Заполненная логопедическая речевая карта 5 лет. Образец речевой карты, описательного логопедического заключения

  1. Фамилия, имя, возраст __________________________________________________________
  2. Домашний адрес _______________________________________________________________
  3. Дата зачисления на логопедический пункт _________________________________________
  4. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) ____________________________
  5. Жалобы учителя или родителей: со слов учителя ____________________________________
  6. со слов родителей _______________________________________________________________

  7. Заключение психиатра ___________________________________________________________
  8. Состояние слуха ________________________________________________________________
  9. Данные о ходе развития речи: ____________________________________________________

__________________________________________________________________ _____________

10.Состояние артикуляционного аппарата:

а) губы (норма,толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, послеоперационные рубцы)

б) зубы (норма, крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения

зубного ряда, протезы)

в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)

г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/ вправо)

д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)

е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма,

11.Общая характеристика речи. Запись беседы. Самостоятельность связанных высказываний __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

А) словарный запас (количественная и качественная характеристика)

Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

холодильник ____________________________________________________________________

пылесос ________________________________________________________________________

б) называние частей предметов:

Чайник: донышко __________________________ Стул: сиденье _______________________

носик _____________________________ спинка ________________________

крышка ___________________________ ножки ________________________

ручка _____________________________

в) уровень обобщений:

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки ______________________________________________

Сапоги, туфли, тапочки, валенки ___________________________________________________

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка__________________________________________________

Помидор, репа, морковь, капуста ___________________________________________________

Яблоко, персик, груша, лимон _____________________________________________________

Кошка, собака, волк, ёж ___________________________________________________________

Голубь, утка, воробей, ворона ______________________________________________________

Шкаф, стол, кресло, тумбочка ______________________________________________________

Автобус, электричка, трамвай, самолёт ______________________________________________

г) Назови, какие ты знаешь?

овощи__________________________________________________________________________

фрукты _________________________________________________________________________

одежда _________________________________________________________________________

обувь __________________________________________________________________________

мебель _________________________________________________________________________

времена года ____________________________________________________________________

месяцы _________________________________________________________________________

транспорт _______________________________________________________________________

дикие животные _________________________________________________________________

домашние животные _____________________________________________________________

птицы __________________________________________________________________________

цветы__________________________________________________________________________ _

деревья _________________________________________________________________________

профессии ______________________________________________________________________

Б) грамматический строй речи:

образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:

множ.число им.пад.

множ.число родит.пад.

образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом________________ёлка _________________ Женя ______________________

стул__________________гриб _____________________Костя ________________

согласование существительных с числительными:

Кто у кого детёныш?

у кошки ____________________у собаки __________________у свиньи ___________________

у медведя ___________________ у зайца ___________________ у лисы____________________

у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы____________________

у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________

В) произношение и различение звуков: произносит (П), замена (З),искажение (И), пропуск(Пр), смешение (С).

Изолирован

Изолирован

Различение оппозиционных звуков: па-ба-ба (N или нет) _________, та-да-да _____________

га-ка-ка ________, за-за-за _______, ча-ча-ча _______, ра-ра-ра _________, за-за-за______.

Воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом.

милиционер ______________________ мотоциклист ____________________

строительство __________________ репетиция ______________________

серпантин_______________________ часовщик ________________________

Темп и внятность речи _________________________________________________________________

12.Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова:

1-й звук в слове мак _______ окно ________ день ________ ёжик _________ йогурт __________ последний звук в слове суп ________ кино ______конь ________ дерево _______ кол-во звуков в слове утка _______ пень ______ёж ______ деревья ________подъезд _________ назови звуки по порядку в слове кошка ________лес _______ скамья __________ льёт _______

синтез слова ослик ________ коньки ________ёжик _______ деревья _______________________

  1. Письмо: наличие и характер специфических ошибок: сформирован, не сформирован;

Ошибки фонематического восприятия (замены): звонкие – глухие, свистящие – шипящие,

сонорные, аффрикаты, твёрдые – мягкие (гл. II ряда, Ь), гласные;

Ошибки звукового анализа: пропуски, вставки, повторы, перестановки, недописания;

Ошибки грамматического строя: границы предложения, пропуски слов, вставка слова, повтор

