространство и время – объективные сущности. Это абстракции высшего порядка, отвлеченные от универсальных причинно-следственных связей, наиболее фундаментальные понятия, объективные формы существования материи. Движение материи может существовать только в пространстве и времени.

Пространство и время взаимосвязаны и взаимообусловлены. Пространство – форма бытия материи, характеризующая протяженность материальных объектов, их взаимное расположение, строение их частей и элементов. Пространству присущи связность и непрерывность, отсутствие разрывов и нарушений взаимодействий. С другой стороны, пространству свойственна прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании объектов. Ранее в науке пространство и пустота были отождествлены, однако сейчас доказано, что пустоты как физического объекта не существует, и даже вакууму присущи определенные физические характеристики.

Пространство является трехмерным, хотя высказываются предположения о его многомерности в микромире и сложных взаимодействиях полей.

Время характеризует длительность и последовательность материальных процессов, порядок их течения. Его специфическими чертами являются одномерность, необратимость, направленность в одну сторону. Время имеет смысл лишь потому, что существует движение.

Ранее считалось, что пространство и время абсолютны, независимы от объектов – субстанциональная теория (Демокрит, Ньютон). Сейчас эта точка зрения развенчана и дополнена релятивистской концепцией. В космических масштабах, на скоростях, близких к скорости света, в сильных гравитационных и других полях время и пространство могут менять свою структуру.

На этом основана глубокая взаимосвязь пространства и времени , образующих единую структуру, изменение одного из элементов которой ведет к изменению другого.

На биологическом уровне существования материи пространство также имеет свою специфику. Так, кроме объективного времени существует субъективное время, то есть время как его воспринимает человек. Живым существам свойственно наличие биологических часов, то есть внутренней организации жизни существа во времени. На социальном уровне время и пространство отражаются на условиях общественной жизни человека.

(Дополнительный материал в рамках )

Что представляют собой движение, пространство и время? Являются ли они необходимыми свойствами, присущими всем предметам и процессам реального мира? Эти вопросы имеют глубокий философский смысл.

Ряд правильных положений относительно природы движения высказали еще материалисты домарксовского периода. Многие из них считали движение существенным свойством материи. Однако в домарксистской материалистической философии еще не был преодолен метафизический взгляд на движение как на механическое перемещение неизменных тел. При этом было неясно, находится ли источник движения в самой материи или где-то вовне. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, оказалось явно недостаточно сводить движение только к механическому перемещению тел в пространстве. Не хватало диалектического взгляда на мир.

Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита Кантом, который привел ряд убедительных научных доводов, показывающих, что солнечная система образовалась из первоначальной туманности. Тем самым он выдвинул идею о том, что природа находится в постоянном движении, причем это движение является не простым повторением одного и того же, а представляет собой процесс бесконечного поступательного развития. Но Кант был идеалистом и не мог до конца преодолеть метафизическое представление о движении.

Гегель представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в виде беспрерывного движения, изменения, преобразования. Он пытался раскрыть источник этого движения и развития, усматривая его в борьбе противоположностей. Для Гегеля противоречия есть корень всякого движения и жизненности. Но поскольку Гегель был идеалистом, то, говоря о развитии, он оставлял место для сверхматериальной силы как первотолчка и перводвигателя материального мира.

Чтобы правильно понять, что такое движение, необходимо подойти к его рассмотрению с позиций диалектического материализма, отбросив метафизику и идеализм. Это и было сделано основоположниками марксистской философии. «Движение, - писал Ф. Энгельс, - рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» .

Таким образом, движение применительно к материи означает изменение вообще . Любые изменения материальных объектов, будь то изменения физических или химических свойств предметов, изменения, происходящие на Солнце или в космическом пространстве, в живом мире или в общественной жизни, - все это есть движение. При этом источником движения всегда и везде выступают внутренне присущие объектам противоречия, которые свойственны всем без исключения предметам и явлениям. Самодвижущаяся материя не нуждается в сверхприродном двигателе. Движение есть способ существования материи. Это значит, что материя не может существовать вне движения, которое поэтому так же объективно, как и сама материя.

Поскольку материя вечна, несотворима и неуничтожима, постольку и ее коренное неотъемлемое свойство - движение - тоже вечно, несотворимо и неуничтожимо. Это важнейшее философское положение находит подтверждение в законе сохранения и превращения энергии, который устанавливает, что при любых материальных преобразованиях общее количество энергии всегда остается постоянным, неизменным, т. е. сохраняется количество движения. При этом движение не уничтожается не только в количественном, но и в качественном отношении, так как материальное движение, способно бесконечно переходить из одной формы в другую. Качественно различные формы энергии (механическая, тепловая, электромагнитная, ядерная и т. д.) постоянно превращаются друг в друга, причем определенному количеству движения одной формы всегда соответствует определенное количество движения другой формы.

