В каких случаях частица не пишется слитно. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Частица «не» играет важную роль в русском языке. От того, как она написана со словами, зависит смысл всей фразы. Эта служебная частица выражает не только отрицание «не бегай, не трогай», но и утверждение: «сегодня не мама забрала Машу, а папа». Нередко эта частица придаёт фразе полноту действия: «никак не налюбуюсь на Вас.» В разговорной речи она способна придавать фразе оттенок равнодушия: «Не было б счастья, да несчастье помогло». Эта отрицательная частица способна придавать и утвердительную интонацию: «непогода разгулялась».

Правила написания частицы «не» с существительными

Одно из правил русского языка, вызывающее трудности, - правописание «не» с существительными . Грамотный человек способен различать написание этой частицы и правильно употреблять её в письменной речи.

Написание «не» зависит от того, является ли она префиксом (пишется слитно) или отрицательной частицей - отдельным словом (пишется раздельно). Примеры:

Трудности в написании появляются при различии префикса и частицы . Правила русского языка призваны отличить приставку от частицы и установить правильное написание НЕ с именами существительными. От этого зависит значение написанного.

В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. Но имеются варианты, когда «не» пишется слитно. Чтобы не ошибиться в применении НЕ, нужно ознакомиться с правилом русского языка .

В таблице показаны НЕ с существительными примеры.

Рассмотрим более подробно каждый из этих вариантов написания. НЕ с существительными правило.

«Не» пишется слитно

  1. Если не используется без НЕ (примеры: небылица, невежа, ненастье, неряха, невольник, нехватка, неурядица, нелепица, незнайка, невидаль, негодяй, недуг, невидимка, незабудка, непоседа, несмышлёныш, неудачник, неваляшка, неполадки).
  2. Если слово с частицей НЕ заменяется синонимом без НЕ без утраты значения. Примеры: несчастье - горе; неприятель - враг.
  3. Если есть соединение префиксов недо-: недоработка, недосмотр, недочёт, недоимка, недовес, недоразвитость.
  4. Существительные, которые обозначают лицо или качественный оттенок, в соединении с НЕ- образуют слова со значением противопоставления. Примеры таких словообразований: неспециалист, непоэт, немусульмане, неврачи. Когда за дело берётся непрофессионал, пора кричать «караул». Неврач не разберётся в истории болезни. Нематематик не решит эту задачу.

Если частица НЕ и существительное сформируют новое слово с противоположным значением. Примеры: недостаток (изъян; достаток означает зажиточность), несчастье - беда, а не отсутствие счастья; ненадёжность человека - не (на него нельзя надеяться). Из-за незнания языка он не прочитал инструкцию.

Если существительное с НЕ употреблено с зависимым прилагательным или притяжательным местоимением, стоящим перед НЕ-. Меня огорчила твоя неудача.

  1. Если перед существительным с НЕ стоит определение или предлог. Уволить за невыход на работу. Все знают о его невоспитанности. Во всём виновато моё невезение.
  2. Существительное является термином. Пример: неметалл. Среди химических элементов есть неметаллы.

«Не» с существительными пишется раздельно

Если есть или подразумевается противопоставление союзом А. Пример: Не правда, а ложь. Он мне не друг (подразумевается враг). На лугу пасутся коровы и не коровы. (имеется в виду, что пасутся коровы и другие животные). Он готов писать всё: стихи и не стихи, пьесы и не пьесы. Не праздник, а выходной.

Все эти условия несложно запомнить и правильно употреблять на письме.

Вопрос слитного или раздельного написания частицы «не» с прилагательными достаточно сложен: выбор верного варианта зависит от многих факторов, также бывают исключения. Вот систематизированные сведения для лучшего освоения данного орфографического правила и применения знаний на практике. Мы рассмотрим разные варианты слитного и раздельного написания частицы «не» и прилагательных, приведем примеры.

Вариант «слитно»
Частица «не» и прилагательное (полное или краткое) пишутся слитно в этих случаях:
  • если без «не» слово не существует: невзрачный (невзрачен), небрежный (небрежен) ;
  • если прилагательное с «не» можно заменить синонимом (без «не»): некрасивый (некрасив) безобразный (безобразен) , неженатый – холостой .
Не всегда есть возможность подобрать синоним без «не», но можно пояснить прилагательное каким-либо выражением, близким по значению. Например: недетская задумчивость («такая, как у взрослых»), неженская сила («похожая на мужскую»).

Вариант «раздельно»

  1. Есть противопоставление. Если в предложении одному прилагательному противопоставляется другое и есть союз «а», написание прилагательного с «не» – раздельное. Это касается и полных, и кратких форм. Не искренний , а притворный . Не интересен , а скучен .

    Это правило действует и тогда, когда явного противопоставления нет, но оно подразумевается. Вы наблюдаете не обычное явление (то есть «не обычное, а исключительное»).

    Обратите внимание: может быть двоякое толкование. Сравните два примера.