слова, слияние слова, разрыв слова, слияние предлога, согласование, управление;

Оптико-пространственные ошибки; лексические ошибки; орфографические ошибки

14. Чтение:

А) уровень овладения техникой чтения: сформирован, не сформирован; побуквенное, послоговое, целыми словами; медленное, быстрое; по догадке; понимание прочитанного полное, поверхностное, не доступно (подчеркнуть)

Б) ошибки при чтении: _____________________________________________________________

  1. Проявление заикания: _____________________________________________________________
  2. А) предполагаемая причина, выраженность заикания, ситуации усугубляющие его проявление (ответы у доски) ___________________________________________________________________

    Б) сформированность языковых средств _______________________________________________

    В) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность) __________________________________________________________________

    г) адаптация к условиям общения_____________________________________________________

  3. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи)_____________________________________________________________________________
  4. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ________________

  5. Заключение учителя-логопеда________________________________________________________
  6. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ________________

  7. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта)____________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ________________

Учитель-логопед: ________________/ /

Список использованной литературы:

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе..М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М., 1991.

Памятка для логопеда

по заполнению речевой карты

Анамнестические данные

Перенесенные заболевания – пневмония, простуда, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.

Слух – норма, снижение слуха.

Сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы

Выводы:

    Правильное самостоятельное выполнение всех заданий; Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса; Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширений инструкций, уточнение вопроса, подсказка); Большинство заданий не выполняется; Не выполнение.

Связная речь

Соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.

Пересказ:

Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. ()

Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала в окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты (По)

Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как и Шарик. ()

Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец некрасивое, колючее платье!» «Правда, отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?»

Вместо ответа зайчик только вздохнул. ()

У Вари был Чиж в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу

Пора тебе, чиж, петь.

Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. ()

Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко – высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. (По)

Вывод:

    Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание теста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; Пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания; Пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечается пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений; Пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов; Пересказ даже по вопросам не доступен.

Рассказ по серии картин

Вывод:

    Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ: имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов; Раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла связности рассказа; Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов, действий. Рассказ недоступен.

Речевая карта

1. Фамилия, имя, возраст_____________________________________________________________

2. Школа__________________________________ класс___________________________________

3. Национальность__________________________________________________________________

4. Домашний адрес__________________________________________________________________

5. Дата зачисления на логопедический пункт____________________________________________

6. Успеваемость по родному языку____________________________________________________

7. Заключение психоневролога________________________________________________________

8. Данные о ходе развития речи. Анамнез.______________________________________________

__________________________________________________________________________________

9. Состояние слуха, зрения___________________________________________________________

10.Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)________________________

__________________________________________________________________________________

11.Общая характеристика речи_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

а) словарный запас__________________________________________________________________

Б) грамматический строй____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) состояние звукопроизношения______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) фонематическое восприятие________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) слоговая структура слова__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

е) темп и внятность речи_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

12.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова__________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

13.Письмо. Наличие и характер специфических ошибок.__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Чтение:

а) характеристика владения техникой чтения____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) ошибки при чтении_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) понимание прочитанного__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Прявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй)______

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Заключение учителя-логопеда______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопе- дического пункта)__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая карта

1. Фамилия, имя, возраст _____________________________________________________________

2. Школа – ____________________ класс ___

3. Домашний адрес

4. Дата зачисления на логопедический пункт 15.09.2014 г.

5. Успеваемость по родному языку начало учебного года

6. Заключение психоневролога на учёте не состоит/_____________________________________

    Данные о ходе развития речи. Анамнез

А)Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца _______________________________________________________________________________

Б) Речевая среда: благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении ___________________________________________________________________________________

8. Состояние слуха, зрения - соответствуют норме/не соответствуют норме ______________________________________

9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность):

А)Строение:

Б) Подвижность:

    сохранность функции;

10. Словарный запас:

11. Грамматический строй:

    Состояние звукопроизношения

    фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

    Слоговая структура слова

14.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова

15. Письмо. Наличие и характер специфических ошибок .____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Чтение:

а) характеристика владения техникой чтения_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

б) ошибки при чтении_____________________________________________________________________________________

в) понимание прочитанного________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Прявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18 .Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений

Внимание:

