Компоненты поведения. Структура поведения Этапы формирования групп

Почки новорожденного имеют признаки морфологической и функ-циональной незрелости. Диаметр клубочков небольшой, извитые ка-нальцы невелики, а петли Генле недоразвиты. Количество же клубоч-ков на единицу поверхности у новорожденного в 5-7 раз больше, чем у взрослого. Это позволяет почкам ребенка поддерживать водно-со-левой гомеостаз, но только при условиях покоя организма и при сба-лансированном питании и водопотреблении. В экстремальных ситуа-циях, например при некоторых заболеваниях, детские почки менее надежны, чем взрослые, что может привести к сдвигам гомеостаза. В возрасте от 1 года до 3 лет выделительная функция развивается про-порционально увеличению размеров тела. Работа почек становится более эффективной, но система выделения по уровню развития еще отстает от системы выделения взрослого человека.

33. Поведение, его компоненты, структура. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка.

34. Рефлекторная теория поведения. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза.

Высшая нервная деятельность выделяется среди других физиоло-

гических функций тем, что она связана с явлениями психической

жизни человека. В то время как низшая нервная деятельность осуще-

ствляет рефлекторную регуляцию внутреннего состояния и функцио-

нирования различных частей организма, высшая нервная деятельность

обеспечивает целесообразность поведения в меняющихся условиях

жизни: обучение и формирование сознания. Высшая нервная дея-

тельность развивалась на основе физиологического механизма обра-

зования временных связей.

Рефлекторные реакции, которые могут обеспечить существование

организма лишь при относительном постоянстве окружающей среды,

получили название безусловных рефлексов. А так как условия сущест-

вования организма очень сложны и изменчивы, то приспособление

его к среде должно обеспечиваться при помощи другого вида реак-

ций, которые позволили бы организму адекватно реагировать на все

изменения окружающей среды. Такими реакциями являются услов-

ные рефлексы. Условный рефлекс представляет собой индивидуально

приобретенные системные реакции человека, возникающие на осно-

ве образования в центральной нервной системе временной связи ме-

жду условным раздражителем и безусловно-рефлекторным актом.

13.1. Виды условных рефлексов

Для образования условных рефлексов необходимо, чтобы: дейст-

вие условного раздражителя совпадало во времени с действием раз-

дражителя, вызывающего безусловный рефлекс; условный раздражи-

тель был физиологически более слабым, чем безусловный; действие

условного раздражителя предшествовало действию безусловного. Услов-

ный рефлекс может осуществляться только при нормальном состоянии

коры головного мозга и при отсутствии посторонних раздражителей.

Условный рефлекс характеризуется следующими признаками: он

имеет приспособительный характер и делает поведение особенно

пластичным, приспособленным к конкретным условиям; образуется при участии коры головного мозга; носит приобретенный характер

и является индивидуальным; имеет сигнальный характер, т.е. всегда

предшествует возникновению безусловного рефлекса.

Выделяют следующие группы условных рефлексов:

по подкреплению: положительные (подкрепляемые) и отрицатель-

ные (тормозные, неподкрепляемые, которые не только не вызывают

соответствующей реакции, но и тормозят ее);

по биологическому значению: витальные (пищевые, оборонитель-

ные, регуляции сна), зоосоциальные (половой, родительский, терри-

ториальный), рефлексы саморазвития (исследовательский, игровой,

имитационный);

по особенностям подкрепления: рефлекс первого порядка, рефлекс

второго порядка и т.д.;

по качеству условного сигнала: экстероцептивные дистантные (зри-

тельные, слуховые), экстероцептивные контактные (тактильные, вкусо-

вые), интероцептивные (механические, температурные, осмотические;

образуются медленнее, чем экстероцептивные, а ответная реакция

более диффузная);

по характеру условного раздражения: естественные (образуются на

естественные признаки безусловного раздражения - запах пищи)

и искусственные (на любые другие условные сигналы; вырабатывают-

ся медленнее и разрушаются легче, чем естественные);

по структуре условного сигнала: условный рефлекс на простой раз-

дражитель (звонок, свет), условный рефлекс на последовательный

комплекс раздражителей, условный рефлекс на цепь раздражителей;

по соотношению во времени условного и безусловного раздражителя.