    • Это не сложная задача («…а простая», то есть вы не считаете, что задача сложная).
    • Это несложная задача (вы утверждаете, что задача легкая).
    Исключение – противопоставление с союзом «но». Оно выполняет другую функцию: перед нами также два признака, но второй признак существует одновременно с первым и как бы вопреки ему. Тогда «не» и прилагательное пишутся слитно. Сравните:
    • Задача не простая , а сложная .
    • Задача непростая , но выполнимая («да, задача не является простой, но, несмотря на это, ее можно выполнить»).
  2. Есть отрицание какого-либо свойства или качества. Раздельно с «не» пишутся относительные прилагательные (характеризуют постоянное свойство предмета). К ним также можно подобрать противопоставление. Например: ложки не серебряные («…а стальные»); мед не цветочный («…а липовый»).
    Раздельно с «не» пишем и качественные прилагательные (характеризуют качество предмета), если они обозначают цвет. В отличие от относительных, качественные прилагательные в сочетании с частицей «не» обозначают отсутствие или недостаточное проявление качества. Например: краска не белая , оттенок не желтый .
  3. Есть подчеркнутое утверждение. «Не» с прилагательным напишем раздельно, если они выражают подчеркнутое утверждение в вопросительном или просто эмоционально окрашенном предложении. Такое предложение можно мысленно дополнить утвердительным ответом.
    • Не понятно ли это и без доказательств? – Да, понятно.
    • Кому не известны имена этих героев! – Да, они всем известны.
Слитно или раздельно: с поясняющими словами
  1. Раздельно пишется «не» с прилагательным, если в качестве поясняющих слов выступают следующие:
    • «далеко не»;
    • «отнюдь не»;
    • «вовсе не»,
    а также некоторые отрицательные местоимения (никто ) и наречия, которые начинаются с «ни» (ничуть ). Например: никому не известный человек, ничуть не глупый поступок, далеко не легкое задание . То же относится к прилагательным на «-мый»: вовсе не зависимый , ни с чем не сравнимый .
    Исключение – когда отрицательное местоимение по функции скорее напоминает существительное, не зависит от прилагательного, а само прилагательное поясняет это местоимение. Я не сделал ничего незаконного.
  2. При наличии других поясняющих слов «не» с прилагательным пишется слитно: неуместное в данном случае высказывание, непонятные мне слова, непригодная для игры площадка и т.д. Здесь утверждается отрицательный признак: «высказывание не является уместным», «я не понимаю слов», «площадка не годится для игры».
    Сюда же отнесем прилагательные на «-мый», типа несгораемый, непромокаемый, независимый, неразрушимый, неисправимый и их краткие формы (непромокаем, неисправим и т.д.). Они также пишутся слитно с «не» даже при наличии поясняющих слов. Эта страна экономически независима . Они ставят немыслимые прежде рекорды .
  3. Особые случаи слитного написания частицы «не» и прилагательного – когда рядом присутствуют наречия меры («в какой мере?», «насколько?») и наречия степени («в какой степени?»):
    • «очень»;
    • «весьма»;
    • «крайне»;
    • «в высшей степени»;
    • «почти»
    и так далее. Например: весьма некрасивое поведение, очень неудачный день .
    Если в качестве поясняющих слов мы видим наречия «совсем», «вовсе», они могут означать либо «очень», «совершенно», «абсолютно» (и тогда выберем слитное написание «не» с прилагательным), либо «отнюдь не» (выберем раздельное написание). Сравните:
    • Это был совсем ненужный разговор (утверждение: «да, абсолютно ненужный»).
    • Это была вовсе не случайная встреча (отрицание: «нет, отнюдь не случайная»).
Слитно или раздельно: сравнительная степень
Если перед вами сочетание частицы «не» и прилагательного в сравнительной степени, нужно обратить внимание на смысл высказывания, так как возможны варианты написания. Сравните:
  • Этот рисунок некрасивее того («более некрасив, чем другой»).
  • Этот рисунок не красивее того («не является более красивым, чем другой»).
Прилагательные типа лучший, худший, больший, меньший с частицей «не» пишутся раздельно. Проверка показала не лучшие результаты. Она продолжала работать с не меньшим упорством.

Нюансов в слитном и раздельном написании частицы «не» с прилагательными, как видите, довольно много. Но также можно заметить, что в ряде случаев не обязательно запоминать определенное правило – скорее нужно логически рассуждать, чтобы выбрать верный вариант.

Не пишется слитно: 1) со всеми частями речи, которые без не не употребляются: невежа, ненастный, нелепо, ненавидеть, негодующий, недоумевая, нельзя, нехотя;

2) с существительными, прилагательными и наречиями на – о, – е, если их можно заменить синонимами: неприятель (враг), небольшой (маленький), недалеко (близко);

– о, – е при наличии при них наречий степени: очень, крайне, весьма, совершенно, абсолютно, чрезвычайно, совсем (в значении «абсолютно», «совершенно»): крайне неприятное происшествие, совершенно неисследованная местность, говорит очень невыразительно;

не с полными прилагательными пишется слитно: неблизкий путь – путь неблизок;

5) с отглагольными прилагательными, образованными от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с суффиксами на – мый: непреодолимый, неизмеримый, нерушимый.