Мышление:

Память:

19.Заключение учителя-логопеда __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20 .Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта) ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая карта

Фамилия, имя _________________________________________________

Возраст _______________________________________________________

Дата обследования _____________________________________________

Анамнез

    Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца ______________________________________________________________________________________

    Речевая среда : благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении _________________________________________________________________

    Беременность по счету ____________________________________________________________

    Как протекала ___________________________________________________________________

    Роды ___________________________________________________________________________

    Когда закричал __________________________________________________________________

    Физическое развитие:

    Стал держать головку ____________________________________________________________

    Сидеть _________________________________________________________________________

    Вставать _______________________________________________________________________

    Ходить _________________________________________________________________________

    Раннее речевое развитие:

    Гуление ________________________________________________________________________

    Лепет __________________________________________________________________________

    Первые слова ___________________________________________________________________

    Фраза __________________________________________________________________________

    Не прерывалось ли речевое развитие _______________________________________________

    Перенесенные заболевания:

    до 1 года

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    после 1 года ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Состояние слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты) – соответствуют норме/не соответствуют норме __________________________

    Внимание:

    внимание устойчивое (неустойчивое)

    взгляд фиксирует (не фиксирует);

    переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);

    общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);

    слабая концентрация внимания;

    общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

    Мышление:

    познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития;

    сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);

    преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.

    Память:

    запоминание произвольное /непроизвольное;

    быстрое запоминание /медленное, с трудом;

    снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);

    непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).

    Произвольная мимическая моторика:

    отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная;

    лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

    состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики);

    сглаженность носогубных складок;

    оральные синкинезии; асимметрия лица;

    гиперкинезы лица;

    сохранность функции.

    Артикуляционная моторика:

    сохранность функции;

    состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность);

    подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена);

    неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия);

    состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен);

    наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная);

    подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении

    движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка

    тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

16. Общая произвольная моторика:

    объем движений (полный /неполный);

    точность выполнения (неточные /точные);

    самостоятельность выполнения движений (полная /неполная /с помощью взрослых);

    координация движений (нормальная /некоординированность /отсутствует);

    темп выполнения движений (нормальный /быстрый /медленный);

    активность (нормальная /заторможенность /двигательное беспокойство /повышенная двигательная активность /расторможенность);

    качество движений (моторная напряженность, скованность);

    переключаемость (низкая /застревания / переключение с лишними движениями (сопутствующими).

    особенности общей произвольной моторики: навязчивые движения (персеверации - стереотипное повторение действий); неловкость; моторная неуклюжесть; плохая ориентировка; наличие лишних движений; застревания; соскальзывания.

    Ручная моторика:

    объем движений (полный, неполный),

    координация (нормальная, некоординированность),

    наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре,

    темп (медленный, быстрый, нормальный),

    переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное),

    активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность),

    персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении,

    ведущая рука: графическое функциональное превосходство (графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство (бытовой левша, бытовой правша), ребенок – амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях).

    Анатомическое строение органов артикуляции:

      • Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия,

  • Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение,

    Зубов: особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д. ,

    Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;

    Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла,

    Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная,

    Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,

    Носоглотки, ротовой полости и глотки: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д. ,

    Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

    Звукопроизношение:

    Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

    Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

    Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.

    Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.

    Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.

    Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).

    Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).

    Фонематические процессы:

    Фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы - сохранена /нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена /нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков – сохранена / нарушена.

    Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

    Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

    Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы

    Состояние слоговой структуры слова

      • Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

  • Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.

    Словарный запас:

    объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме);

    резкое расхождение объема пассивного и активного словаря;

    неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

    несформированность семантических полей;

    трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных);

    трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).

    Грамматический строй речи:

    морфологические и синтаксические аграмматизмы;

    владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме;

    ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов;

    нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении);

    своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).

    Импрессивная речь:

    умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен;

    легко входит в контакт /контакт затруднен;

    участвует в общении по инициативе других;

    активность в общении /активен; малоактивен.

логопедическое заключение

фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

Примерные формулировки логопедических характеристик

Полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10- 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

Полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

Форма № 2

Утверждено Департаментом

образования г. Москвы

Образовательное учреждение ГБОУ Школа №285 СП№10________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «___» __________2015__г.