совпадающие, отставленные, запаздывающие.

13.2. Механизм замыкания условного рефлекса

Структура условного рефлекса представляет собой временную связь,

замыкающуюся в пределах коры между центром условного раздражи-

теля и клетками коркового представительства безусловного рефлекса.



Считается, что замыкание временной связи осуществляется вста-

вочными нейронами коры, но механизм его выяснен недостаточно.

Морфологическое объяснение предполагает, что во время образова-

ния условного рефлекса происходит рост отростков нервных клеток,

устанавливающих новые межклеточные связи. Функциональное объ-

яснение предполагает повышенную проводимость существующих

синапсов. Ведущим фактором в возникновении временной связи условного рефлекса считается изменение синтеза белка в клетке. Со-

вместное возбуждение многих нейронов отражается на структуре РНК,

в которой кодируется сигнальное раздражение. Подтверждением это-

го является наличие «химической памяти». Предполагают также, что

след памяти закрепляется на молекулах ДНК, которая сохраняет его

дольше, чем быстро синтезируемая РНК.

13.3. Условно-рефлекторная деятельность

в онтогенезе

У плода выработать условный рефлекс невозможно. Даже у недоно-

шенных детей условный рефлекс отмечается лишь в возрасте 1,5-2 ме-

сяцев. У новорожденного ребенка к концу 1-й недели жизни возника-

ет первый условный рефлекс на время кормления. За 30 мин до корм-

ления у ребенка обнаруживается лейкоцитоз и усиление газообмена,

затем ребенок просыпается. К концу 2-й недели появляется условный

сосательный рефлекс на «положение для кормления». Затем образу-

ются условные рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители,

позднее - на кожно-тактильные и зрительные раздражители. Услов-

ные рефлексы у новорожденных неустойчивы, вырабатываются зна-

чительно труднее, чем у детей старшего возраста. В первом полугодии

жизни условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем в период

новорожденное™, и становятся более прочными. Условно-рефлек-

торная деятельность в возрасте от года до 3 лет характеризуется не

только выработкой отдельных условных рефлексов, но и формирова-

нием динамических стереотипов, причем часто в более короткое время,

чем у взрослых. У ребенка 2 лет вырабатывается огромное количество

условных рефлексов на соотношение величины, тяжести, удаленности,

окраски предметов. Этот вид условных рефлексов является основой

понятий,- Системы условных связей, выработанные в это время, отлича-

ются особой прочностью. Большинство из них сохраняет значение в те-

чение всей жизни человека. В возрасте 3-5 лет совершенствуется услов-

но-рефлекторная деятельность, увеличивается число динамических

стереотипов. Возрастная группа 7-11 лет характеризуется быстрым

упрочением условных рефлексов, их устойчивостью к внешним воздей-

ствиям. В это время при образовании рефлексов на комплекс после-

довательно действующих раздражителей условная реакция вырабаты-

вается сразу на весь комплекс. В 12-18 лет существенно изменяется

условно-рефлекторная деятельность подростков. В 13-15 лет ско- рость образования условных рефлексов на непосредственные (зри-

тельные, звуковые и тактильные) раздражители возрастает, в то время

как процесс образования условных рефлексов на словесные сигналы

затруднен. В 17-18 лет нормализуется высшая нервная деятельность,

организм считается созревшим.

35. Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение. Нейрофизиологические основы речевой деятельности. Развитие речи у детей.

36. Ощущение, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.

37. Нейрофизиологические механизмы внимания. Возрастные особенности внимания детей и подростков.

38. Мотивация, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка.

39. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности развития памяти у детей.

40. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков.

41. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.