Примечание: не пишется отдельно, если при этих отглагольных прилагательных зависимыми словами являются отрицательные местоимения или существительные, местоимения в творительном падеже: не различимые глазом предметы, ничем не объяснимые факты;

6) в глаголах с приставкой недо-, указывающей на неполноту чего-либо: в пачке недостает пяти книг (но: ребенок не достает до стола);

7) в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях: некому, нечем, некто, некогда, неоткуда, нехотя.

Не пишется раздельно:

1) если есть или подразумевается противопоставление: не везенье, а упорный труд; живет не далеко, а близко; не прочитанная, а только просмотренная книга. Пруд глубокий? – Нет, не глубокий.

Примечание: следует различать противопоставление с союзом а (частица не пишется раздельно) и противопоставление с союзом но (частица не пишется слитно): речка не глубокая, а мелкая – речка неглубокая, но широкая;

2) с относительными прилагательными (не летний дождь), с качественными прилагательными, обозначающими цвет (не белый, не черный), а также с прилагательными: не лучший, не худший, не больший, не меньший;

3) с прилагательными, причастиями, наречиями на о, е при наличии при них отрицательных местоимений и наречий, а также частиц далеко не… отнюдь не… вовсе не… совсем не… (в значении «нисколько», «отнюдь»).

Например: никому не интересные подробности; никогда не замерзающее озеро; далеко не умный человек; совсем не случайная встреча;

4) с краткими прилагательными, если частица не с полными прилагательными пишется раздельно: путь не близкий, а далекий – путь не близок, а далек.

5) с некоторыми краткими прилагательными, которые нечасто употребляются в полной форме: не нужен, не обязан, не намерен, не согласен, не рад, не должен, не прав, не виден, не слышен, не расположен;

6) с глаголами, деепричастиями: не узнавал; не узнавая.

7) в отрицательных местоимениях с предлогами: не с кем поговорить, не в чем упрекнуть; в сочетаниях не кто иной, как…; не что иное, как: не кто иной, как командир; не что иное, как искра;

8) с полными причастиями при наличии зависимых слов, в том числе наречия еще: не прекращающийся весь день дождь; еще не распустившийся бутон розы;

9) с краткими причастиями (вещи не отправлены); с числительными (не два километра); союзами (не то дождь, не то снег); частицами (не только); предлогами (не со мной); личными местоимениями (не со мной, не он); с наречиями в сравнительной степени (не лучше); а также с наречиями, выступающими в роли сказуемого (не жаль, не нужно, не страшно, не видно); со словами едва ли (едва ли не первый из спортсменов); в вопросительных предложениях (разве не ясный аргумент приведен? ).

Как различать написание частиц не и ни

Написание частиц не и ни зависит от смысловых значений, которые они несут в предложении. Частица не используется как:

Отрицание (ветер не утихал);

Утверждение:

а) в восклицательных или вопросительных предложениях (где он только не бывал!);

б) в придаточных времени с союзом пока не (Жди, пока не приду);

Двойное отрицание (Не могу не возразить). Частица ни используется как:

Усиление отрицания в предложениях с отрицательным сказуемым, причастиями, деепричастиями (ветер не утихал ни на минуту);

Усиление утверждения в придаточных предложениях; как правило, такие придаточные начинаются сочетаниями: кто ни, что ни, где ни, куда ни, откуда ни, как ни, сколько ни (Куда ни посмотришь, всюду леса).

Примечание : следует различать написание сочетаний: не один (много) – ни один (никто); не раз – немало (много) – нимало (нисколько).

Задание 38. Раскрывая скобки, вставьте частицы не и ни. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Как (не, ни)старался я отгонять от себя прочь воспоминание о (не)знакомке, о ее спутнике, о моих встречах с ними, оно то и дело возвращалось и приставало ко мне.

2. Кто (не, ни)проклинал станционных смотрителей, кто с ними (не, ни)бранивался!

3. Кажись (не, ни)ведомая сила подхватила тебя на крыло к себе и сам летишь и все летит: …летит вся дорога (не, ни)весть куда в пропадающую даль.

4. (Не, ни)так(ли) и ты Русь что бойкая (не, ни)обгонимая тройка (не)сешься? …летит мимо все что (не, ни)есть на земле и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

5. В его этюдах было много жизни и правды, но (не, ни) один из них (не, ни)закончен и рисунок показался мне (не, ни)брежен и (не, ни)верен.

6. (Не, ни)одна мать (не)ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

Задание 39. Спишите слова, раскрывая скобки. Распределите их по группам: 1) слова, которые без не не употребляются; 2) слова, которые в сочетании с не имеют только отрицательное значение.