Движение невозможно отделить от материи. Естественнонаучным выражением неразрывной связи материи и движения является закон взаимосвязи массы и энергии, который гласит, что любой материальный объект, имеющий массу, обладает определенной энергией, соответствующей этой массе. Поэтому можно сказать: там, где есть материя, всегда есть движение; и наоборот: там, где есть движение, всегда есть материя.

Современные буржуазные философы-идеалисты и естествоиспытатели, отрывая движение от материи, создают «теории» о существовании «чистого» движения без материи, истолковывают взаимосвязь массы и энергии как превращение массы в энергию. Но в действительности, хотя масса и связана с энергией, перейти в энергию она не может, так же как материя не может перейти в движение. Движение, будучи неотъемлемым свойством материи, формой ее бытия, всегда и везде связано с материей, а материя всегда и везде находится в движении.

Положения марксистской философии об объективности движения, о неразрывности движения и материи указывают науке пути познания конкретных свойств движущейся материи, многообразных явлений природы, помогают преодолевать идеалистические и религиозные заблуждения.

Движение противоречиво по своей природе. Противоречивость движения проявляется в том, что такие его характеристики, как изменчивость и устойчивость, выступают в неразрывной связи. Вечная и всеобщая изменчивость мира отнюдь не исключает моментов относительной устойчивости, относительного покоя, временных состояний равновесия вещи, предмета, явления. Если бы не было этой устойчивости, мир представлял бы собой неразличимый хаос.

В мире существуют разнокачественные виды материи (атомы, молекулы, электромагнитное поле, поле тяготения, множество явлений живой природы, многообразные общественные явления и т. д.). Все эти виды материи находятся в непрерывном движении, которое проявляется в качественно различных формах, зависящих от качественной специфики данного вида материи. Различают следующие основные формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

Механическое движение включает в себя пространственное перемещение различных тел: движение мельчайших частиц, составляющих атомы, перемещение атомов и молекул, движение больших тел, включая и космические объекты.

Физическая форма движения охватывает тепловые и электромагнитные процессы, внутриядерные и внутриатомные преобразования, взаимодействия «элементарных» частиц и т. д.

Химическая форма движения включает процессы соединения и разъединения атомов и молекул, образования и разрушения веществ, происходящие в неорганической и органической природе.

Биологическая форма движения - это разнообразные проявления жизни, взаимоотношения живых организмов между собой и с неорганической природой.

Социальная (общественная) форма движения охватывает многообразные процессы, происходящие в обществе, включая изменения в области производства, классовые и национальные отношения, процессы развития материальной и духовной культуры, взаимодействие общества и природы.

Если рассмотреть основные формы движения материи в том порядке, в котором они здесь приведены, то окажется, что любая из них тесно связана со всеми другими, причем основой их взаимной связи является связь между находящимися в движении материальными объектами. Наряду с этим каждая последующая форма движения материи сложнее, выше предыдущей, причем более сложная форма движения развивается из более простых и содержит их в себе в подчиненном виде. Каждая форма движения качественно отличается от других и несводима к другим формам движения .

Проследим все сказанное на примере биологической формы движения материи. Эта форма движения возникла на нашей планете в результате закономерного развития физических и химических процессов, которое привело к созданию условий для появления белковых соединений - материальных носителей жизни. Возникновение жизни означало появление более высокой формы движения материи по сравнению с механической, физической и химической формами движения.

Вместе с тем биологическая форма движения не отбрасывает низшие формы, а включает их в себя. Так, в живом организме происходят многочисленные физические и химические изменения, обеспечивающие ему получение необходимых веществ и энергии из внешней среды.

Но хотя биологическая форма движения и содержит в себе низшие формы, однако она не сводится к ним, качественно от них отличается. Эта качественная специфика биологической формы движения состоит в присущем живым организмам постоянном самообновлении химического состава, в обмене веществ с окружающей средой .

Наука, все глубже проникая в тайны природы и открывая новые виды материи и различные уровни ее организации, расширяет наши знания о формах движения материи, их взаимной связи и качественном различии.

Диалектическое понимание форм движения материи, их взаимосвязи и взаимопереходов имеет важное мировоззренческое и методологическое значение и служит острым оружием в борьбе против фальсификации буржуазными идеологами явлений природы и общества. Дело в том, что многие современные буржуазные философы и естествоиспытатели метафизически сводят высшие формы движения материи к низшим или распространяют законы низших форм движения на высшие. Так, биологические изменения они представляют как простую сумму физико-химических процессов, утверждая, что основными законами, управляющими живой материей, являются законы физики и химии. Тем самым смазывается качественная специфика живой природы, ее коренное отличие от природы неорганической.

Анализируя сложные явления социальной жизни, буржуазные ученые нередко механически переносят физические и биологические понятия и законы на общество. Одни из этих ученых, ссылаясь на биологический закон естественного отбора, делят расы на низшие и высшие. Другие утверждают, что учение об обществе может стать точной наукой только в том случае, если физика и биология будут распространены на область общественных отношений. При этом они сводят законы социальных явлений к физическим и биологическим законам, толкуют о «социальной энергетике», «социологических атомах» и т. д.