Виды теорий организационного поведения можно разделить согласно двум критериям. Первый критерий - существующие основания для объяснений. Цель теорий - объяснить причины событий, форм и развития, Их можно различать в соответствии с видом причин, которые они предлагают, т. е. к какой группе реальных факторов они обращаются. Согласно первому критерию, первый класс теорий в области организационного поведения состоит из прагматических теорий (Mintzberg, 1983). Они объясняют организационную жизнь с точки зрения полезности событий, форм и изменений. Это тот случай, когда «что такое организация» объясняется посредством ее способности удовлетворять требованиям или использовать возможности внутренней и внешней среды. Каждый раз, когда «что такое организация» объясняется посредством адекватности ее целей, контекста и внешней среды и стратегии и посредством адекватности ее прибыльности, продуктивности и эффективности такому контексту и внешней среде, - это прагматическая теория. Такая теория неизменно основывается на типе поведения, которое рационально (при осознанной эволюции различных результатов и направленности действий) или путем проб и ошибок нацелено на максимизацию или удовлетворение прагматических стремлений и амбиций. Однако вид полезности может изменяться. На это противоречие обращает внимание поведенческая теория фирмы, которая является одним из краеугольных камней организационного поведения

Второй класс теорий - это институциональные теории. Институты - это относительно стабильные и типизированные образцы, модели в социальной структуре общества или в сетях социального взаимодействия. В институциональных теориях полезность организационного устройства - вещь второстепенная. Вещи делаются определенным способом потому, что институционализированные нормы или правила предлагают направления действий в явной или неявной форме. Законность специфического института, включая все относящиеся к нему модели поведения, может быть отделена от его относительной практической ценности. Перефразируя Абрахама Линкольна, некоторые люди умудряются быть прагматиками все время, большинство людей - прагматики время от времени, но все они не могут быть все время прагматиками. Обычно прагматические направления могут существовать лишь благодаря тому, что они встроены в среду с малым количеством институтов.

Третье направление - это культурологическая (культуралистская) теория. Она обращается к ценностям, предпочтениям, значимым символам и психическим программам в широком смысле. Это программирование на уровне сознания деятельности индивидуумов, которая имеет значение. В данном подходе полезность также второстепенна, однако она неожиданно возникает как функция упомянутых предпочтений и ценностей. Культурологическая теория делает акцент на том факте, что полезности различаются в зависимости от класса факторов и что эти классы различаются в зависимости от различия процессов социализации. Сторонники этой теории также склоняются к тому, чтобы рассматривать институты как единицы, сводящиеся к индивидуальным психическим программам. Несмотря на то что это, в принципе, не противоречит понятиям полезности и институционализации, сторонники культурологической теории повторяют снова и снова об их относительном значении с точки зрения культуры.

Некоторые из ведущих теоретиков и исследователей организационного поведения сами являются выдающимися практиками. Самые яркие примеры - это Фредерик У. Тэйлор, Анри Файоль, Честер Барнард (Chester Barnard). В свою очередь, части организационного поведения, такие как организационное развитие, работа в группах или командах, кружки качества и уплотненное производство, которые доступны и выражены в очень практичных и простых для подражания формах, базируются на знаменитом теоретическом и исследовательском фундаменте, таком как социальная психология Курта Левина или социотехническая школа.

Организационное поведение (организационное поведение) - область очень сложная, воспринявшая множество идей и подходов, для создания общей модели можно использовать теоретические элементы, опирающиеся на когнитивный и бихевиористский подходы, а также подход социального научения.

1)Когнитивный подход

Этот подход имеет множество источников. Когнитивный подход оценивает человека по более «высоким» критериям, чем другие подходы. Когнитивный подход делает акцент на позитивных и добровольных аспектах поведения, использует такие понятия, как ожидание, потребности и поощрение. Познание составляющие базовый элемент когнитивного подхода - это акт восприятия некоторой информации. Такие инструменты, как когнитивные карты используются в качестве визуальных элементов для уяснения и понимания отдельных элементов мыслей индивида, групп или организаций.

Теоретический когнитивный подход демонстрирует работа Эдуарда Толмена. Хотя по нему поведение может быть элементом анализа, но и он признавал, что оно целеориентировано т.е. направленно на достижение цели. В лабораторных экспериментах он установил, что животные научаются ждать определённой событийной последовательности.

Толмен предположил, что научение представляет собой ожидание события, ведущего к определённым последствиям. Важно, что когнитивный подход не содержит предположений о том, что происходит в мозгу - это всего лишь термины для описания поведения.