Фамилия, имя ребенка ______________________________________ Возраст ___________________

Родители (законные представители) _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

1.Общие представления ребенка об окружающем мире

(соответствуют\/ не соответствуют возрастной норме; обеднённые представления об окружающем мире;

представления об окружающем мире не сформированы) ______________________________

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объем словаря (соответствует /не соответствует возрастной норме; объём словаря ограничен / резко ограничен, наблюдается дефицит глагольного словаря; словарь представлен небольшим количеством слов обиходно-бытовой тематики.

Объём словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации )._______________

Системная организация словаря (ассоциативные связи)

(Системная организация словаря находитсяна самом начальном этапе формирования, наблюдаются слабые ассоциативные связи. Системная организация словаря находится на уровне установления первичных тематически /ситуативно обусловленных связей, в лексиконе много слов, значение которых усвоенотолько на номинативном уровне.

Системная организация словаря отличается большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей. В лексиконе преобладают слова, значение которых усвоено на понятийном уровне)._________________________________________________________________________________

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

(соответствует возрастной норме;

Уровень сформированности грамматической компетенции ниже/значительно ниже возрастной нормы)).

Словоизменительные навыки и умения

(Находятся на самой начальной стадии формирования, наблюдаются выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка. Усвоены только наиболее продуктивные словоизменительные модели языка.

Словоизменительные умения находятся в стадии формирования, характерной для речи детей более младшего возраста.

Словоизменительные навыки сформированы на уровне, соответствующем данной возрастной группе, в речи наблюдается незначительное количество словоизменительных ошибок.

Словоизменительные навыки и умения сформированы.)__________________________________________

Словообразовательные навыки и умения

(Словообразовательная деятельность не сформирована, в речи присутствует большое количество словообразовательных ошибок.

Словообразовательная деятельность находится на самой начальной стадии формирования, усвоены только продуктивные словообразовательные модели, в речи наблюдаются ошибки в словах, образованных по менее продуктивным моделям.

Словообразовательная деятельность сформирована на уровне, позволяющем осуществлять коммуникацию. В речи наблюдается незначительные трудности усвоения нерегулярных словообразовательных моделей.

Словообразовательная деятельность сформирована)._______________________________________

Синтаксические навыки и умения

(Сформированы на самом элементарном уровне, в речи присутствуют простые нераспространённые предложения, предикативная часть многих элементарных конструкций отсутствует.

Синтаксические навыки сформированы на уровне, соответствующей более младшей возрастной группе, наблюдаются выраженные трудности распространения синтаксических конструкций, пропуск предлогов, ошибки согласования и управления. Недоступно понимание лексико-грамматических конструкций.

Синтаксические навыки в целом сформированы. В речи наблюдаются отдельные недочёты_при построении сложносочинённых предложений с причинно-следственной или временной связью.

Синтаксические навыки и умения сформированы, в речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций) ._____________________________________________________________________________

2.3. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции

(Соответствует / не соответствует возрастной норме) ______________________________________

Состояние фонематического слуха

(Сформирован / не сформирован; : наблюдаются трудности различения глухих и звонких согласных; наблюдаются трудности различения твёрдых и мягких согласных)._________________________________________________________________________________

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза

(Навыки фонологического анализа не сформированы; навыки звукового анализа и синтеза находятся в самой начальной стадии формирования.

Ребёнку доступен анализ звукового ряда. состоящего из 3х гласных звуков, анализ обратного слога

Навыки звукового анализа и синтеза находятся в активной стадии формирования. Ребёнку доступен анализ слов типа…. ____________________________________________________________________

Слоговая структура слова

(Не нарушена /нарушена: пропуск/перестановки/заменызвуков/слогов) _________________________________________________