(Не)нависть, (не)насытный, (не)навидеть, (не)льзя, (не)кий, (не)ймется, (не)долг, (не)сносные, (не)она, (не)сам, (не)досыпать, (не)строить, (не)видя, (не)хотя, (не)найду, (не)приятель, а друг; (не)брежность, (не)чисть, (не)дотрога.

Задание 40. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание частицы не с причастиями и деепричастиями.

1. В необыкновенной, никогда (не)слыханной тишине зарождается рассвет.

2. На давно (не)подметавшихся улицах ветер шелестел ржавой листвой.

4. Мы бредем по тем дорожкам, где (не)кошена трава.

5. Вверху (не)погасшим костром тлели Стожары.

6. Воспоминания – это (не)пожелтевшие письма, (не)старость, (не)засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир.

7. В (не)видимую, завешенную ковром дверь кто-то постучал.

8. Всякий охотник поймет мое (не)удержимое желание схватить зверя.

9. Только (не)сжата полоска одна.

10. Тишина, (не)нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна.

11. Татьяна любит (не)шутя.

12. И все остановились, (не)желая облегчить участь того, кто делал им зло, (не)желая убивать его.

13. Он обернулся, удивляясь и (не)доумевая.

Задание 41. Используя приведенные ниже прилагательные, составьте словосочетания со следующими словами: отнюдь (не), вовсе (не), далеко (не).

Веселый, добрый, интересный, знатный, смешной, интеллигентный, толстый, молодой, богатый, известный.

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

Частица не пишется слитно:

1. Во всех случаях, когда без частицы слово не употребляется, например: невзгода, невзрачный, негодовать, нестерпимый, нельзя, неужто.

2. С существительными, прилагательными и наречиями на -о, -е, если частица придает слову новое, противоположное значение (такие слова нередко можно заменить словами, близкими по значению, но без частицы не), например: несчастье (беда), неплохой (хороший), нехорошо (плохо).

Примечание.

Иногда возможно двоякое понимание текста в зависимости от слитного или раздельного написания слов с частицей, ср.: недорогое пальто (утверждается, что пальто дешево) - не дорогое пальто (лишь отрицается, что пальто дорого; следует понимать, что оно средней стоимости). Ср. также: заплатил недорого - заплатил не дорого.

3. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невыполненное задание, незамеченные ошибки. Ср.: не выполненное в срок задание, не замеченные учителем ошибки.

4. В неопределенных и отрицательных местоимениях, употребленных без предлогов, например: некто, нечто, некого, нечего (ср.: яе у кого, не к чему и т. п.).

5. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недосмотреть за больным (плохо, невнимательно смотреть).

Примечание.

От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до-, употребленные с отрицанием. Эти глаголы, пишущиеся с частицей не раздельно, обозначают не доведенное до конца действие: не досмотреть телепередачу и т. п.

6. В местоимениях и отглагольных наречиях, например: негде, некогда, некуда, неоткуда, незачем; нехотя, несмотря на, невзирая на.

Частица не пишется раздельно:

1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: не может не сказать, не оглядываясь.

Исключения: нейдет, неймет, неймется.

2. При причастиях в краткой форме, например: план не выполнен, повесть не написана.

3. При полных причастиях с пояснительными словами, например: не замеченный контролером изъян, не изданный при жизни автора рассказ.

Примечание.

Причастия, перешедшие в прилагательные, пишутся с частицей не слитно и при наличии пояснительных слов: веками нетронутые земли и т. п.

4. При существительных, прилагательных, наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: Он не приятель, а противник. Это не правда (а что?). Пение не веселое, а грустное. Этот человек не добрый (а какой?). До вокзала ехать не далеко, а близко. Врач примет больного, однако не сегодня (а когда?).

Примечание.

От противопоставления, выраженного союзом а, когда отрицается один из двух противоположных признаков, следует отличать противопоставление, выраженное союзом но, когда нет противоположных друг другу понятий и предмету приписываются оба признака. Ср.: Вода в заливе не холодная, а теплая.- Вода в заливе нехолодная, но соленая.

5. При числительных, местоимениях, усилительных наречиях, а также при несоотносительных с прилагательными наречиях, употребляемых в качестве сказуемого безличного предложения (при безлично-предикативных словах, или словах категории состояния), например: не пять, не шестеро; не я, не тот; не очень, не совсем; не надо, не жаль.

Примечания.

1. В отрицательных местоимениях частица не пишется раздельно, если они употреблены с предлогами: не с кем, не о чем и т. п. 2. Философский термин не-я пишется через дефис. Возможны подобные индивидуально-авторские написания частицы и с именами существительными: Это была не-любовь, не-встреча, не-надежда, не-привет, не-жизнь. (Аксен.)

Частица ни пишется слитно:

1. В местоимениях, если они употреблены без предлогов, например: никто, никого, ничто, ничего, никакой, ничей, никому, ничьим (ср.: ни с кем, ни о чем, ни с какими и т. п.). 2. В наречиях нигде, никак, никогда, никуда, нимало, ниоткуда, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.

Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно со словами, перед которыми она стоит.

Примечания.

1. Следует отличать выражения никто иной (другой) и ничто иное (другое) от выражений не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как. Сочетания с местоимениями никто и ничто обычно употребляются в предложениях, уже имеющих в своем составе отрицание, например: а) Никто иной не может этого сделать; б) Ничто иное, кроме музыки, его не увлекает. Сочетания с местоимениями кто и что и частицей не, пишущейся раздельно, употребляются в предложениях, в которых нет другого отрицания, но есть союз как, например: а) Это был не кто иной, как сам командующий фронтом; б) Причиной недоразумения было не что иное, как простая опечатка. 2. Надо запомнить написания таких устойчивых оборотов: во что бы то ни стало, где бы то ни было, как бы то ни было, как ни в чем не бывало, когда бы то ни было, кто бы ты ни был, откуда ни возьмись.

Упражнение 233. Объясните слитное и раздельное написание частицы не.

I. 1. Стояло ненастье. Онежка ежилась на холоде. (Залыг.) 2. Алеша перешел в челнок Захара Макарыча. Они вдвоем, в две суховилки, пробились к незадачливому охотнику. (Троеп.) 3. Неподалеку стоит подорванный танк, большой, пятнистый. (А.) 4. Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать. (Л.) 5. Капанадзе становилось жутко. Если это обман, бум, афера, тогда и он вольный или невольный пособник аферистов! (Полев.) 6. Иван был молод и в житейских делах неопытен. (Бабаев.) 7. С несвойственной ей обычно речистостью девушка оживленно беседовала с бородачом. (Полев.) 8. «Внешние приметы, Кузьмич,- это еще не главное»,- возразил Скуратов. (Бабаев.) 9. Больной лишь изредка, и то ненадолго, приходил в себя. (Федос.) 10. Неотлаженная механизация работала с перебоями. (Полев.) 11. Фундамент-то заложили, а стены нечем выводить. (Бабаев.) 12. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но недооценил способностей своего противника. (Н.-Пр.) 13. Мотоциклист потребовал еще и удостоверение, чиркнул спичку и читал, покуда она не догорела до ногтей. (А. Н. Т.) 14. Местность кругом была ровная, прятаться на ней было негде. (Полев.) 15. Поезд тащился нехотя, как все пригородные поезда. (Фед.)

II. 1. К нему и птица не летит, и тигр нейдет: лишь вихорь черный на древо смерти набежит. (П.) 2. Молодые деревья чахнут на корню, не дотянувшись до света. (Федос.) 3. Мы достигли, чего хотели, но путь еще далеко не закончен. (Федос.) 4. Солнце брызгами яркого света взрывает тайгу, еще не успевшую стряхнуть с себя ночной покой. (Федос.) 5. Машина медленно развертывалась на небольшой площади, которую обступили еще не достроенные, скромной архитектуры, здания. (Полев.) 6. Убавив шагу, Николай Всеволодович принагнулся рассмотреть, насколько это возможно было в темноте: человек росту невысокого и вроде как бы загулявшего мещанинишки; одет не тепло и неприглядно. (Дост.) 7. Совсем не старинная, а очень современная шляпа. И небрежно брошенные на столе часики в никелевом браслете. (Пауст.) 8. Или завести фермы молочного скота. Только не такие, какие есть на хуторах, двадцать коровенок, да и те не породистые - истинно козы! (Бабаев) 9. Карие глаза с золотыми ободочками, где притаились тени, смотрят не сердито и без боли. (Стельм.) 10. Сад небольшой, но яблони в нем крупные. (Зам.) 11. Диву даешься - смотреть не на что, а в воду опустишь - словно оживет. (Федос.)

Упражнение 234. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Парень-то, кажется, гол, с него взять (не) чего. (П.) 2. (Не) где в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. (П.) 3. В деревне скучно, грязь, (не) настье, осенний ветер, мелкий снег. (П.) 4. Письмо, которое он послал вчера вечером, вероятно, (не) дошло еще. (Л. Т.) 5. Андрей (не) вольно остановился при виде католического монаха, возбуждавшего такое (не) навистное презрение в казаках. (Г.) 6. Ефимкин, уже привыкнувший к тому, что его (не) долюбливают на МТС, подошел к ним с таким видом, словно и в самом деле был в чем-то виновен. (Ник.) 7. Вдоль поезда мечутся шпики и жандармы, (не) взирая на проливной дождь. (Павл.) 8. (Не) ужели выродки, которые взорвали это здание, тоже когда-то в школу ходили? (Стельм.) 9. Какой-то (не) молодой, ТОЛСТЫЙ человек, стоя на коленях, старательно лепил из песка огромный женский профиль. (Чак.) 10. Стояла (не) тронутая тишина, которая предшествует первым птичьим голосам. (Фед.) 11. В общем, оправдывалось привычное рагозинское правило - решать все (не) медленно, но (не) торопиться. (Фед.) 12. Справа от перевала, куда тащит меня собака, виден большой цирк, окантованный высокими и уже развалившимися скалами. На подступах к нему место (не) крутое, бугристое, все в рытвинах. (Федос.) 13. Филька притворно кривится, точно от ушиба, прячет (не) прикуренную папиросу обратно в коробку. (Федос.} 14. Здесь ведь длительные пурги бывают. Ветер - это наше (не) счастье. (Федос.)