Отрицание социальных закономерностей путем их сведения к понятиям и законам естествознания имеет целью затушевать классовые противоречия современного капиталистического общества. «На деле никакого исследования общественных явлений, никакого уяснения метода общественных наук нельзя дать при помощи этих понятий,- писал В. И. Ленин.- Нет ничего легче, как наклеить «энергетический» или «биолого-социологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мертвее, чем это занятие» . Механическое отождествление понятий и законов естественных и общественных наук - наглядное свидетельство кризиса современных буржуазных учений об обществе.

Философские выводы о природе движения имеют принципиальное значение для понимания сущности пространства и времени , которые также наряду с движением являются формами бытия материи .

Говоря о пространстве, мы обычно имеем в виду, что тот или иной предмет занимает определенное место, имеет три измерения: длину, ширину, высоту. Время мы характеризуем как начало или длительность событий. Философия не ограничивается этим, она рассматривает вопросы об объективности пространства и времени, об их связи с движущейся материей.

Понятие пространства выражает сосуществование материальных объектов и их взаимное расположение. Все материальные предметы и явления имеют пространственную протяженность, форму и размеры. Протяженность как относительно устойчивое взаимодействие внутренне связанных между собой материальных процессов обусловлена свойствами движущейся материи. Пространственные связи и отношения качественно различных материальных объектов описывает математика. Чем глубже развиты математические теории, математический аппарат, тем точнее отражаются общие пространственные свойства действительности.

Понятие времени выражает последовательность чередования материальных процессов, их длительность. Материя в любом виде и состоянии обладает временными свойствами. Для того чтобы изменения одного материального объекта вызвали соответствующие изменения в других материальных объектах, необходимо определенное время. Время, выражаясь в изменении и развитии материи, обладает направлением. Оно течет от прошлого к будущему и обладает свойством необратимости . Прошлое нельзя изменить, в прошлое нельзя возвратиться.

Пространство и время - всеобщие формы бытия материи, они присущи всем ее состояниям. Любое материальное движение происходит где-то, в каком-то пространстве, и когда-то, в какое-то время.

Пространство и время объективны . Они существуют независимо от сознания людей и выражают совокупность объективных свойств и отношений материальных предметов и явлений. Человек получает сигналы из далеких звездных миров, исследует изменения, которые охватывают миллиарды лет, изучает «элементарные» частицы, существующие миллионные доли секунды, и везде пространство и время выступают как объективные формы движущейся материи. Независимо от материальных процессов пространство и время существовать не могут. Критикуя идеалистические и религиозные положения о существовании бытия вне времени и пространства, Ф. Энгельс отмечал, что бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства. В объективном мире нет ничего, кроме движущейся материи, и материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.

Домарксистские материалисты признавали объективность пространства и времени, но оставались метафизиками в их понимании. Они, как и метафизически мыслящие естествоиспытатели, считали пространство и время самостоятельными физическими реальностями, независимыми от движущейся материи. Пространство понималось при этом как универсальное вместилище вещей, наподобие ящика, а время - как длительность, не зависящая от материальных изменений. Такое представление позволяет с известной точностью характеризовать пространственные и временные отношения больших тел (макротел), движущихся с относительно малыми скоростями (например, движение автомобиля, самолета, снаряда, космического корабля и т. д.). Когда же наука столкнулась со скоростями, сравнимыми со скоростью света (движение «элементарных» частиц), то оказалось, что такие взгляды и вытекающие из них представления о неизменности свойств пространства и времени являются явно недостаточными.

Развитие науки в наш век подтверждает положение диалектического материализма о зависимости свойств пространства и времени от движущейся материи. Как показывают современные данные науки, пространственные и временные свойства тел тесно взаимосвязаны.

Взаимная связь пространственных и временных свойств материальных объектов начинает заметно проявляться при значительных скоростях движения. Так, например, «элементарные» частицы - мезоны, в состоянии покоя существуют миллионные доли секунды, а если им придать большую скорость, то время их существования увеличивается в сотни раз.

Современная наука и практика опровергают домыслы идеалистов и церковников о божественном сотворении мира, о его ограниченности в пространстве и во времени и доказывают, что пространство безгранично и время бесконечно. Безграничность пространства понимается в том смысле, что, в каком бы направлении и на какое бы расстояние мы в нем ни двигались, нам никогда не удастся достигнуть его пределов. Бесконечность времени означает, что если взять какое-либо событие, то до того, как оно произошло, протекло беспредельное количество времени, точно так же как и после него время никогда не будет иметь конца. Мир есть движущаяся в пространстве и во времени материя. Поэтому пространство и время столь же вечны и бесконечны, как и сама материя.

При подготовке насточщей статьи использовался «Начальный курс философии (для слушателей школ основ марксизма-ленинизма)», М., изд. «Мысль», 1966 г.