Когнитивный и бихевиористский подходы не так противоположны, как может показаться. Однако, несмотря на некоторое сходство, это два разных подхода со своим вкладом в науку о поведении.

2)Бихевиористский подход

Пионеры бихевиоризма подчёркивали важность изучения наблюдаемых форм поведения, а неуловимого ума, которым занимались их предшественники - психологи.

Они использовали чётко определённые эксперименты для объяснения человеческого поведения, основного на принципе «стимул - реакция». Стимул вызывает реакцию. Ученые считают, что обучение происходит тогда, когда возникает связь «стимул - реакция».

Другими словами, подход «стимул - реакция» помогает объяснить физические рефлексы. Так с помощью эксперимента по оперантному обуславливанию с чётко определёнными условиями, было обнаружено, что следствия отклика могут гораздо лучше объяснить большинство форм поведения, чем порождающий его стимул. Организм вынужден взаимодействовать со средой, что получить желаемое следствие. Предшествующий стимул не порождает определенного поведения при оперантном обуславливании; он служит в качестве сигнала для «включения» этого поведения. Поведение является функцией его следствий.

Бихевиористский подход опирается на представление о среде. Он утверждает, что такие когнитивные процессы, как мышление, ожидание и восприятие, могут иметь место, но не являются необходимым для предсказания и контроля поведения, а также управления им. Однако как когнитивный подход включал бихевиористские концепции, так и бихевиористский подход включает когнитивные переменные.

3)Подход социального научения

Когнитивный подход обвиняли, что он является менталиским, бихевиористский подход - в детерменизме. Когнитивисты утверждали, что модель «стимул - реакция», в меньшей степени «реакция - стимул», чересчур механистически описывают человеческое поведение. Жёсткое описание поведения в модели «стимул - реакция» действительно допускает такие обвинения, однако вследствии педантичного подхода, оперантная модель стала значительным вкладом в изучение человеческого поведения. То же можно сказать и о когнитивном подходе.

Вместо поляризации и неконструктивной взаимной критики, пришло время признать вклад обоих подходов в науку о поведении. Подход социального научения пытается объединить оба достижения обоих подходов.

Подход социального научения является бихевиористским. Он признаёт, что поведение может быть проанализировано. Тем не менее в отличие от радикального бихевиорестского подхода, социальное научение признаёт, что человек обладает самосознанием и его поведение целенаправленно. Социальное научение предполагает, что люди познают окружающую среду, изменяют её, чтобы сделать доступными подкрепляющие факторы. Так же отмечается важность правил и символических процессов при научении.

Наиболее полно подход социального научения представляет в своих работах Альберт Бандура, он говорит: «в основном, именно посредством люди создают условия среды, которые в ответ влияют на поведение людей. Опыт порождаемый поведением, также частично определяет то кем становится человек и, что он может делать; это в свою очередь влияет на его последующие поведение» [*]. Треугольная модель заимствована из его работ (см. рис.2).

ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Когнитивное представление Члены организации контролируют

о реальности помогает направлять своё поведение в той степени, в которой

организационное поведение они полагаются на когнитивную поддержку

и управляют соответствующими сигналами

и последствиями, связанными

с организационной средой

Наиболее сложное поведение

Формируется при прямом наблюдении

Организационное И имитация поведения других Организационная

поведение в организационной среде среда

Рис.2.Подход социального научения к организационному поведению

Таким образом, из вышесказанного можно сказать, что подход социального поучения, с его сложной интерактивной природой служит подходящей теоретической основой для построения модели организационное поведение.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

К числу ведущих категорий социологии труда относятся социальное поведение и его модификации — трудовое, экономическое, организационное, функциональное, коммуникационное, производственное, демографическое, нормативное и девиантное. В них отражены свойства основных субъектов социальной жизни: личности, группы, коллектива. Социальное поведение — производный компонент социальной среды, который преломляется в субъективных характеристиках и актах действующих лиц, а также результат субъективной детерминации человеческой активности.

