Немецкий тенор йонас кауфман возвращается на сцену. Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann) тенор Йонас кауфман биография личная жизнь

Самый востребованный тенор в мировой опере, чей график плотно расписан на пятилетку вперёд, обладатель приза итальянских критиков за 2009 год и звукозаписывающих компаний «Classica Awards» за 2011-й. Артист, имя которого в афише гарантирует аншлаги практически на любое название в лучших европейских и американских оперных домах. К этому можно добавить констатируемую всеми неотразимую сценическую внешность и наличие пресловутой харизмы… Пример молодому поколению, объект чёрно-белой зависти для коллег-соперников – всё это он, Йонас Кауфман.

Шумный успех обрушился на него не так давно, в 2006-м, после сверхудачного дебюта в «Метрополитен». Многим казалось, что красавец-тенор вынырнул ниоткуда, а кое-кто и по сей день считает его просто баловнем судьбы. Однако биография Кауфмана – тот самый случай, когда свои плоды принесло гармоничное поступательное развитие, с умом выстраиваемая карьера и неподдельная увлеченность артиста своей профессией. «Я никогда не мог понять, почему опера не слишком популярна, – утверждает Кауфман. – Ведь это так весело!»

Увертюра

Его любовь к опере и музыке началась в раннем детстве, хотя родители, выходцы из Восточной Германии, обретшие в начале 60-х пристанище в Мюнхене, не были музыкантами. Отец работал страховым агентом, мать – профессиональный педагог, после рождения второго ребёнка (сестра Йонаса на пять лет его старше) полностью посвятила себя семье и воспитанию детей. Этажом выше жил дедушка, страстный почитатель Вагнера, часто спускавшийся в квартиру к внукам, и исполнявший за фортепиано любимые оперы. «Он делал это просто для собственного удовольствия, – вспоминает Йонас, – сам пел тенором, женские партии пропевал фальцетом, но вкладывал в это исполнение столько страсти, что для нас, детей, это было гораздо более увлекательно и в конечном итоге более познавательно, чем послушать диск на первоклассном оборудовании». Отец ставил детям пластинки с симфонической музыкой, среди них встречались симфонии Шостаковича и концерты Рахманинова, и общий пиетет к классике был столь велик, что детям долгое время не разрешалось переворачивать пластинки, чтобы ненароком их не повредить.

В пять лет мальчика повели на оперный спектакль, это была совсем не детская «Мадам Баттерфляй». То первое, яркое как удар впечатление, певец любит вспоминать до сих пор.

Но не последовало после того музыкальной школы, и бесконечных бдений за клавишами или со смычком (хотя с восьми лет Йонас начал заниматься на фортепиано). Умные родители отдали сына в строгую классическую гимназию, где кроме обычных предметов преподавали латынь и древнегреческий, и до 8-го класса даже не было девочек. Но зато был хор, руководимый увлечённым молодым педагогом, и петь там вплоть до выпускного класса было радостью, наградой. Даже обычная возрастная мутация прошла плавно и незаметно, ни на день не прервав занятий. Тогда же состоялись и первые платные выступления – участие в церковных и городских праздниках, в последнем классе даже служба хористом в Принц-Регент-театре.

Весёлый Йони рос обычным парнем: гонял в футбол, слегка проказил на уроках, интересовался новинками техники и даже спаял радиоприёмник. Но в то же время существовал и семейный абонемент в Баварскую оперу, где в 80-е годы выступали лучшие мировые певцы и дирижёры, и ежегодные летние поездки по разным историческим и культурным местам Италии. Отец был страстным италоманом, уже в зрелом возрасте сам выучил итальянский язык. Позднее на вопрос журналиста: «А не хотелось ли Вам, г-н Кауфман, готовясь к роли Каварадосси, поехать в Рим, посмотреть на Замок Святого Ангела и т.д.?» Йонас просто ответит: «Зачем ехать специально, я всё это видел ещё ребёнком».

Тем не менее, по окончании школы на семейном совете было решено, что мужчина должен получить надёжную техническую специальность. И он поступил на математический факультет Мюнхенского университета. Продержался два семестра, но тяга к пению пересилила. Ринулся в неизведанное, бросил университет и стал студентом Высшей школы музыки в Мюнхене.

Allegro non troppo

О своих консерваторских педагогах по вокалу Кауфман не любит вспоминать. По его словам, «они считали, что немецкие теноры должны все петь как Петер Шрайер, - то есть лёгким, светлым звуком. Мой голосок напоминал Микки Мауса. Да и чему можно научить толком за два урока по 45 минут в неделю! Высшая школа – это сплошное сольфеджио, фехтование и балет». Фехтование и балет, впрочем, еще сослужат Кауфману добрую службу: его Зигмунд, Лоэнгрин и Фауст, Дон Карлос и Хозе убедительны не только вокально, но и пластически, в том числе и с оружием в руках.

Профессор по камерному классу Хельмут Дойч вспоминает о Кауфмане-студенте, как о весьма легкомысленном юноше, которому всё легко давалось, но сам он не сильно зацикливался на учёбе, особым авторитетом среди сокурсников пользовался за знание всех новинок поп- и рок-музыки и умение быстро и хорошо починить любой магнитофон или проигрыватель. Однако Высшую школу Йонас окончил в 1994 году с отличием сразу по двум специальностям – как оперный и камерный певец. Именно Хельмут Дойч станет через десять с лишним лет его постоянным партнёром по камерным программам и записям.

Но в родном, горячо любимом Мюнхене пригожий отличник с лёгким, но вполне тривиальным тенорком оказался никому не нужен. Даже на эпизодические роли. Постоянный контракт удалось найти только в Саарбрюккене, в не самом первостатейном театре на «крайнем Западе» Германии. Два сезона, говоря по-нашему, в «моржах» или красиво, по-европейски, в компримариях, малюсеньких ролях, но часто, иногда каждый день. Дала себя знать изначально неправильная постановка голоса. Петь становилось всё труднее, уже появились мысли о возврате к точным наукам. Последняя капля – выход в роли одного из Оруженосцев в «Парсифале» Вагнера, когда на генеральной репетиции дирижёр при всех заявил: «Тебя не слышно» – а голоса не было вовсе, даже говорить больно.