Звукопроизношение

не нарушено/нарушено: _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Как Вы знаете, в речевых картах обычно содержатся все задания и место для записи результатов обследования - на нескольких страницах. У нас на работе поток обследуемых в несколько раз больше, чем в образовательных учреждениях, а финансирование на канцтовары неважное. Поэтому от начальства поступила директива: сократить потребление бумаги. Начались поиски. Однако попавшиеся в поле зрения логопедические листы не отвечали в полной мере функциональности и содержательности речевых карт. Передо мной стояла задача: вместить все необходимые сведения по обследованию речи на один лист. Мне это удалось! При использовании этого бланка речевой карты необходимо чёткое знание всех заданий в том или ином блоке, а лучше - наличие хорошо подобранных наглядных материалов ко всем заданиям по возрастам и Ваша безупречная ориентировка в них. На основе речевой карты Нищевой Н.В. с добавлениями заданий из карт других авторов я сделала материалы и схемы обследования речи детей отдельно по возрастам. Это в рамках моей работы намного удобнее представленных в литературе материалов, где, чтобы найти картинки для следующего задания, нужно постоянно пролистывать в альбоме картинки к другим возрастам. Результаты обследования речи детей от 4 до 15 лет вносятся в соответствующие графы. Если по возрасту навык ещё не должен быть сформирован - графа не заполняется. По результатам обследования заполняется бланк описательного логопедического заключения, в котором указана та же последовательность компонентов речевого обследования, что и в речевой карте.

В рамках образовательного учреждения в дополнение к бланку карты понадобится лист анамнеза.

Уверяю Вас, в таком виде документацию удобнее хранить, удобнее ею пользоваться!

Речевая карта

Фамилия, имя ребенка ______________________возраст _______группа/класс__________

Слух________________________________зрение___________________________________

Артикуляционный_____________________________________________________________ аппарат_______________________________________________________________________

Оральный праксис_____________________________________________________________

Дыхание (вне речи и речевое)____________________________________________________

Ритм, темп, интонация__________________________________________________________

Заикание______________________________________________________________________

Звукопроизношение ___________________внятность речи___________________________

А О У Ы Э Я Ё Ю И Е Б БЬ П ПЬ Д ДЬ Т ТЬ Г ГЬ К КЬ Х ХЬ В

ВЬ Ф ФЬ М МЬ Н НЬ Й С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ

Звукослоговая структура слов и фраз : простых _____многозвенных ____сложных______

Фонематические представления: _______________________________________________

Фонематическое восприятие : слухо-зрительная дифференциация слов________________

слухо-произносит. дифференциация оппозиционных звуков в слогах ____в словах______

Звукослоговой анализ и синтез : _________________________________________________

Импрессивная речь :

Пассивный словарь : объём, качество______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Различение : окружающих предметов____________ частей предметов__________________

действий ______________ признаков____________ обобщений________________________

Понимание значений грамматич. изменений : глаголов соверш. вида___________________

ед. – мн. числа существит-х ______________ ед.–мн. числа глаголов___________________

уменьш.-ласкат. форма сущ-х_____________ приставочных глаголов__________________

Понимание логико-грамматических конструкций : обращённой речи ___________________

инструкций: простых соц.-бытовых ________ многозвенных ________сложных _________

предложно-падежных конструкций: простых_______________ сложных________________

простого сравнения________ сложного сравнения ___________инверсии_______________

конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой (в Тв.п.)_______

простых вопросов_____________________ сложных вопросов________________________

близких по структуре предложений_______________________________________________

текста_____________понимание скрытого смысла________ переносного смысла________

Экспрессивная речь :

Активный словарь : объём, качество_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Грамматические процессы :

Образование : прил-х от сущ-х_________________ глаголов соверш. вида______________

сущ-х Им. п. мн. ч. __________________________ приставочн. глаголов _______________

сущ-х мн.ч. в косв. п. или Р.п._________________ относит. прилагат-х ________________

сущ-х в уменьш.-ласкат. форме _______________ притяжат. прилагат-х _______________

детёнышей животных _______________________ качеств. прилагат-х_________________

согласование (в роде, числе и падеже) :

прилагат-х с сущ-ми _________________________глаголов с сущ-ми___________________

сущ-х с числит-ми___________________________ сущ-х с предлогами_________________

Связная речь:

Фраза _______________________________________________________________________

Спонтанная речь_______________________________________________________________

Диалогическая речь____________________________________________________________

Автоматизированная речь: стихи_______ счёт_______ дни недели_______ месяцы_______