В этом смысле социальное поведение можно понимать как процесс целенаправленной активности в соответствии со значимыми интересами и потребностями человека. Оно, с одной стороны, сложнейшая система адаптации личности к разнообразным условиям, способ функционирования в системе конкретного социума. С другой — активная форма преобразования и изменения социальной среды в соответствии с объективными возможностями, которые человек самостоятельно проектирует и открывает для себя, сообразуясь со своими собственными представлениями, ценностями и идеалами. Разновидностью социального поведения является трудовая деятельность и трудовое поведение.

Необходимо разграничить эти понятия. Трудовая деятельностъ это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственной организации. Трудовое поведение это индивидуальные и групповые действия, показывающие направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в производственной организации. Это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса.

Структуру трудового поведения можно представить следующим образом:

— циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые ситуации или состояния;

— маргинальные действия и поступки, которые формируются в фазах переходного состояния от одного статуса к другому;

— поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образцы поведения;

— действия, в основе которых лежат рационализированные смысловые схемы, переведенные в план устойчивых убеждений;

— акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств;

— спонтанные действия и поступки, спровоцированные эмоциональным состоянием;

— осознанное или неосознанное повторение стереотипов массового и группового поведения;

— действия и поступки как трансформация влияния других субъектов, применяющих различные формы принуждения и убеждения.

Трудовое поведение можно дифференцировать по следующим критериям:

1. по предметно-целевой направленности, т. е. по тому, на что оно направлено;

2. по глубине пространственно-временной перспективы достижения определенной цели;

3. по контексту трудового поведения, т. е. по комплексу относительно устойчивых факторов производственной среды, субъектов и систем коммуникации, во взаимодействии с которыми развертывается все многообразие поступков и действий;

4. по методам и средствам достижения конкретных результатов в зависимости от предметно-целевой направленности трудового поведения и его социокультурных образцов;

5. по глубине и типу рационализации, обоснования конкретной тактики и стратегии трудового поведения и т.д.

Итак, трудовое поведение:

1) отражает функциональный [алгоритм производственного процесса, представляет собой поведенческий аналог трудовой деятельности;

2) является формой приспособления работника к требованиям и условиям технологического процесса и социального окружения;

3) выступает динамическим проявлением социальных стандартов, стереотипов и профессиональных установок, которые интернализованы индивидом в процессе социализации и конкретного жизненного опыта;

4) отражает характерологические черты личности работника;

5) есть определенный способ и средство воздействия человека на окружающую его производственную и социальную среду.

Виды трудового поведения, механизм регулирования

В специализированной литературе можно встретить различные классификации видов трудового поведения. Это зависит от того, что берется за ее основание. Соответственно этому.можно предложить различные виды трудового поведения:

Основания классификации

Виды трудового поведения

1. Субъекты поведения

Индивидуальное, коллективное

2. Наличие (отсутствие) взаимодействия

Предполагающее взаимодействие, не предполагающее взаимодействие

3. Производственная функция

Исполнительское, управленческое

4. Степень детерминированности

Жестко детерминированное, инициативное

5. Степень соответствия принятым нормам

Нормативное, отклоняющееся от нормативов

6. Степень формализации

Установленное в официальных документах, неустановленное

7. Характер мотивации

Ценностное, ситуативное

8. Производственные результаты и последствия

Позитивное, негативное

9. Сфера осуществления поведения

Собственно трудовой процесс, построение отношений на производстве, создание трудовой атмосферы

10. Степень традиционности поведения

Сложившиеся виды поведения, зарождающиеся виды, в том числе в форме реакции на различные социально-экономические акции

11. Результаты и последствия с точки зрения человеческих судеб

Соответствующие желаемым образцам трудовой жизни, не соответствующие

12. Степень реализации трудового потенциала

Не требующие изменения достигнутой степени реализации трудового потенциала, вызывающие необходимость значительной мобилизации различных компонентов трудового потенциала (как совокупности качеств работника)

13. Характер воспроизводства трудового потенциала

Предполагающие простое воспроизводство трудового потенциала, требующие расширенного воспроизводства трудового потенциала

Виды трудового поведения практически трудно ограничить этим перечнем. Для выявления степени осуществления традиционных позитивных видов поведения в социологические опросы, как правило, включается блок вопросов, отражающих производственные требования к работнику и соответствующих сложившемуся представлению о «хорошем» или «плохом» работнике. Так в ходе социологического опроса рабочих обычно ставится задача обнаружить стремление и сам факт проявления социально одобренного поведения по следующим признакам:

