Галера «Принципиум. Галерных дел мастера Устройство средневековой галеры

Хотя галеры и использовались как торговые суда, но все же главное их предназначение - это боевой корабль. Галера обладала отличными ходовыми качествами на весельном ходу. Скорость галер могла достигать 9 узлов. На верхней палубе располагались скамьи, на которых размещались гребцы. Им необходимо было одновременно хвататься за весло, так как запаздывающий мог получить веслом от сидящего сзади. Поэтому нередко на галерах находились барабанщики, которые задавали ритм.


Ареал распространения галер - Средиземноморье, где зачастую в летнее время была безветренная погода, что затрудняло использование парусных судов.


Впервые галеры появились в V-VI веке в Венеции и были распространены вплоть до середины XIX века.


Виды галер



Галеры видоизменялись на всем протяжении своего использования, но основных видов было два:


  • Зензильные галеры и это прежде всего боевые корабли. Они имели узкий корпус, который обеспечивал большую скорость и отличную маневренность.

  • Галера-бастарда имела широкий корпус с округлой кармой. Это обеспечивало хоть и меньшую скорость, но большую вместительность. Эти галеры использовались в основном купцами для торговли.

Галеры можно также классифицировать по числу скамеек (или как их еще называли - ) для гребцов. Галеры с 18-22 банками назывались фуста. С 14-20 банками - галеота. Галеры с 8 банками назывались бригантины.


Вооружение галер и способы ведения боя




Основной боя у галер являлся таран противника и его абордаж. Артиллерийское вооружение галер было слабым. Тяжелое орудие располагалось на носу галеры и было окружено двумя или четырьмя орудиями меньшего размера. После тарана корабля неприятеля команда галеры переходила в абордаж. На вооружении команды находились как и арбалеты, так и огнестрельное оружие.


В огнестрельной перестрелке в результате того, что гребцы располагались на верхней палубе, они гибли в первую очередь. Гребцами в основном были рабы, но зачастую в качестве гребцов выступали и сами воины.


Русские галеры




Первая русская галера была сконструирована на Астраханской верфи в 1670 году. В 1696 году на Преображенской верфи собрали 32-весельную двухмачтовую галеру («Адмирал Лефорт»). Детали для этой галеры были привезены из Голландии. По чертежам этой галеры на Воронежской верфи было построено еще 23 галеры. На Олонецкой верфи в присутствии Петра I 29 июня 1703 года была заложена первая галера для Балтийского флота. Всего за период правления Петра I построили 260 галер. Их строительство прекратилось в XVIII веке.

Сознание необходимости морского флота для России нашло яркого выразителя в лице Петра I, энергия которого, влечение к морскому делу и поставленные политические задачи побудили ускоренным темпом приняться за создание флота. Еще 17-летним юношей он при содействии иностранных руководителей икорабельных мастеров-голландцев, оставшихся в Москве после постройки судов в Дединове, строит флотилию на Переяславском озере под Москвой. В 1692 г. на переяславской верфи были построены два малых фрегата и три яхты, причем Петр сам принимал личное участие в работах, вплоть до плотничьих. Не удовлетворившись этим, Петр в 1693 г. едет в Архангельск «провожать иностранные корабли». Там он закладывает верфь и строит два корабля, а третий заказывает в Голландии. В следующем году он опять едет в Архангельск вооружать выстроенный корабль Св. Павел и принимать пришедший из Голландии 44-пушечный фрегат Св. Пророчество. С флотом из трех кораблей он выходит в Белое море и провожает иностранные корабли.

Эти первые попытки к созданию военного флота не могли удовлетворить Петра. Белое море по кратковременности навигации являлось тесным для его замыслов. Покинув Архангельск и обратив построенные им корабли в торговые, Петр предпринимает поход против турок. Первый азовский поход Петра (1695 г.) был неудачен; штурмы крепости с суши были отбиты, а сама она беспрепятственно получала с моря боевые запасы и провизию, так как флота у русских не было.

Исход первого азовского похода доказал необходимость флота, и начинается серьезное строительство кораблей для второго азовского похода.