Упражнение 235. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал «(Не) надобно лекаря, батюшка скончался». (П.) 2. Природа (не) храм, а мастерская, и человек в ней работник. (Т.) 3. «Ну, а из каких мест, по-твоему, человек этот?» - «Бог его знает, барин, на лбу у него (не) написано». (Марк.) 4. Вернулись, но трое обещали друг другу - когда-нибудь, может быть (не) скоро, может быть очень (не) скоро, но обязательно достигнуть Усть-Чары … (Залыг.) 5. Светлые, будто бы выцветшие волосы. И такие же светлые, пристальные, почти (не) мигающие глаза. (Чак.) 6. Однажды в воскресенье Костя появился на улице (не) босой, как обычно, а в веревочных туфлях. (Кок.) 7. Ганна вдруг почувствовала себя удивительно (не) уверенной, (не) смелой, шла осторожно, будто боялась какой-то (не) ожиданности. (Мел.) 8. Булгаков тосковал. Он (не) мог остановить своих писательских мыслей. (Не) мог выбросить на свалку свое воображение. Худшей казни нет и (не) может быть для пишущего человека. (Пауст.) 9. Генерал-майор Павлов действительно появился ровно через десять минут. Высокий, суховатый, он вошел в приемную (не) торопливой, но твердой походкой. (Рыб.) 10. Если понемногу таскать у нее яйца, (не) все сразу, а оставлять одно-два, птица (не) догадывается о пропаже. (Федос.) 11. Женщина, (не) отрывая взгляда от нас, достала из-за пазухи трубку с прямым длинным чубуком. (Федос.)

Упражнение 236. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Вот ты кто! А я тебя (не) помню … Тогда я еще ребенком была … Там, на мосту, увидела тебя и подумала: нет, это (не) наш, (не) журавлинский, а командировочный. (Бабаев.) 2. Иван Лукич курил и отводил глаза. Молчал и Скуратов, и молчание это обоим было и (не) приятным и тягостным. (Бабаев.) 3. Сразу же за (не) видимой улицей пало темной пашней (не) спокойное мартовское небо. Меж облаками и в ломких сучьях одинокого обгорелого дерева блистали звезды, а (не) подалеку от них или совсем рядом лилась девичья песня. (Стельм.) 4. Взгляд его был опущен и с (не) приязнью передвигался но разрозненным на столе бумагам. (Фед.) 5. Сентябрьский холодок (не) тронуто держался в лесной тени. (Фед.) 6. Далеко отодвинутые в историю события откликались из прошлого (не) умирающим своим смыслом. (Фед.) 7. Клева (не) было. Поплавки будто вмерзли в (не) движимую, отливающую металлом поверхность воды. (Фед.) 8. Чего Илья ждал, все сбылось. Но почему же теперь нужно убеждать себя, что он вправду этого сбывшегося ждал? Почему чудится оно (не) гаданным, (не) жданным? (Фед.) 9. Собранный, сдержанный, (не) допускавший сам и (не) одобрявший в других чрезмерной общительности, он, видимо, с трудом выжимал на лице улыбку. (Полев.) 10. Казалось, там, за валами вздыбленной земли, пришельцы с какой-то другой, (не) ведомой планеты, строя что-то, понятное и нужное только им, безжалостно ворошат земную утробу. (Полев.) 11. Даже (не) людим Кукушкин, который, казалось, был в ссоре с целым светом, получал письма от матери. (Полев.) 12. На любом строительстве имеется категория работников, (не) предъявляющих к жилищному управлению и хозяйственной части больших претензий. (Полев.) 13. Капанадзе когда-то любил наблюдать преображение простых, порою (не) отесанных парней-новобранцев в дисциплинированных, вышколенных Матросов. (Полев.)

Упражнение 237. Объясните слитное и раздельное написание частиц не и ни.

1. Настала ночь, никто во граде очей бессонных не смыкал. (П.) 2. В тишину, еще никем не потревоженную, врывается шорох камней. (Федос.) 3. Ничего подобного мне не приходилось видеть ни до, ни после. (Федос.) 4. Крылов действовал, как птенец кукушки: он выталкивал из гнезда все, что ему мешало, он ни с кем не стал уживаться, он поглотил одну за другой старые теории грозы, и ни о каком притоке не могло быть и речи. (Гран.) 5. Невероятно: никогда и ни перед кем Сеня не оправдывался. (Залыг.) 6. Солдат медлил, неловко переступая с ноги на ногу. Никак не мог он представить, что после такого шума вдруг может начаться мирный разговор. (Рыб.) 7. Где бы человек ни потерялся, в горах или в тайге, одинаково плохо. (Федос.) 8. Скользнув под проволоку, Мельников так плотно прижался к земле, что ни одна металлическая иголка не коснулась шинели. (Рыб.) 9. Слова Томского были не что иное, как мазурочная болтовня. (П.) 10. Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. (Л. Т.) 11. Как вдруг, откуда ни возьмись, в окно влетает змий крылатый. (П.) 12. Митька как ни в чем не бывало подошел к Илье. (Иван.)