Коллега, пожилой бас, сжалился, дал телефон педагога-спасителя, жившего в Трире. Его имя – Майкл Родес – вслед за Кауфманом с благодарностью теперь вспоминают тысячи его поклонников.

Грек по рождению, баритон Майкл Родес много лет пел в различных оперных театрах в США. Он не сделал выдающейся карьеры, но многим помог обрести свой, настоящий голос. К моменту встречи с Йонасом маэстро Родесу перевалило за 70, так что общение с ним стало ещё и редкой исторической школой, восходящей к традициям начала ХХ века. Сам Родес занимался у Джузеппе ди Луки (1876-1950), одного из самых замечательных баритонов и вокальных педагогов ХХ века. От него Родес перенял технику расширения гортани, дающую голосу звучать свободно, без напряжения. Пример такого пения можно услышать на сохранившихся грамзаписях ди Луки, среди которых есть и дуэты с Энрико Карузо. И если учитывать тот факт, что ди Лука пропел 22 сезона подряд в «Метрополитен» главные партии, но даже на его прощальном концерте в 1947 году (когда певцу было 73 года) голос звучал полноценно, то можно сделать вывод, что эта методика не только даёт совершенную вокальную технику, но и продлевает певцу его творческую жизнь.

Маэстро Родес объяснил молодому немцу, что свобода и умение распределять свои силы и есть главные секреты старой итальянской школы. «Чтобы после спектакля казалось – можешь ещё раз пропеть целую оперу!» Он вынул его истинный, тёмно-матовый баритональный тембр, поставил яркие верхние ноты, «золотые» для теноров. Уже через несколько месяцев после начала занятий Родес уверенно предсказывал ученику: «Ты у меня будешь Лоэнгрином».

Совмещать занятия в Трире с постоянной работой в Саарбрюккене в какой-то момент оказалось невозможным, и молодой певец, наконец почувствовавший себя профессионалом, решил уйти в «свободное плавание». Из своего первого постоянного театра, к труппе которого он сохранил самые дружеские чувства, он увёз не только опыт, но и ведущую меццо-сопрано Маргарет Йосвиг, вскоре ставшую его женой. Появились первые крупные партии в Гейдельберге (оперетта З. Ромберга «Принц-студент»), Вюрцбурге (Тамино в «Волшебной флейте»), Штутгарте (Альмавива в «Севильском цирюльнике»).

Accelerando

1997-98 годы принесли Кауфману важнейшие работы и принципиально иной подход к существованию в опере. Поистине судьбоносной стала встреча в 1997 году с легендарным Джорджо Стрелером, который выбрал Йонаса из сотен претендентов на роль Феррандо для новой постановки «Così fan tutte». Работу с мэтром европейского театра, хотя и непродолжительную по времени и не доведенную мастером до финала (Стрелер умер от инфаркта за месяц до премьеры) Кауфман вспоминает с неизменным восторгом перед гением, сумевшим своими полными юношеского огня репетициями дать молодым артистам мощный толчок к драматическому совершенствованию, к познанию актёрской правды существования в условности оперного театра. Спектакль со сборной командой молодых талантливых певцов (партнёршей Кауфмана была грузинское сопрано Этери Гвазава) был записан итальянским телевидением, имел успех на гастролях в Японии. Но всплеска популярности, обилия предложений от первых европейских театров тенору, обладающему всей суммой желаемых для молодого героя-любовника качеств, не последовало. Очень постепенно, не торопясь, ничуть не заботясь о раскрутке, рекламе, он готовил новые партии.

Штутгартская опера, ставшая «базовым театром» для Кауфмана в то время, была оплотом самой передовой мысли в музыкальном театре: там ставили Ханс Нойенфельс, Рут Бергхаус, Йоханнес Шааф, Петер Муссбах и Мартин Кушей. Работа с Кушеем над «Фиделио» в 1998 (Жакино), по воспоминаниям Кауфмана, стала первым мощным опытом существования в режиссерском театре, где каждый вздох, каждая интонация исполнителя обусловлена одновременно музыкальной драматургией и режиссерской волей. За роль Эдриси в «Короле Рогере» К. Шимановского немецкий журнал «Opernwelt» назвал молодого тенора «открытием года».

Параллельно с выступлениями в Штутгарте Кауфман появляется в «Ла Скала» (Жакино, 1999), в Зальцбурге (Бельмонт в «Похищении из сераля), дебютирует в «Ла Моннэ» (Бельмонт) и Цюрихской опере (Тамино), в 2001 впервые поет в Чикаго, не рискнув, однако, начать сразу с главной партии в вердиевском «Отелло», и ограничившись выходом в роли Кассио (так же он поступит с парижским дебютом в 2004). В те годы, по собственным словам Йонаса, он и не мечтал о положении первого тенора на сценах «Мет» или «Ковент-Гардена»: «Мне до них было, как до Луны!»

Poco a poco

С 2002 года Йонас Кауфман – штатный солист Цюрихской оперы, в то же время ширится география и репертуар его выступлений в городах Германии и Австрии. В концертных и semi-stage версиях он исполнил «Фиделио» Бетховена, и «Разбойников» Верди, партии тенора в 9-й симфонии, оратории «Христос на Масличной горе» и Торжественной мессе Бетховена, «Сотворении мира» Гайдна и Мессе Ми-бемоль мажор Шуберта, Реквиеме Берлиоза и «Фауст-симфонии» Листа; камерные циклы Шуберта…

В 2002 произошла первая встреча с Антонио Паппано, под руководством которого в «Ла Моннэ» Йонас принял участие в нечастой постановке сценической оратории Г. Берлиоза «Осуждение Фауста». Удивительно, что блестящее выступление Кауфмана в сложнейшей заглавной партии в партнёрстве с замечательным басом Жозе Ван Даммом (Мефистофелем) не получило широкого отклика в прессе. Впрочем, пресса не баловала тогда Кауфмана излишним вниманием, но к счастью, многие его работы тех лет запечатлены на аудио и видео.