В 1694 г. Петром была заказана в Голландии 32-весельная галера, предназначавшаяся для отправки в Каспийское море; она была доставлена на корабле по частям в Архангельск. Велено было спешно доставить ее в Москву, и в селе Преображенском на лесопильном заводе немедленно началось изготовление по этому образцу отдельных частей для 22 галер и 4 брандеров. К этой работе были привлечены как местные, так архангельские и вологодские плотники, иноземцы и солдаты. В Воронеже была основана судостроительная верфь, куда переправлялись части галер для сборки. Несмотря на новую тяжелую работу и ряд неполадок, суда эти были выстроены в 3 месяца. Наибольшая длина этих галер 38 м, длина по ватерлинии

29 ж, ширина по корпусу 6 м, высота от киля до палубы 3,8 .м, вооружение - от трех до пяти медных 5- и 2-фунтовых пушек, команды 130-170 человек (рис. 164). і

Кроме того, в Воронеже были заложены два 36-пушечных корабля Ап. Петр длиною 35 м, шириною 7,6 м и Ап. Павел длиною

30 м, шириною 9 м; оба они походили по типу на современные им иностранные корабли 4 ранга. Для перевозки войск в Воронеже,

^■ Первое время у русских галеры назывались каторгами и фуркатаии, 3 корабли галеасами, но затем они получили обычные названия.

Козлове и других окрестных городах было приказано выстроить 1300 стругов (плоскодонных барж) и 100 плотов.

В мае 1696 г. двинулся по Дону первый отряд из 8 галер во главе с галерой Принципиум, которой командовал сам Петр; затем отправились и остальные суда, кроме корабля Ап. Павел, который не был готов. На рис.165 показан корабль Ап. Петр и галерыперед Азовом.

После взятия Азова 18 июля 1696 г., на совещаниях по военным делам Петр высказал свое мнение «ничто же лучпіе мню быть, еже воевать морем, такоже зело близко есть и удобно многократ паче нежели сухим путем, к сему же потребен есть флот». Было решено «корабли сделать со всею готовностью и с пушками и с мелким ружьем,

Рис. 1С4. Первые русские галеры.

как им быть к войне»; участие в постройке кораблей должен был принять весь народ, ибо это требовало средств больших тех, которыми располагало государство.

Были образованы «кумпанства», т.е. компании. Все помещики, имевшие больше 100 крестьянских дворов, должны были, соединившись вместе, за каждые 10 ООО дворов предоставить один вполне оборудованный корабль. Духовенство - за каждые 8000 дворов - один корабль. Купцы и горожане, сорганизовавшись, должны были выстроить 12 кораблей. Владельцы, имевшие менее 100 дворов, облагались денежным сбором по полтине со двора. Срок всем был дан 1 апреля 1698 г. Купцы, чтобы не связываться с этим непонятным для них делом, дума.чи отделаться от повинности взносом денег, но Петр для прекращения подобных попыток прибавил им еще 2 корабля. Владельцы имений составили 18 кумпанств, духовенство 17, а купцы 14. Лес для постройки кораблей давался правительством, оно же принимало иа себя заботу о найме корабельных мастеров, которые были вызваны из Голландии, Швеции, Дании и Венеции.

Для ведения всех дел по постройке кораблей, число которых определялось в 52, 1 был образован Владимирский судный приказ, прототип адмиралтейства других стран.

Верфь в Воронеже была расширена, построены склады для леса, магазины для хранения корабельных частей и вооружения, мастерские и цейхгаузы (склады). В некоторых местах, ближе к Дону, были оборудованы и другие верфи. Часть кумпанств приступила к работе, другие отлынивали и приходилось грозить им строгими указами; работа была трудная, небывалая до того в России, а потому встречала непонимание и недоброжелательство. Не все иностранные кораблестроители оказывались сведущими, а потому Петр решил сам ознакомиться с делом на лучших европейских верфях, каковые были в то время в Голландии иАн-глии, и пригласить оттуда лучших специалистов; кроме того, решено было послать 69 молодых людей за границу для обучения корабельному и морскому делу. В инструкции, данной им, указывается: «знать чертежи или карты, компасы и протчие признаки морские, владеть судном как в бою, так и в простом шествии и знать все снасти или инструменты, к тому принадлежащие - паруса, веревки, а на каторгах весла и протчая». Особая царская милость полагалась тем, кто б}"дет «знать как делать те суды, на которых они искушение свое приемлют».

В 1697 г. во главе с адмиралом Лефортом выехало из Москвы за границу посольство, в которое под именем Петра Михайлова входил сам царь. Поездка продолжалась полтора го да; в течение этого времени Петр сначала простым плотником работал по постройке корабля, от закладки до спуска на воду, в Амстердаме на верфи Ост-Индской компании. Неудовлетворенный тем, что голландцы «строят суда просто по навыку и опыту бе."з всяких хитростных чертежей», Петр уехал в Англию, где занимался на королевской верфи в Дептфорде, составляя под руководством опытных строителей чертежи кораблей.