Дезавтоматизированная речь: счёт_______ дни недели_______ месяцы_______

Сопряженная речь______________________________________________________________

Отраженная речь_______________________________________________________________

Номинативная речь_____________________________________________________________

Составление фразы: а) по картинке_______________________________________________

б) с заданным словом __________________________________________________________

Монологическая речь :

Выделение причинно-следственных связей:

Виды моноло-гических выска- зываний

Пересказ

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Составление рассказа по сюжетной картинке

Составление рассказа на заданную тему (из опыта)

Структура текста (части)

Последователь-ность раскрытия микротем

Полнота раск-рытия

Смысловая точность

Тип фразы, сог-ласование слов

Использование выразит.средств

Состояние общей и мелкой моторики ____________________________________________

Оптико-пространственный гнозис и праксис ______________________________________

Письмо: тип латерализации, темп, списывание, самостоятельное письмо, диктант _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Чтение : слов, предложений, текста; темп; чтение про себя; понимание смысла; пересказ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заключение :__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Логопед:_____________________________________________Дата:____________________

Ниже можно скачать образец бланка речевой карты

(шрифт 12, на 2 страницы размером А4).

Логопедическое заключение.

В ходе логопедического обследования___________________________________(____________г.р.)

было выявлено следующее:

По заключению специалистов:

В строении артикуляционного аппарата:

В состоянии орального праксиса:

В состоянии просодики и динамической стороны речи:

В состоянии звукопроизношения:

В состоянии звукослоговой структуры слов и фраз:

В состоянии фонематического восприятия:

В состоянии звукослогового анализа и синтеза:

В состоянии импрессивной речи:

* пассивный словарь

* понимание изменений грамматических значений слов

* понимание логико-грамматических конструкций

В состоянии экспрессивной речи:

* активный словарь:

* грамматические процессы:

Словообразование:

Согласование:

* фраза

* монологическая речь:

В состоянии общей и мелкой моторики:

В состоянии оптико-пространственного гнозиса и праксиса:

В состоянии письма:

В состоянии чтения:

Заключение:

Логопед:

Дата:

Ниже можно скачать бланк логопедического заключения в формате А4 (шрифт 12).

Анамнез

1. Фамилия, имя ребёнка___________________________________________________________

2. Дата рождения____________________________________Возраст______________________

3. Посещаемое учреждение, группа, класс____________________________________________

4. ФИО матери, возраст, место работы, должность_____________________________________

5. ФИО отца, возраст, место работы, должность_______________________________________

6. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье______________________

_______________________________________________________________________________

7. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических

заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии_____________________

_______________________________________________________________________________

8. Протекание беременности. (Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия

химических, физических - особенно облучения - факторов, инфекционных заболеваний –

особенно краснухи, гриппа и др., - токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний,

болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половину беременности, симптомов

угрожающего выкидыша.) 1-я половина_____________________________________________

2-я половина____________________________________________________________________

9. Протекание родов (в срок, досрочные: в 8, 7 мес.; нормально протекающие, затяжные,

стремительные, обезвоженные и др.; использование стимуляции во время родов, ее характер;

длительность родов)_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

10. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травмы во время родов: переломов,

кровоизлияний, опухолей, асфиксии (синей, белой)____________________________________

когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут)__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

наличие врожденных пороков_____________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________________

Когда принесли кормить, как сосал (хорошо, вяло) ________________________________________________________________________________

11. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка

(выписать из медицинской карты). Держит голову с________________

сидит с ________________ ходит с___________________

Перенесённые заболевания до года_________________________________________________ ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Перенесённые заболевания от года до 3 лет___________________________________________

_________________________________________________________________________________

Перенесённые заболевания после 3 лет______________________________________________ ________________________________________________________________________________

12. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления__________ лепета__________

характер лепета______________ время появления слов_______ фразовой речи__________________

не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов_____________________________ аграмматизмов_____________________________________ какие звуки долго произносились неправильно_____________________________________________________________________

характер неправильного произнесения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков)

до 4 лет _______________________________после 4 лет _______________________________

производилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств,

в течение какого периода, ее результат______________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

характерные особенности понимания речи окружающих _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

13. Данные обследований врачей – специалистов ________________________________________________________________________________ Поделись с коллегой!