Цюрихская опера, руководимая в те годы Александром Перейрой, предоставила Кауфману разнообразнейший репертуар и возможность совершенствоваться вокально и сценически, сочетая лирический репертуар с крепким драматическим. Линдор в «Нине» Паизиелло, где в заглавной роли выступила Чечилия Бартоли, «Идоменей» Моцарта, император Тит в его же «Милосердии Тита», Флорестан в «Фиделио» Бетховена, ставший впоследствии визитной карточкой певца, Герцог в «Риголетто» Верди, из небытия возрождённый «Фьеррабрас» Ф. Шуберта, – каждый образ вокально и актёрски исполнен зрелого мастерства, достоин остаться в истории оперы. Любопытные постановки, мощный ансамбль (рядом с Кауфманом на сцене – Ласло Полгар, Веселина Казарова, Чечилия Бартоли, Михаэль Фолле, Томас Хэмпсон, за пультом – Николаус Арнонкур, Франц Вельзер-Мёст, Нелло Санти…)

Но по-прежнему Кауфман остаётся «широко известным в узких кругах» завсегдатаев немецкоязычных театров. Ничего не меняет даже его дебют в лондонском «Ковент-Гардене» в сентябре 2004 года, когда он заменил внезапно выбывшего Роберто Аланью в «Ласточке» Дж. Пуччини. Именно тогда состоялось знакомство с примадонной Анжелой Георгиу, сумевшей по достоинству оценить незаурядные данные и партнёрскую надёжность молодого немца.

A piena voce

«Час пробил» в январе 2006 года. Как до сих пор говорят некоторые с ехидством, всё дело в совпадении: ведущий тогда тенор «Mет» Роландо Виллазон надолго прервал выступления из-за серьёзных проблем с голосом, срочно нужен был Альфред в «Травиате», капризная к выбору партнёров Георгиу вспомнила и предложила Кауфмана.

Аплодисменты после 3-го акта новому Альфреду были столь оглушительны, что, как вспоминает Йонас, у него почти подкосились ноги, он невольно подумал: «Неужели это сделал я?» Фрагменты того спектакля сегодня можно найти в You Tube. Странное чувство: яркий вокал, темпераментно сыграно. Но почему именно банальный Альфред, а не его глубокие незапетые предыдущие роли, положил начало звёздной популярности Кауфмана? Партнёрская по своей сути партия, где много прекрасной музыки, но ничего принципиального в образ нельзя внести в силу авторской воли, потому что эта опера – про неё, про Виолетту. Но, возможно, именно этот эффект неожиданного потрясения от очень свежего исполнения, казалось бы, досконально изученной партии, и принес столь оглушительный успех.

Именно с «Травиаты» начался всплеск звёздной популярности артиста. Сказать, что он «проснулся знаменитым», пожалуй, будет натяжкой: оперная популярность далека от известности кино- и телезвёзд. Но начиная с 2006 года за 36-летним, далеко не юным по сегодняшним критериям певцом, начали охотиться лучшие оперные дома, соблазняя его наперебой заманчивыми контрактами.

В том же 2006-м он поет в Венской государственной опере («Волшебная флейта»), дебютирует в роли Хозе в «Ковент-Гардене» («Кармен» с Анной-Катериной Антоначчи имеет оглушительный успех, как и выпущенный диск с записью спектакля, а роль Хозе на многие годы сделается еще одной не только знаковой, но и любимой); в 2007 поет Альфреда в Парижской Опере и «Ла Скала», выпускает первый сольный диск «Романтические арии»…

Следующий, 2008 год, добавляет к списку покорённых «первых сцен» Берлин с «Богемой» и Лирическую оперу в Чикаго, где Кауфман выступил с Натали Дессей в «Манон» Массне.

В декабре 2008-го состоялся пока единственный его концерт в Москве: Дмитрий Хворостовский пригласил Йонаса в свою ежегодную концертную программу в Кремлёвском дворце съездов «Хворостовский и друзья».

В 2009-м Кауфман был признан гурманами в Венской опере в партии Каварадосси в «Тоске» Пуччини (его дебют в этой знаковой роли состоялся годом раньше в Лондоне). В том же 2009-м состоялось возвращение в родной Мюнхен, образно говоря, не на белом коне, но с белым лебедем – «Лоэнгрин», транслировавшийся в прямом эфире на огромных экранах на Макс-Йозеф Плац перед зданием Баварской оперы, собрал тысячи восторженных земляков, со слезами на глазах внимавших проникновенному «In fernem Land» . Романтического рыцаря узнали даже в футболке и кроссовках, навязанных ему постановщиком.

И, наконец, открытие сезона в «Ла Скала», 7 декабря 2009. Новый Дон Хозе в «Кармен» - неоднозначно воспринятый спектакль, но безусловный триумф баварского тенора. Начало 2010 года – победа над парижанами на их поле, «Вертер» в Опере Бастилии, признанный критиками безупречный французский, полное слияние с образом И. В. Гёте и с романтической стилистикой Массне.

Con tutta anima

Хочется отметить, что всегда, когда в основе либретто лежит немецкая классика, Кауфман проявляет особую трепетность. Будь это «Дон Карлос» Верди в Лондоне или недавно в Баварской опере – он вспоминает нюансы из Шиллера, тот же «Вертер» или, особенно, «Фауст», неизменно вызывающие в памяти гётевских персонажей. Образ продавшего душу Доктора неразлучен с певцом на протяжении многих лет. Можно вспомнить и его участие в «Докторе Фаусте» Ф. Бузони в эпизодической роли Студента, и уже упомянутое «Осуждение Фауста» Берлиоза, и «Фауст-симфонию» Ф. Листа, и арии из «Мефистофеля» А. Бойто, включённые в . О его первом обращении к Фаусту Ш. Гуно в 2005 году в Цюрихе можно судить только по доступной в Сети рабочей видео-записи из театра. Но два совершенно различных спектакля текущего сезона – в «Мет», транслировавшийся в прямом эфире в кинотеатрах всего мира, и более скромный в Венской опере, дают представление о продолжающейся работе над неисчерпаемым образом мировой классики. При этом сам певец признаётся, что для него идеальное воплощение образа Фауста – в поэме Гёте, а для её адекватного переноса на оперную сцену понадобился бы объём вагнеровской тетралогии.

Он вообще очень много читает серьёзной литературы, следит за новинками элитарного кино. Интервью Йонаса Кауфмана, причём не только на родном немецком, но и на английском, итальянском, французском языках – неизменно увлекательное чтение: артист не отделывается общими фразами, а рассуждает о своих персонажах и о музыкальном театре в целом взвешенно и глубоко.