Перед возвращением в Россию он принял на русскую счужбу опытного голландского адмирала Крюйса, пять капитанов кораблей

1 Стоимость корабля по расценке того времени была около 10 ООО рублей.

и много моряков и матросов (всего около 600 человек); часть из них были англичане, а часть голландцы.

Тем временем корабли продолжали строить на воронежских верфях; срок постройки был продлен до конца 1698 г., но зато кум-панствам было предложено выстроить еще 19 кораблей, а затем еще 6, но фактически из них было заложено только 12. К назначенному сроку корабли были почти готовы, хотя из-за спешности постройка велась пз сырого невыстоявшегося леса; из-за этого, а также вследствие неудовлетворительности чертежей имели место различные переделки. Построенные корабли состояли из таковых, соответствующих 4-му рангу иностранных (см. § 10), ^ затем из шестибомбардирских судов и двенадцати галер. Корабли были длиною до 35 м, шириною 8-10 л«, осадкой 2,0-2,5 .и и вооружены 26-44 пушками, послед-


Рис. 166. Постройка кораблей на Воронежской верфи,

ние были 12-, 6-, 4-фунтовые и картечницы. Бомбардирские суда, длиною 25-2Sm, шириною 8,5 ^и, были вооружены двумя мортирами и несколькими 24- и 12-фунтовыми пушками. Галеры были крупнее: длина наименьшей была 41 м, наибольшей 53 л<, ширина 7,3 м, вооружение состояло из одной 20-фунтовой пушки и нескольких 6- и 3-фунтовых и картечниц. Пушки частью приобретались заграницей, частью изготовлялись на тульских заводах. Кроме того, шведский король Карл XI подарил в 1697 г. Петру 300 пушек,которые были перевезены в Воронеж.

На рис. 166 показан общий вид постройки кораблей на Воронежской верфи (по старинной гравюре). По возвращении из-за границы, Петр, вместе с Крюйсом и вновь назначенным адмиралом Головиным, поставленным во главе флота, прибыл в Воронеж. Там он занялся приведением в порядок и исправлением плохо построенных кораблей, поручив наблюдение за этим делом Крюйсу; последний одновременно

^ По неустановившейся еЩе голландско-венецианской терминологии эти корабли сначала называли 6apEanoBa.4h (Ьагса longae) и варвариысБшш судами, т. е. построенными по образцу мавританских.

ста.ч устанавливать однообразную терминологию частей корпуса и вооружения, так как происходила невероятная путаница в этом отношении, особенно при выписке отдельных изделий и контроле работ.

к весне 1700 г. корабли кумпанств были готовы и приняты. * Однако постройка их была далека от совершенства; имея по большей части деревянное крепление частей, они рассыхались и текли, тем более что были плохо проконопачены и осмолены. В отзыве голландского резидента Гульста, посетившего Воронеж, говорится, что из 30 кораблей лишь 4-5 исправные, остальные стоятнемногого. Поэтому Петр еще из Голландии прекратил постройку кораблей по старым образцам и решил дальше строить средствами правительства, которое уже располагало достаточным числом корабельных мастеров, хорошими чертежами и накопило опыт в этом деле. Был заложен 58-пушечный корабль Пре-дестинация длиною 36 ж, шириною 9,4 м\ он был построен по чертежам, привезенным иэ Англии, и подобен английским кораблям того времени, что видно из сравнения рис. 167 с рис. 72 и 73. Вначале сам Петр был строителем этого корабля, но по отъезде поручил это дело двум первым русским корабельным инженерам Скляеву и Верещагину, обучавшимся в Венеции. Одновременно английский кораблестроитель Иосиф Най начал постройку другого 56-пушечпого корабля Черепаха, а итальянец Яков Моро приступил к постройке «великого галеаса» длиною 50 м, шириною 9,4 м - роскошно отделанного корабля, который Петр предполагал иметь для торжественных выездов. 2

Рис. 167. Корабль Предестинщия.

г Вся работа постройки кумпаиствами кораблей обошлась им в суммупеле 14 лет, после спуска иа воду простоял столько же лет у оерег^ был разломан.