Упражнение 238. Перепишите, раскрыв скобки и объяснив правописание частиц не и ни.

1. В Трактовой есть и кино, и магазины, и Дом культуры, и всегда там людно. А что в Прискорбном? (Ни), чего. Одиноко, как сироты, стоят хатенки, и по вечерам в хуторе тихо, как в могиле: (не) слышно (ни) гармошки, (ни) девичьих голосов. (Бабаев.) 2. Нарты цепляются за деревья, упряжные ремни рвутся, но ни (у) кого уже нет сил связывать их. (Федос.) 3. Буду подчинять себе других, (ни) чего другого я так (не) желаю, (ни) (из-за) чего так не живу, как из-за этого желания! (Залыг.) 4. Внезапно охватило (не) преодолимое желание сейчас же бежать в больницу и во что бы то (ни) стало увидеть ее. (Зам.) 5. Сей (не) известный собиратель был (не) кто иной, как, Мериме, острый и оригинальный писатель. (П.) 6. В лесу как (ни) (в) чем (не) бывало продолжалась весенняя жизнь. (Пр.) 7. На собраниях Бочкарев забивался в дальний угол, (ни) когда его (не) заставишь выступить. (Гран.) 8. Вокруг (не) было видно (ни) души - (ни) человека, (ни) лошади, (ни) птицы, (ни) машины. Замок казался (не) обитаемым. (Пауст.) 9. Геолог был человеком добродушным, молчаливым и (ни) кому (не) мешал. (Пауст.) 10. Я (не) знал тогда, что эти стихи (не) Багрицкого, а какого-то другого поэта. Но это обстоятельство Багрицкий, очевидно, считал (не) существенным, так как (ни) чего (не) сказал мне об этом. (Пауст.)

Упражнение 239.

1. (Н…) вежда в физике, а в музыке знаток услышал соловья, поющего на ветке. (Кр.) 2. Павел Александрович вышел в переднюю и надевал уже шубу, как вдруг, откуда (н…) возьмись, Настасья Петровна. (Дост.) 3. Яркое, на всем блестящее, но (н…) жаркое солнце, ручьи и проталинки, пахучая свежесть в воздухе. (Л. Т.) 4. На столе наперсток, катушка ниток, (н…) довязанный чулок. (Ч.) 5. Вдруг мысль останавливается - и (н…)с места. Голова набита плотно, как мешок муки,- (н…) пробиться. (Фед.) 6. Горячо признателен родной Академии за привет и добрые пожелания. Что (н…) делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке. (Павлов.) 7. Володин посмотрел на подполковника как на героя, совсем забыв о (н…) приязненном чувстве, которое испытывал к нему вчера. (Ан.) 8. Почему (н…) вечно на земле весна? (Федос.) 9. Волосы у старика (н…) податливые, завитые мелкими колечками. (Лип.) 10. Яблони отцветали, укрывая землю белой и бледно-розовой душистой порошей (н…) успевших еще увянуть лепестков. (Алекс.) 11. С (н…) ожиданной покорностью девушка, встав на лыжи, двинулась в указанном направлении. (Полев.) 12. Вертолет поднимается, тайга уже (н…) заснеженное море с крупной зеленой волной, а что-то вроде мозаического поля. (Полев.)

Упражнение 240. Перепишите, опустив скобки и вставив пропущенные буквы.

1. Верьте, где б я (н…) был, душа моя, какова (н…) есть, принадлежит Вам и тем, которых умел я любить. (П.) 2. Девушки между тем пели, и особенно усердствовала Наташа Пытина. Пылая вся, она смотрела на жениха широко открытыми, (н…) мигающими глазами с (н…) свойственной ей храбростью. (Алекс.) 3. Вы аккуратны,- это правда, но правда и то, что вы иногда злоупотребляете этим прекрасным качеством и делаете его даже (н…) удобством, а (н…) удобством. (Леск.) 4. Весной и летом (н…) чего, кроме фермы, и в ум (н…) идет. (Ник.) 5. Над головой с (н…) громким, едва уловимым посвистом прошлась стайка пуль, всколыхнув (н…) подвижный горячий воздух. (Ан.) 6. Дина даже приподнялась на локте, чтобы посмотреть, как Литвинов, который явно (н…) желает посвящать кого бы то (н…) было в свои переговоры с Иннокентием Седых, будет отвечать. (Полев.) 7. Рагозин наклонил голову - (н…) согласно, а с тем выражением, что, мол, (н…) только может понять обиду Извекова, но очень хорошо, что он обиделся. (Фед.) 8. Весь день Мельников провел в думах о жене и детях. Куда бы (н…) шел, за что бы (н…) брался, перед взором стояли высокая палуба парохода и до боли родные лица. (Рыб.) 9. (Н…) прошло и десяти минут, как возле гармониста собралась чуть ли (н…) вся рота. (Рыб.) 10. Юлия Павловна взблеснула россыпью своих ноготков, поправляя, впрочем, (н…) сколько (н…) потревоженную прическу. (Фед.) 11. Деревья стоят тесно, спокойно, (н…) щелохнется (н…) одна веточка. (Федос.) 12. Задерживаться (н…) льзя (н…) на минуту: холод пронизывает насквозь. (Федос.)