Allargando

Нельзя не сказать о ещё одной грани его творчества – камерном исполнительстве и участии в симфонических концертах. Каждый год он не ленится делать новую программу из родных Lieder в тандеме с бывшим профессором, а ныне другом и чутким партнёром Хельмутом Дойчем. Интимность, откровенность высказывания не помешала осенью 2011 собрать полный 4000 тысячный зал «Метрополитен» на таком камерном вечере, чего не было здесь 17 лет, со времён сольного концерта Лучано Паваротти. Особая «слабость» Кауфмана – камерные произведения Густава Малера. С этим мистическим автором он ощущает особое родство, о чём высказывался неоднократно. Уже спеты большинство романсов, «Песнь о Земле». Совсем недавно специально для Йонаса молодой руководитель Бирмингемского оркестра рижанин Андрис Нельсонс разыскал никогда не исполнявшийся вариант «Песен об умерших детях» Малера на слова Ф. Рюккерта в теноровой тональности (на малую терцию выше оригинала). Проникновение и попадание Кауфманом в образный строй произведения изумительно, его интерпретация встаёт в один ряд с классической записью Д. Фишера-Дискау.

График артиста плотно расписан до 2017 года, его все хотят и соблазняют разными предложениями. Певец сетует, что это и дисциплинирует, и сковывает одновременно. «Попробуйте спросить у художника, какими красками он будет пользоваться и что захочет нарисовать через пять лет? А нам приходится подписывать контракты так заранее!» Иные упрекают его за «всеядность», за то, что чересчур смело чередует Зигмунда в «Валькирии» с Рудольфом в «Богеме», а Каварадосси с Лоэнгрином. Но Йонас на это отвечает, что именно в чередовании музыкальных стилей видит залог вокального здоровья и долголетия. В этом ему пример старший друг Пласидо Доминго, спевший рекордное количество самых разных партий.

Нового totontenore, как его прозвали итальянцы («всепоющий тенор») кто-то считает слишком немцем в итальянском репертуаре, и слишком итальянизированным в операх Вагнера. А для Фауста или Вертера ценители французского стиля предпочитают более традиционные лёгкие и светлые голоса. Что ж, о вокальных вкусах можно спорить долго и безрезультатно, восприятие живого человеческого голоса сродни восприятию запахов, так же индивидуально.

Бесспорно одно. Йонас Кауфман – самобытный артист на современном оперном Олимпе, наделённый редким комплексом всех природных данных. Частые сравнения с самым ярким немецким тенором, безвременно погибшим в 36 лет Фрицем Вундерлихом или с блистательным «принцем оперы» Франко Корелли, также обладавшим не только тёмной окраски потрясающим голосом, но и голливудской внешностью, а ещё с Николаем Геддой, тем же Доминго и т.д. кажутся необоснованными. При том, что сам Кауфман воспринимает сравнения с великими коллегами прошлого как комплимент, с благодарностью (что бывает далеко не всегда среди певцов!), он – сам по себе явление. Его актёрские трактовки подчас ходульных персонажей оригинальны и убедительны, а вокал в лучшие моменты поражает отточенностью фразировки, потрясающими пиано, безупречной дикцией и идеальным смычковым звуковедением. Да, сам природный тембр, возможно, кому-то кажется лишённым неповторимой узнаваемой окраски, инструментальным. Но этот «инструмент» сравним с лучшими альтами или виолончелями, а владелец его по-настоящему одухотворён.

Йонас Кауфман бережно относится к своему здоровью, регулярно занимается йоговской гимнастикой, аутотренингом. Любит плавать, обожает пешие и вело-прогулки, особенно в родных баварских горах, на берегу Штарнбергского озера, где теперь его дом. Очень трепетно относится к семье, подрастающей дочери и двум сыновьям. Переживает, что оперная карьера жены принесена в жертву ему и детям, и радуется редким совместным концертным выступлениям с Маргарет Йосвиг. Каждые короткие «каникулы» между проектами стремится проводить с родными, заряжаясь силами для новой работы.

Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann) — немецкий тенор, один из ведущих в мире на сегодняшний день.

Йонас Кауфман сам о себе

Как он пишет в автобиографии на своём официальном сайте: «Большинство людей, которые пишут обо мне, считают, что я всегда был успешным артистом, хотя, на самом деле, был долгий период, когда я сомневался, стоит ли мне вообще заниматься пением, а впоследствии был период, когда на моём жизненном горизонте отсутствовал какой-либо значительный успех. Во время работы по моему первому контракту в Саарбрюккене, меня даже посещала идея совсем бросить профессию. Застряв в середине вокального кризиса, я получал множество разнообразных советов от разных учителей, но ни один из них не мог оказать мне помощи на сколько-нибудь продолжительное время. Некоторые вечера я был в сомнениях, удастся ли уверенно выступить в сегодняшнем представлении, а такие оперные храмы как Ла-Скала и Метрополитан казались так же далеки, как Луна.

Музыка была частью моей жизни с самых ранних дней, и я обязан глубокой любовью к классической музыке своим родителям и семье. Мы вели самую обычную жизнь в мюнхенском округе Богенхаузен в арендованной квартире на пятом этаже одного из множества многоэтажных домов, которые были построены, в том числе, для того чтобы принимать переселенцев, к коим относилась и моя семья, с восточной части страны, когда Советы построили свою стену. Мой дедушка тоже жил в этом же самом доме. Моя мать, воспитатель детского сада по профессии, сидела со мной и моей старшей сестрой, а отец работал в страховой компании. Коллекция грампластинок моего отца, хранившаяся в гостиной, была всецело посвящена классической музыке, включая множество симфонических произведений: Брукнер, Малер, Шостакович и Рахманинов — не самая простая для восприятия музыка. Конечно, кроме этого, у него были Моцарт, Шуберт, Гайдн, а также большое количество оперы на полках. Утром по воскресеньям я и сестра наслаждались, слушая музыку, причём, поощрялось, чтобы мы самостоятельно делали выбор. Затем, мы занимали свои места на коричневом диване — мы любили это.