Всего было построено казною 11 кораблей.Управление кораблестроением и заведывание корабельными лесами было переведено из Владимира в «Московский адмиралтейский приказ» с назначением «адмиралтейцем» стольника Ф. Апраксина - в будущем генерал-адмирала флота.

С целью заключения наиболее выгодного мира с Турцией Петр, в число требований которого входило свободное плавание русских военных кораблей в Азовском и Черном морях, решил демонстрировать свой флот перед Турцией. В составе эскадры из 11 кораблей (больше не удалось собрать из-за недостатка команды), нескольких галер и других небольших судов он вышел в Азовское море. В эскадру входил адмиральский 62-пушечный корабль Скорпион, вице-адмиральский 34-пушечный Благое начало, 32-пушечный Цвет войны шаут-бенахта (контр-адмирала), 42-пушечный Отворенные врата, которым командовал царь под именем Петра Михайлова; остальные корабли, под командой инострапных командиров, имели от 22 до 46 пушек. На 46-пушечном корабле Крепость был отправлен в Константинополь русский посол Украинцев, которого до Керчи сопровождала русская эскадра. Неожиданное появление русских кораблей в Черном море произвело сильное впечатление на Турцию; был заключен мирный договор на 30 лет, по которому Азовский край и часть побережья Азовского моря отходили к России, но вопрос о свободном плавании русских кораблей в Черном море остался открытым.

В 1700 г. началась война со шведами, отвлекшая внимание Петра на север, к Балтийскому морю; война эта продолжалась 21 год. Закладываются новые верфи на Онежском, Ладожском озерах, на Свири, в Олонце (Лодейном Поле), а затем и в новой столице Петербурге. Однако неустойчивые отношения с Турцией, возбуждаемой Швецией против России, заставляли продолжать постройку кораблей в Воронеже, а также на новых верфях в Таврове (близ Воронежа) и в Таганроге. Готовые суда переводились в Азов, часть особенно плохих превратили в провиантские склады, некоторые старые корабли прогнили, несколько крупных 80-пушечных кораблей нельзя было спустить на воду из-за обмеления рек Воронежа и Дона, и они были разобраны. Когда в 1710 г. Турция объявила войну России, то Крюйс, посланный в Азов, мог собрать только эскадру из 4 линейных кораблей, вместо намеченных 19, 3 шняв, 2 бригантин и 2 галер. Турецкий же флот, посланный в Азовское море, состоял из 18 кораблей и 14 галер; однако ни с той, ни с другой стороны никаких действий на море, кроме мелких стычек, не происходило. Дальнейшие мероприятия по усилению Азовского флота были прекращены заключением мира с Турцией (после неудачного Прутского похода), по которому вся Азовская область возвращалась обратно Турции. В 1712 г. Азов и Таганрог были разрушены русскими же, пушки отправлены внутрь страны, часть кораблей продана Турции, остальные сожжены. Воронежское строительство закончилось, мастера и рабочие отправлены в Петербург, куда возвратился и Крюйс с командирами и командами кораблей. Недостроенные корабли на воронежских верфях до 1727 г. стояли на стапелях, пока пожар не уничтожил их и оборудование верфи.

В дальнейшем все мероприятия были направлены на создание военного флота в Балтийском море. Начало войны со шведами ознаменовалось появлением шведской эскадры из 5 фрегатов и 2 галиотов в Белом море и нападением их на Архангельск, окончившимся неудачей, - один фрегат сел на мель и был взят, равно как и оба галиота, остальные ушли. Петр велел укрепить Архангельск и начать там постройку двух малых фрегатов, которые были закончены в 1702 г. В том же году была взята шведская крепость Нотебург (нынешний Шлиссельбург) при выходе Невы из Ладожского озера, а в 1703 г. крепость Ниеншанц на Неве и заложен новый город - Петербург; путь русскому флоту из Ладожского озера к морю был открыт и нужно было усиленно создавать этот флот.

В дополнение к указанным выше верфям создается верфь на реке Сяси, впадающей в Ладожское озеро, и на ней заложено шесть 18-пушечных фрегатов (с трехфунтовыми пушками) и несколько малых судов. Для ускорения дела их разрешено строить из невыстояв-шегося леса и из тесаных, анепиленыхдосок, таккакпилбыломало, и русские плотники, хорошо владея топором, не были приучены к пользованию пилами. Ввиду медленности постройки была основана еще верфь в Новгороде (на Волхове) для постройки шести фрегатов длиною 20-30 м, пяти яхт и пяти других судов. В Олонце был заложен 24-пушечный фрегат Штандарт длиною 24 м, шириною 7,3 м, осадкой 2,7 м, два шмака, один флейт, один галиот и четыре бота. Малые суда строились на верфях в Старой Ладоге, на реках Луге и Ижоре; галеры строились в отнятом от шведов Выборге. Кроме того, была проведена грандиозная работа по перетаскиванию сушей из Архангельска в Онежское озеро, а оттуда в Ладожское озеро и Неву двух построенных там фрегатов.