— выполнение и перевыполнение норм выработки;

— повышение качества своей работы и продукции;

— рационализаторская и изобретательская деятельность;

— точное соблюдение требований технологии производства;

— экономия сырья, топлива, электроэнергии;

— забота о машинах и механизмах;

— повышение квалификации и деловых качеств и т.д. Все эти виды поведения можно отнести к исполнительскому. К управленческому поведению традиционно относят участие рабочих в управлении производством, в обмене опытом и т.д. Безусловно, при характеристике трудового поведения необходимо проявлять гибкость.

Трудовое поведение формируется под влиянием различных факторов: прежде всего социальных и профессиональных характеристик работников, условий работы в широком смысле слова (включая условия труда и быта на производстве, оплату труда и т.д.), системы норм и ценностей, трудовых мотиваций. Оно направляется личными и групповыми интересами людей и служит удовлетворению их потребностей.

Структура и организация поведения могут быть поняты с позиций нейрофизиологии, психофизиологии, рефлексологии, биохимии, однако все же полное представление об организации поведения дает только системный принцип.

В частности, М. McGuire (1977) считает, что детерминация поведения, как аномального, так и нормального, обусловлена серией механизмов, в основе которых лежит генетическая предрасположенность к реализации поведения, при этом он указывает, что И. П. Павлов считал, что в основе формирования индивидуального приобретенного поведения лежат врожденные безусловно-рефлекторные комплексы.

Первая элементарная структура инстинктивного акта , по Y. Kregg (1918),- побуждение, требующее удовлетворения (drive), поисковое поведение (appetitive behaviour) и завершающая двигательная активность (consummatory behaviour) - очень приближенно соответствует действительности в связи с нечетким определением побуждения (мотивации). На практике побуждение всегда гипотетично, в то время как внешние проявления можно описать достаточно точно.

Поисковое поведение , содержащее все элементы моторной активности, описанные отечественными физиологами в рамках ориентировочного рефлекса, и собственно двигательная активность, как топическое движение, направленное к источнику, организуется у человека в весьма сложный механизм. Одним из первых его попытался классифицировать С. Л. Рубинштейн (1973).

В соответствии с его теорией , поисковое поведение характеризуется следующими признаками: 1) осанкой, которая организуется согласованием мышечных движений, 2) локомоциеи - моторикой ходьбы, 3) выразительными движениями лица и тела - мимикой и пантомимикой, 4) семантическими движениями, моторными проявлениями, понятными в рамках контекста, например, рукопожатиями, аплодисментами, 5) речью, которая также является двигательной функцией с учетом акцента, силы и интонации голоса, 6) рабочими движениями при трудовых операциях.

В данном подходе структура поведения сводится лишь к типологическим уровням, которые трудно отделить и определить. Например, мимику с таким же успехом можно отнести к выразительным движениям, как к семантическим, а невербальный компонент речи может органично вплетаться в семантически значимые или выразительные движения.

Выделять выразительные движения лишь на основании их тесной связи с эмоциональной сферой (Д. Рамишвили, 1976) вообще затруднительно, так как их особенности трудно отличить от других моторных актов, к тому же практически все проявления поведения так или иначе связаны с эмоциями.

Наиболее удачно общие параметры поведения были определены в функциональной системе П. К. Анохина (1967). Специфической особенностью гипотезы П. К. Анохина является предположение об архитектонике и иерархической организации поведения. Акт поведения по теории функциональных систем включает: синтез аффектации, принятие решений, аппарат предсказания о результатах предстоящего действия, программу действия, информацию о результатах действия на пути обратной афферентации, сопоставление результатов, «смоделированных» в мозге в конце стадии синтеза афферентации с действительно имевшим место результатом в аппарате предсказания акцептора действия.