Ещё у нас было пианино, и я еженедельно брал уроки игры на нём с восьми лет, хотя, честно говоря, меня тогда интересовали более весёлые вещи. С другой стороны, мой дед частенько садился за пианино, в основном, играя Вагнера, кстати, весьма трудного в исполнительском плане, а также мог с удовольствием петь под собственный аккомпанемент, сам при этом исполняя все партии, включая женские, которые он пел фальцетом. Должно быть, он передал мне свою страсть к музыке Вагнера как подарок.

Моей сестре, которая на 5 лет старше меня, и мне стали разрешать ходить самим в оперу довольно рано, потому, что Баварская Государственная Опера Мюнхена также давала представления для детей. До сих пор у меня живо ощущение моих гладко причёсанных волос, вычищенных ногтей и баварского пиджака. Тогда я сидел рядом со своей сестрой на одном из этих представлений в первом ряду, прямо посередине, точно перед дирижёром — давали «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Это было впечатляюще, я до сих пор помню, как прекрасно и волнующе всё это было. Огромный зал, красная бархатная обивка сидений, декорации, костюмы, музыка, а затем аплодисменты. Неожиданно, госпожа, которая только что умерла, теперь стояла перед занавесом, вернувшись к жизни, несмотря даже на то, что эта ужасно печальная госпожа Чио-Чио Сан только что убила себя прямо на моих глазах. Этим я хочу сказать, что для меня опера была по настоящему реальной, подлинной и серьёзной. Так я думал о ней тогда, и в определённом смысле, продолжаю так же думать и сейчас. Даже когда я работаю в качестве исполнителя, готовя роль, для меня все персонажи остаются реальными людьми с искренними эмоциями. Забавно, но моя сестра была не так уж сильно впечатлена. Напротив, после представления она сказала, что сопрано потела так сильно, что у неё потёк грим, и внимание сестры всё время было приковано к этой детали.

Когда я был в начальной школе, я пел в детском хоре. У нас был очень деятельный руководитель, который преподавал в нескольких школах, и однажды мы, малыши из разных школьных хоров были собраны вместе на площади Мариенплатц в центре Мюнхена, прямо перед зданием городской ратуши и пели рождественские хоралы для прохожих. А ещё, мы могли дать волю нашим голосам в народных песнях, вроде “Springt der Hirsch über’n Bach (Олень перепрыгнул ручей)” или “Auf’m Baum singt a Zeisl (Птичье пение на дереве)», исполнявшихся на местном баварском диалекте.

Когда я перешёл в среднюю школу, я и здесь тоже стал петь в хоре, это занятие я не прекращал на протяжение всей школы, даже в тот период, когда у меня ломался голос.

Последние два школьных года стали очень важными для меня по двум причинам. Во-первых, мне предложили музыкальное направление в школьной специализации, во-вторых, меня взяли в состав дополнительного хора Государственного Театра на Гартнерплатц, второго оперного театра в городе. Было объявление в газете, по которому я и попал на прослушивание, успешно пройдя которое, был принят в хор. Теноров всегда не хватало, и всякий раз, когда силы основного хора было недостаточно, для усиления привлекался дополнительный хор. Так, впервые в своей жизни я оказался на оперной сцене. Одним из самых сильных воспоминаний о том времени остаётся близость к солистам, которыми я восхищался. Я мог чувствовать их дыхание, ощущать силу и волнующую нежность их экспрессии — впервые я был полноценным участником всего этого действа. Так, я не только полюбил оперу, но и оставаясь учеником школы, начал приобретать опыт в своей профессии, сам не осознавая этого.

С дипломом об окончании средней школы в кармане, я последовал совету родителей и поступил в Мюнхенский Университет для того, чтобы изучать математику. Они хотели, чтобы я изучал что-то «практичное», «существенное», что-то, что бы я мог впоследствии использовать в работе, как мой отец, который получал приличный доход в страховой компании и мог, таким образом, обеспечивать семью. Я тоже хотел обзавестись семьёй, и мне было вполне понятно, что карьера профессионального певца — довольно рискованное дело, особенно, учитывая то, что певец весьма сильно зависит от состояния своего здоровья, и малейшая простуда может привести к неработоспособности. Кроме того, я уже встречал нескольких хоровых певцов, которые не мечтали ни о чём ином, как только стать успешными солистами.

Я продержался пару семестров в качестве студента-математика, но уверенность в том, что я не был рождён теоретиком, стоящим у доски, росла с каждым днём. Я попробовал пройти прослушивание на вокальное отделение и был тут же принят. Потребовалось немало смелости, чтобы принять судьбоносное решение и распрощаться с перспективами спокойной уверенной жизни, которые обещала профессия математика. Итак, летом 1989 года я начал обучение в Академии Музыки и Театра Мюнхена в качестве будущего оперного и концертного певца.

Во время моего обучения у меня была возможность сыграть несколько маленьких ролей на сцене Баварской Государственной Оперы: «Wurzen», в буквальном переводе — «карлики», так эти скромные роли называются на театральном сленге, когда нам давали спеть одно-два предложения.

Будучи студентом, я получил свою первую настоящую оперную роль в Регенсбург Опера, провинциальном театре небольшого города, примерно в полутора часах пути на поезде из Мюнхена. Для этого пришлось получить специальное разрешение, так как мне предстояло отыграть целых 36 представлений.

Я играл Карамелло, личного парикмахера герцога в комической оперетте Иоганна Штрауса «Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig)», впервые я смог ощутить радость от пения и игры по-настоящему существенной роли, кроме того удовольствие от получения достаточной суммы, чтобы держать заправленным бак моего первого Фольксваген Гольф лягушаче-зелёного цвета. А в случае, если ему требовался серьёзный ремонт, то мне вполне хватало тех денег, которые я получал в BMW, где работал неполный день частным водителем, носил шикарный тёмный костюм и водил один из красивых седанов седьмой серии, полностью упакованный кожаными сидениями и всем, чего только душа пожелать может. Было там, правда, одно условие: мои волосы оказались слишком длинными, так что, пришлось подстричься.

Сразу после моего выпуска летом 1994 года ZBF — государственное агентство занятости для певцов и актёров, которое также подыскивает таланты для немецких общественных театров дало мне мой первый постоянный контракт в Государственном Театре Саарбрюккена на самой западной окраине страны рядом с французской границей. Согласно моему контракту я получал возможность петь свои первые главные роли, будучи постоянно занят, как и любой другой новичок, во всём, что только появлялось на афише, включая мюзиклы и оперетты. Это был, своего рода, двухлетний период ремесленной работы, когда я выучил большое количество репертуара, стал уверенно держаться на сцене и усиленно работал над пением. По окончанию первого сезона, я заметил, что возникает всё больше и больше проблем с моим голосом.