Первые корабли, построенные на Олонецкой верфи, соответствовали 4-му рангу английских и голландских кораблей; они имели высокие кормы с расположенными в них пушками и одну или две батарейные палубы. Так как эти корабли были тяжелы на ходу, то при эскадре были более быстроходные суда - шнявы (рис. 168), имевшие две мачты с прямыми парусами и 12-16 пушек, расположенных на открытой палубе. Отношение длины к ширине у них равнялось 4, тогда как у кораблей около 3. Малые суда носили название пгааков, флейтов, буеров, галиотов и ботов. Шмаки - небольшие бриги - имели две мачты с косыми парусами и кливер; флейты имели также две мачты, подобно шмакам; буера (рис. 169) имели одну мачту с марселем и одну малую в корме с бизанью; бригантины, боты и др. имели одну мачту с тендерским вооружением (рис. 170). Малые суда могли ходить и под веслами; вооружение их состояло из нескольїїих мелких пушек, кроме крупных галер, во флоте были еще небольшие (длиною до 30 м) быстроходные галеры - скамнавеи (от итальянского слова всатраг via - убегать); они имели три мачты с косыми парусами и 20 весел.

В 1704 г. Балтийский флот состоял из десяти фрегатов, вооруженных 22-43 шестифунтовыми пушками, и девятнадцати других судов.

На мели у острова Котлина была построена крепость Крон-шлот. Подступившая к ней шведская эскадра была отбита. Петер бург был защищен с моря, мог принимать торговые корабли, приходившие из-за границы, а также вести постройку кораблей у себя. На всех верфях усиленно строились корабли и направлялись в Петербург, а 5 ноября 1704 г. в нем была заложена адмиралтейская


верфь и строителем назначен Федосей Скляев - лучший русский кораблестроитель того времени.

После поражения шведов под Полтавой, взятия Выборга, Ревеля, Риги и др. городов строительство кораблей с целью усиления Бал-


Рис. 170. Шведский бот Гедон, взятый русскими в 1703 г.

тийского флота получило широкое развитие. Корабли строились в Архангельске (три фрегата перешли морем в Петербург), а также и на других верфях. Крупные корабли преимущественно строились в Петербургском адмиралтействе (на месте нынешнего); на рис. 171


показан общий вид постройки кораблей с расположенными по концам адмиралтейства складами корабельных частей и лекал, магазинами и кузницами. В устье Невы на «Галерном острове» (ныне завод им. Марти) строились галеры, а на взморье для ремонта и стоянки их была устроена «Галерная гавань», сохранившая и поныне свое название.

В 1712 г. был спущен на воду первый построенный в Петербурге под наблюдением самого Петра 54-пушечный корабль Полтава (рис. 172). Все управление флотом и кораблестроением переведено из Московского приказа в Петербург, объявленный в 1713 г. столицей государства.


Рис. 172. 54-пушечный корабль Полтава.

До 1711 г. в Балтийском флоте было мало линейных кораблей. Ядро флота составляли 20-26-пушечные фрегаты и шнявы; к ним присоединялись брандеры, ирамы - небольшие плоскодонные суда, мелкосидящие, с полными обводами, носившие 18-30 пушек крупного (по тому времени) калибра, шмаки, галиоты, транспорты и др. Кроме того, была еще отдельная эскадра - галерная. Каждая галера имела одну 24-фунтовую пушку и 14-16 пушек малого калибра, к галерной эскадре присоединялись бригантины (вооруженные трехфунтовыми пушками) и провиантские суда; последние Ходили на буксире у галер и бригантин. В период с 1703 по 1711 г. с русских верфей было спущено 20 кораблей и фрегатов, из них 11 на Олонецкой верфи (в том числе один 50-пушечный корабль Пернов), ^5 Шняв, 2 бомбардирских корабля, 4 прама и 170 малых судов. Построены они были плохо, так что из указанных 20 кораблей и фрегатов в 1712 г. участвовало в кампании только 9, остальныенаходились в тимберовке, а часть фрегатов и шняв обращены в брандеры, т. е. признаны неспособными носить артиллерию.