На самом высоком уровне абстракции П. К. Анохин выделяет два основных механизма организации поведения: а) «полезный конечный эффект» поведенческих актов, б) систему рецепторов, предназначенную для успешного действия (акцептор действия). Круг между ориентировочным поведением и афферентацией в ЦНС замыкается через обратную афферентацию. Тактически оценивать все параметры поведения как в клинике, так и при анализе экспериментального поведения, пользуясь функциональной системой, можно, если анализировать цепь действий (решений), тогда можно полагать, что некоторые структуры и цепи действий гипотетически связаны с программой действий или акцептором действия.

Прежде чем приступить к характеристике основных типов отклоняющегося поведения, рассмотрим агрессию и агресcивное поведение , поскольку в основе многих поведенческих девиаций лежит данный феномен.

Проблема агрессии является одной из серьёзнейших проблем человечества (ревность, преступность, насилие, войны, геноцид). Различными авторами предложено множество определений агрессии (А. Басе, 1961; Л. Бендер, X. Дельгадо, 1963; Ф. Аллан, 1964), также разводятся понятия «агрессии» как формы поведения и «агрессивности» как личности. Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному .

Леонард Берковиц (2001) даёт определение агрессии как формы поведения, нацеленной на причинение физического или психического ущерба кому-то. Альберт Налчаджян (2007) считает, что агрессивные действия могут быть направлены не только на человека, но и на животных и предметы (вандализм), и даёт своё определение агрессии как поведения, направленного на другие объекты с целью причинения вреда.

Целью агрессии может быть:
- принуждение;
- усиление власти и доминирование;
- управление впечатлением;
- заработок;
- аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
- месть за перенесенное страдание;
- причинение жертве, получение удовольствия от ее страданий.

В качестве позитивной цели можно рассматривать защиту собственной жизни, псевдоагрессию (фехтование, борьба), конкуренцию.

По форме агрессию подразделяют на:
- физическую (избиение, ранение, изнасилование);
- вербальную (оскорбление, клевета, угроза);
- прямую;
- косвенную (сплетни, злобные шутки);
- инструментальную (действия киллера);
- эмоциональную (аффективную).

Кроме того, агрессия может быть сознательно контролируемой и импульсивной, направленной на внешние объекты или на себя. И.А. Фурманов (2004) в соответствии со способом выражения выделяет произвольный и непроизвольный виды агрессии. Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспрепятствовать, повредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого неподконтрольно субъекту.

Агрессивная личность (по Л. Берковицу) подразделяется на два типа: эмоционально-реактивный и инструментальный (хулиганы и психопаты).

Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:
1. По степени личностной вовлечённости:
- ситуативные агрессивные реакции (краткосрочная реакция);
- агрессивное состояние (на фоне , возрастного кризиса, );
- устойчивое агрессивное поведение личности.
2. По степени активности:
- пассивное агрессивное поведение (бездействие или отказ);
- активное агрессивное поведение (разрушение, насилие).
3. По эффективности:
- конструктивное агрессивное поведение (способствующее , успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);
- деструктивное агрессивное поведение (наносящее ущерб самой личности или окружающим).
4. По выраженности психопатологической составляющей:
- нормальное агрессивное поведение;
- агрессивное поведение в рамках патологических реакций;
- агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (зависимое поведение);
- агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (нарциссическое или пограничное расстройство личности);
- агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов (психоорганический, параноидальный и др.).

В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:
- поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, действия);
- аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства - гнев, злость, ярость);
- когнитивный (неадекватные представления, негативные ожидания и установки);
- мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления;

Агрессия - это явление не только индивидуальное, но и групповое. В случае импульсивной агрессии необходимо, чтобы все члены группы или часть её были фрустрированы, переживали интенсивный стресс или другие неприятные состояния. При инструментальной агрессии члены группы должны иметь одинаковую цель. В агрессивных группах можно отметить такие процессы, как идентификация, подражание, внушение, сплочённость, ослабленное чувство индивидуальной ответственности, склонность приписывать вину другому, конформизм членов групп.

Также могут носить различный уровень агрессивности. Одним из проявлений агрессивности является охота за «заблудшими душами» и насильственное обращение их в веру, совершение обрядов жертвоприношения. Сектантство является одной из причин внутриэтнических конфликтов.

В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию, также выступает источником индивида, его и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, сублимировать её в различных формах - бизнесе, учёбе, спорте, лидерстве, творчестве и т.д.