Постоянная хрипота была частью моей повседневной жизни, иногда и во время представления, когда я не знал наверняка, смогу ли продержаться до конца вечера. В довершение этого, у меня не было профессиональной программы занятий и понимания, как справиться со своим голосом — самым главным рабочим инструментом. Только сейчас я понимаю, что делал всё неправильно. Это как ездить всё время на машине, включив неподходящую передачу, что в результате повреждает двигатель. Примерно, то же самое происходило и с моим голосом. Такая ситуация особенно тяжела для профессионального певца, поскольку угрожает самому твоему существованию, но существует негласное строгое табу на все разговоры об этом. Ты можешь спрашивать совета у коллег, которым доверяешь, или консультироваться с экспертами, медиками, и каждый из них даёт тебе разные советы. В конечном счёте, меня спасло то, что я нашёл Майкла Родеса (Michael Rhodes) — американского преподавателя по работе с голосом с огромным жизненным опытом, который давал уроки в Трире. Пришлось ездить туда несколько раз в неделю. Вещи, которым он меня научил переменили всю мою жизнь.

Вкратце, можно сказать, что он, своего рода, археолог, который смог выявить мой «природный голос». Это звучит так просто, когда кто-либо говорит тебе: «Пой своим естественным голосом.» Однако, потребовалось много времени, чтобы избавиться от «модной лепнины» и поверхностных «технических инсталляций», и в результате проявить «фундаментальное основание моей вокальной сущности». Затем он превратился в психолога и дал мне достаточно уверенности в себе, чтобы принять другой, новый звук: «Просто расслабься и пой!» — был его императив, и это было как раз то, что мне нужно в той ситуации. Мой голос стал плотнее и глубже, хрипота исчезла, и мне стало легче работать с моим основным профессиональным инструментом. «Нажать на газ» стало очень просто, но вместе с тем никуда не пропадала и «тонкая калибровка двигателя». Затем произошло, наверное, самое важное, решающее событие: моя профессия начала приносить мне настоящую радость. Я получал огромное удовольствие от выступлений и больше не должен был концентрироваться исключительно на своём голосе, я начал чувствовать, как пение и актёрская игра сливаются внутри меня в единое целое.

Летом 1996 года Государственный Театр предложил мне продлить мой контракт, но я отказался. Я понимал, какой риск на себя принимаю, и это было особенно трудно сделать, учитывая то, что у меня не было никакой другой постоянной работы, но я больше не хотел, чтобы другие принимали за меня решения касательно моей работы; я хотел сам выбирать свои роли, в соответствии с развитием моего голоса, быть уверенным, что не буду ни перегружен, ни недозагружен работой. Это можно сравнить со спортсменом-легкоатлетом, который должен перестраивать свою работу в соответствии с текущим состоянием своей спортивной формы.

Я был особенно рад получить предложение от другого среднего театра в Трире, также на французской границе, принять участие в мировой премьере «Стеклянного Зверинца (The Glass Menagerie)», оперной версии пьесы великого Теннесси Вильямса (Tennessee Williams) на музыку Антонио Бибало (Antonio Bibalo). Кроме великой классики, я всегда интересовался более современными работами, даже ещё когда учился в академии. Эта замечательная опера итало-норвежского композитора была и остаётся почти неизвестной, и наши представления получили очень мало внимания со стороны ведущих СМИ.

Зато потом я получил шанс петь в Штутгартской Государственной Опере, крупном оперном доме с выдающимся хором и современным репертуаром, который был незадолго до того награждён титулом «Оперный театр года». В ноябре 1997 года там состоялся мой дебют в роли арабского учёного Эдриси в опере Кароля Шимановского «Король Роджер (King Roger)».

Чуть позже, я начал участвовать в прослушиваниях для моей первой международной работы: «Так поступают все (Così fan tutte)» Моцарта в миланском Театро Пикколо под руководством режиссёра-постановщика Джиорджио Стрелера (Giorgio Strehler). Работа с этим гением стала настоящей честью для меня, и крайне тяжелым было сожаление всего коллектива, когда Стрелер навсегда покинул нас незадолго до окончания своей работы по постановке в декабре 1997 года.

Роли, которые я пел в последующий период в Штутгарте помогли мне заложить фундамент моих дальнейших успехов: лёгкие лирические роли графа Альмавивы в «Севыильском цирюльнике (Il barbiere di Siviglia)» и второстепенная роль Жакино в бетховенском «Фиделио (Fidelio)». Из романтического итальянского репертуара я получил ведущую теноровую роль Альфреда в «Травиате (La Traviata)». Это было проявлением большого доверия со стороны руководства, так как я зашёл столь далеко, не имея опыта в данном направлении.

Я продолжал улучшать свой концертный репертуар, при этом у меня была возможность продолжить совместную работу с моим бывшим профессором из Мюнхенской Академии Гельмутом Дойчем (Helmut Deutsch). Кроме того, что нужно решать задачи вокального изображения, я вижу концертное пение как диалог между певцом и аккомпанирующим пианистом, который живёт, так сказать, «поэзией момента» и привносит свои тонкие штрихи. Между тем, мы с Гельмутом стали близкими друзьями и дали несколько прекрасных совместных концертов от Эдинбурга до Токио, от Шуберта до Штрауса, и мы всегда с энтузиазмом смотрим на перспективы дальнейших совместных проектов.

Затем обо мне узнал Александр Перейра (Alexander Pereira), который возглавлял Оперу Цюриха с 1991 года и сделал своей миссией поддержку молодых талантов. Он пригласил меня в сентябре 2000 года на роль Флорестано в опере «Леонора (Leonora)» Фернандо Паера (Fernando Paër); немного позже мне был предложен постоянный контракт. Главное преимущество Оперы Цюриха — это исключительный певческий состав, работающий под руководством таких дирижёров, как Николаус Арнокур (Nikolaus Harnoncourt) и Франц Вельзер-Мёст (Franz Welser-Möst). Там я смог расширить свой репертуар в течение ближайших лет до нескольких главных ролей.