Упражнение 241. Перепишите, опустив скобки и вставив пропущенные буквы.

1. Кланяюсь Шнейдеру: (н…) кого здесь (н…) вижу и (н…) у кого осведомиться о его представлении. (П.) 2. Вера добрая и умная, да дикая (не…) людимка, (н…) входит (н…) во что. (Гот.) 3. Сначала (н…) досчитались сорока человек, но потом доползли (н…) сколько человек отставших и (н…) раненых. (С.-Ц.) 4. Иван Лукич думал о том странном «потолке», который существует, оказывается, даже в небе. И, собственно, удивлял и озадачивал его как раз (н…) небесный потолок, а земной, которого тоже, оказывается, (н…) кто (н…) видел. (Бабаев.) 5. Как бы (н…) было уныло и (н…) приветливо покинутое место, как бы ты (н…) тяготился пребыванием в нем, всегда остается в душе сожаление, а может быть, и любовь. (Пауст.) 6. Мы поведаем об этой женщине (н…) спеша, (н…) упуская (н…) малейших подробностей из ее (н…) легкой жизни … (Бабаев.) 7. Река (н…) зеленая, (н…) синяя, (н…) коричневая, а просто черная. (Лип.) 8. Сажусь на камень - свет (н…) мил, (н…) чему (н…) рад. (Федос.) 9. За сном (н…) медленно наступает рабочий день, (н…) когда потягиваться и (н…) житься в постели. (Федос.) 10. За мутной завесой бурана (н…) чего (н…) видно, только изредка попадаются каменистые овраги да сиротки-лиственницы, на (н…) счастье свое поселившиеся в этом холодном и мрачном ущелье. (Федос.) 11. Это была (н…) внутренняя борьба, а только раздумье над чем-то (н…) ясным, еще (н…) созревшим, но уже зародившимся в нем. (Федос.)

Упражнение 242. Перепишите, опустив скобки и вставив пропущенные буквы.

Есть целые полосы жизни, о каких (н…) хочется вспоминать. И (н…) потому, что с ними связаны какие-(н…) будь наши ошибки, (н…) счастья или (н…) удачи. В (н…) удачах, как говорил мне мой отец, тоже бывают хорошие стороны.

Нет, (н…) из-за этих причин мне (н…) хочется иной раз возвращаться памятью к прошлому. Вспоминать о (н…) которых годах нет охоты потому, что они (н…) чего (н…) прибавили к тому представлению о настоящей жизни, какое существует у каждого из нас. Наоборот, они даже урезали это представление.

Таким плохим было время, когда я ушел летом 1924 года из газеты «На вахте» и перешел на работу в телеграфное агентство РОСТА. Туда меня затащил Фраерман, переехавший в Москву из Тифлиса.

Поначалу я зарабатывал в РОСТА очень мало. Я все еще жил в Пушкине и (н…) как (н…) мог устроить свою жизнь более сносно. Каждый месяц у меня дней за десять до получки кончались деньги. На еду еще кое-как хватало, но на папиросы (н…) оставалось чего.

«Стрелять» папиросы у друзей и знакомых было (н…) ловко и в конце концов (н…) возможно. У этого занятия тоже был свой предел. Тогда я совершенно (н…) ожиданно открыл простой и бесплатный способ добычи табака.

Я выходил в Пушкине к полотну Северной железной дороги и шел вдоль путей, подбирая все окурки и так называемые «бычки», выброшенные пассажирами из окон вагонов. На пути от Пушкина до Клязьмы за какие- (н…) будь три километра я обычно набирал до двух сотен окурков.

Постепенно у меня накопились ценные наблюдения и над окурками и над курильщиками. (Н…) которых курильщиков я презирал, а к другим, правда к (н…) многим, чувствовал симпатию и благодарность.

(Н…) взлюбил я тех, кто докуривал папиросы до картонного мундштука. Очевидно, это были люди расчетливые и скупые.

С одобрением я относился к курильщикам (н…) рвным и капризным. Они (н…) когда (н…) докуривали папирос до конца, а сплошь и рядом выбрасывали их после одной-двух затяжек.

(К. Г. Паустовский)