В дополнение к моим ролям в Швейцарии, у меня было достаточно времени, чтобы принимать приглашения петь в других театрах и на концертах.

В 2001 году Вильям Мейсон (William Mason), руководитель Лирик Опера Чикаго пригласил меня впервые приехать в Соединённые Штаты, чтобы петь Кассио в «Отелло (Otello)».

Важное предложение мне сделал Петер Ружичка (Peter Ruzicka), благодаря которому я попал на Зальцбургский Фестиваль 2003 года на роль Бельмонте в моцартовском «Похищении из Сераля (Die Entführung aus dem Serail)», режиссерском дебюте молодого норвежца, Стефана Херхайма (Stefan Herheim), породившего бурю разногласий, которая помешала певцам хорошо выступить. До сих пор меня раздражает непонимание со стороны зрительской аудитории, которая изливала своё недовольство на нас, исполнителей «за компанию» с постановщиком, который в тот момент отсутствовал: громкое шиканье и свист, нарушения порядка во время действия, которые были направлены на то, чтобы прервать представление. Это примерно то же самое, что обвинять строителя в странном дизайне здания — всем ведь понятно, что это вина архитектора. Тем временем, Херхайм стал очень успешным на международной сцене и даже получил овации изысканной Байротской аудитории за свою постановку «Парсифаля (Parsifal)» на фестивале 2008 года.

Огромный шаг вперёд в своей профессиональной жизни я совершил в феврале 2006 года, роль Альфредо в «Травиате» стала моим дебютом в нью-йоркском Метрополитан Опера. Джеймс Левайн (James Levine), музыкальный директор Метрополитан пригласил меня на прослушивание в Мюнхен, а затем рекомендовал меня на роль. Для меня, как немца, это была по-настоящему уникальная возможность петь эту партию из итальянского репертуара на «певческом Олимпе». И вот, спустя семнадцать лет, после того как я начал учиться классическому пению, я стоял рядом с Анджелой Георгиу (Angela Gheorghiu) на сцене Метрополитан Опера в Нью-Йорке перед почти четырьмя тысячами зрителей. Когда публика, смотревшая премьеру, стала аплодировать стоя, моё сердце провалилось в желудок, а ноги настолько перестали мне подчиняться, что я обнаружил себя опускающимся на колени, и пришлось приложить усилие, чтобы стать прямо. Возможно, это всё звучит претенциозно, но я чувствовал себя именно так. Это были действительно наиболее волнующие и важные овации в моей профессиональной карьере. Когда они, наконец, замерли, я начал осознавать, что на самом деле значит успех, и внезапно вспомнил Фрэнка Синатру: «If you can make it there, you’ll make it anywhere! It’s up to you – New York, New York! (Если ты можешь это здесь, ты сможешь это везде! Всё зависит от тебя — Нью-Йорк, Нью-Йорк!)»

Плодотворное сотрудничество с дирижёром «Нью-Йорк продакшн», Марко Армилиато (Marco Armiliato) привело впоследствии к записи моего первого сольного альбома «Романтичные арии (Romantic Arias)».

Данная биография Йонаса Кауфмана, написанная им самим, взята с его официального сайта.

– немецкий оперный певец, тенор.

Фото: http://www.belcanto.ru/kaufmann.html

Биография Кауфмана Йонаса

Его отец работал в страховой компании, а мать была воспитательницей детского сада. Йонас рос со старшей сестрой и начал учиться игре на фортепиано, когда ему было восемь лет.

В 1989 году поступил в Мюнхенскую высшую школу музыки и театра по классу сольного пения. Параллельно с учёбой начал исполнять роли в Баварской государственной опере.

Музыкальное образование певец получил в родном Мюнхене, его карьера началась в 1994 году на сцене Государственного театра Саарбрюкена. Однако уже очень скоро одаренным вокалистом заинтересовались другие немецкие театры (Штутгартская опера, Гамбургская государственную опера), а затем он дебютировал и на международной сцене – в Лирической опере Чикаго, парижской Опера Гарнье и театре Ла Скала.

Разведен. Был женат на певице Маргарет Йосвиг. Трое детей.

Оперная карьера Кауфмана Йонаса

В последние годы состоялось несколько триумфальных дебютов певца в крупнейших оперных театрах мира:

На сцене Ковент-Гарден он пел в опере «Ласточка» с Анджелой Георгиу;

в новой постановке «Кармен» (2007) под управлением Антонио Паппано;

партию Альфреда в «Травиате» исполнил в Метрополитен-опера и Лирической опере Чикаго;

партию Тамино в «Волшебной флейте» – в Баварской государственной опере (Мюнхен), Венской государственной опере и Метрополитен-опера; партию Бельмонта в «Похищении из сераля» – на Зальцбургском фестивале;

партию Фауста в «Осуждении Фауста» – в театре Ла Монне (Брюссель), а партию Флорестана в опере «Фиделио» – в театре Ла Скала под управлением Риккардо Мути.

На Зальцбургском фестивале Кауфман дебютировал в 1999 году, спев в новой постановке оперы Бузони «Доктор Фауст».

А в 2003 году вновь принял участие в фестивале, исполнив партию Бельмонта в «Похищении из сераля» и вокальную партию в 9-й симфонии Бетховена с Берлинским филармоническим оркестром.

Начиная с 2001 года певец тесно сотрудничает с Цюрихским оперным театром.

На его сцене он исполнял заглавные партии в операх «Идоменей, царь Критский», «Милосердие Тита», «Фьеррабрас» Шуберта, «Фауст» Гуно, а также партии Нерона в «Коронации Поппеи», Герцога в «Риголетто», Флорестана в «Фиделио», Тамино в «Волшебной флейте» и Бельмонта в «Похищении из сераля».

В 2006 году, на той же сцене, он дебютировал в заглавной партии в опере Вагнера «Парсифаль». В том же году состоялся его дебют в партии Вальтера фон Штольцера в концертной постановке «Мейстерзингеров» на Эдинбургском фестивале (дирижировал Дэвид Робертсон). До этого в Эдинбурге он исполнял партию Макса в опере «Вольный стрелок» под управлением Чарльза Маккерраса.

В начале 2007 года Кауфман дебютировал в партии Дона Карлоса в Цюрихе. Также в последние несколько сезонов он часто пел в опере «Травиата» на сценах Метрополитен-опера, Ла Скала, Цюрихского оперного театра, а также в новой постановке на сцене парижской Опера Бастиль.

В мае 2008-го он дебютировал как Каварадосси в Ковент-Гардене, и снова артисту сопутствовал успех. В 2008-2009 в Чикаго (Chicago) он пел в "Манон" (Manon) и исполнил главную партию в "Лоэнгрине" (Lohengrin) в родном Мюнхене. Йонас также спел Лоэнгрина на открытии Байройтского фестиваля (Bayreuth Festival) в 2010 году.

В январе 2008-го вышел его первый релиз "Romantic Arias" на "Decca".

Он также за писал шубертовский цикл песен на той же студии звукозаписи и партию Пинкертона (Pinkerton) из "Мадам Баттерфляй" на " ".

В январе 2010-го он исполнил ведущую партию в "Вертере" (Werther) Жюля Массне (Jules Massenet) в Опера Бастилия (Opéra Bastille); выступление было записано и вышло на DVD в ноябре того же года.

В апреле 2011 он вернулся в Метрополитен-Опера как Зигмунд (Siegmund) в новой постановке вагнеровской "Валькирии" (Die Walküre), второй части "Кольца Нибелунга" (Der Ring des Nibelungen).

Йонас Кауфман появился на свет 10 июля 1969 года в баварском Мюнхене (Munich). Его отец работал в страховой компании, а мать была воспитательницей детского сада. Йонас рос со старшей сестрой и начал учиться игре на фортепиано, когда ему было восемь лет. Кроме того, в гимназии он пел в школьном хоре. Страсть к опере привил ему дедушка, поклонник Вагнера (Wagner), живший этажом выше и часто спускавшийся к внукам, чтобы спеть на разные голоса что-нибудь из произведений любимого композитора. Отец с матерью поощряли интерес к классической музыке у детей, а свою первую оперную постановку, феерическую "Мадам Баттерфляй" (Madama Butterfly), Йонас увидел в возрасте пяти лет. Однако после окончания школы Кауфман, усиленно изучавший математику и отлично разбиравшийся в технике, стал студентом математического факультета Мюнхенского Университета (Ludwig Maximilian University of Munich) – семья решила, что у мужчины должна быть надежная профессия. Он продержался в университете два семестра, и в 1989 году все-таки ушел в Мюнхенскую высшую школу музыки и театра (University of Music and Performing Arts Munich), где занимался вокалом. Во время учебы он исполнил несколько небольших ролей в Баварской государственной опере (Bavarian State Opera) и окончил высшую школу в 1994 году с двумя дипломами, оперного и камерного певца.

Увы, в консерватории, о которой, кстати говоря, Йонас Кауфман не особенно любит вспоминать, ему ставили голос таким образом, чтобы он пел как легкий и светлый тенор. Его профессиональная карьера началась в небольшом театре на западе Германии (Germany), в Саарбрюккене (Saarbrücken), и почти два года сегодняшняя звезда мировой оперы выходила на сцену в крошечных ролях, пока неправильная постановка вокала вовсе не лишила его голоса. Счастливый случай – точнее, немолодой бас из той же оперной труппы, - свел его в 1995 году с американским барионом Майклом Родесом (Michael Rhodes), который буквально спас молодого артиста, обучив его совершенно новой технике пения и раскрыв великолепный темный природный тембр Йонаса, при котором его голос обретал удивительную силу и гибкость. В своей книге "Meinen die wirklich mich?" певец назвал встречу с Родесом самой большой своей удачей, которая и привела его к успеху.

Вскоре Кауфмана, который раскрылся с новой, необычной для германской оперной сцены стороны, пригласили выступить в таких немецких театрах как Штутгартская опера (Stuttgart Opera) и Гамбургская государственная опера (Hamburg State Opera). Не заставили себя ждать и дебюты в Лирической опере Чикаго (Lyric Opera of Chicago), Парижской национальной опере (Opéra National de Paris) и легендарном миланском театре Ла Скала (La Scala). В 1999 году он дебютировал на Зальцбургском фестивале (Salzburg Festival) в новой постановке "Доктора Фауста" (Doktor Faust) Ферруччо Бузони (Ferruccio Busoni) и вернулся на фестиваль в 2003-м как Бельмонт (Belmonte) в "Похищение из сераля" (Die Entführung aus dem Serail) Моцарта (Mozart). Кроме того, он исполнял бетховеновскую Девятую симфонию (Symphony No. 9) в сопровождении Берлинского филармонического оркестра (Berlin Philharmonic).

В 2006-2007 Кауфман пел в Ковент-Гардене (Covent Garden), с большим успехом исполнив партию Дона Хозе, а также спел Альфреда (Alfredo) в "Травиате" (La Traviata) Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) в Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) и Ковент-Гардене в 2008-м. В мае 2008-го он дебютировал как Каварадосси в Ковент-Гардене, и снова артисту сопутствовал успех. В 2008-2009 в Чикаго (Chicago) он пел в "Манон" (Manon) и исполнил главную партию в "Лоэнгрине" (Lohengrin) в родном Мюнхене. Йонас также спел Лоэнгрина на открытии Байройтского фестиваля (Bayreuth Festival) в 2010 году.

В январе 2008-го вышел его первый релиз "Romantic Arias" на "Decca". Он также записал шубертовский цикл песен на той же студии звукозаписи и партию Пинкертона (Pinkerton) из "Мадам Баттерфляй" на "EMI". В январе 2010-го он исполнил ведущую партию в "Вертере" (Werther) Жюля Массне (Jules Massenet) в Опера Бастилия (Opéra Bastille); выступление было записано и вышло на DVD в ноябре того же года.

В апреле 2011 он вернулся в Метрополитен-Опера как Зигмунд (Siegmund) в новой постановке вагнеровской "Валькирии" (Die Walküre), второй части "Кольца Нибелунга" (Der Ring des Nibelungen). Вся тетралогия появится на сцене нью-йоркского театра до конца сезона 2012 года.

Кауфман женат на меццо-сопрано Маргарет Йосвиг (Margarete Joswig), с которой познакомился еще в Саарбрюккене. У них трое детей, они живут в Цюрихе, Швейцария (Zürich, Switzerland).