В Петербурге под личным наблюдением Петра дело шло лучше. С 1712 г. строятся крупные линейные корабли. Кроме Полтавы, построены 60-пушечные корабли Екатерина, Нарва, Ревель, Шлиссельбург, Ингерманланд и Москва. На рис. 173показан64-пушечный корабль Москва. Петр принимал участие в постройке кораблей и лично утверждал их чертежи. На рис. 174а и 1746 показан утвержденный им чертеж 100-пушечного корабля. Так как осадка означенных кораблей превышала Ъ,2м, то для зимовки их была устроенагавань на о. Котлине.

Наиболее деятельными кораблестроителями Петровской эпохи былиСкля-ев и Броун, построившие по 11 кораблей, затем Ко-зенц и Най, построившие по 6 кораблей. В Архангельске строитель Выбе-Ганс построил 9 кораблей. Большую помощь в деле постройки галер и организации галерного флота оказывал венецианец Боцис, перешедший в 1703 г. из венецианского флота в русский; в должности шаутбенахта он удачно действовал во главе галерного флота в войне со шведами.

Кроме постройки кораблей у себя, Петр решил увеличить флот покупкой кораблей за границей. Для этого в Данию и Голландию был командирован корабельный мастер Салтыков; им был приобретен в Голландии 50-пушечный корабль Антоний (длина 40 м, ширина 11 л). В своем донесении Салтыков упоминает, что этот корабль, построенный из дуба с железным креплением, обошелся в 35000 гульденов (около 19 ООО рублей по цене того времени) без пушек, что составляет лишь ^/д стоимости постройки кораблей в России из соснового леса с деревянным креплением. Кроме того, были еще куплены два фрегата - 32-пушечный Самсон и 22-пушечный Св. Яков.

Все верфи были загружены постройкой судов; к 1712 г. пришли и корабли, купленные за границей, а также совершившие переход морем из Архангельска.

Война со Швецией продолжалась как на суше, так и на море-У шведов в Финском заливе был сильный флот, препятствовавший русской морской торговле. Весной 1713 г. было решено вытеснить

Рис. 173. 64-пушечиый корабль Москва.

шведов из Финского залива, овладев Финлядией. Был собран флот из 93 галер, 60 бригантин и 50 разных малых судов; на галерах было десанта 16000 человек. Под общим командованием адмирала Апраксина флот вышел шхерами к Гельсингфорсу; корабельный флот из 7 кораблей, 4 фрегатов и 2 шняв под командой вице-адмирала Крюйса пошел морем. Русскими были заняты города Гельсингфорс, Або и Борго, а затем вся Финляндия присоединена к России.

Рис. 174а. Теоретический корпус 100-пушечного корабля, утвержденный лично Петром I.

Морской же флот потерпел неудачу: при встрече с неприятельским флотом три русских корабля, в том числе и адмиральский, сели на мель и прекратили бой, упустив шведские корабли. По суду Крюйс был сослан в Казань, а начальство над корабельным флотом принял сам Петр.

Для нанесения решительного удара Швеции выходом в Ботнический залив и угрозой ее берегам флот в составе 18 кораблей и фрегатов, под начальством контр-адмирала Петра Михайлова, 99 галер и скампавей, а также транспортных судов с войсками, под начальством Апраксина, вышел в море- Галерный флот дошел доконечного пункта Финского залива - полуострова Гангут. К нему присоединился и корабельный флот, увеличившийся после захода в Ревель до 24 единиц: шестнадцать 42-5-72-пушечных кораблей, 8 фрегатов и шняв (18-ь32-пушечных). Дальнейший путь был прегражден шведским флотом в составе 26 кораблей.

27 июля 1714 г. произошел первый крупный морской бой русского флота при Гангуте. Петр задумал миновать шведский флот, перетащив галеры волоком через узкий перешеек полуострова. Шведы, узнав об этом, разделили свой флот: 1 фрегат, 6 галер и 3 шхербота пошли к месту спуска галер на воду, а остальные приблизились к оставшимся русским кораблям.


Рис. 1746. Чертеж 100-пушечного корабля, утвержденный лично

Переправа галер была прекращена, и Петр приказал 35 галерам, пользуясь штилем, обойти шведский флот морем, а остальным в тумане пройти берегом, пользуясь тем, что шведский флот оттянулся дальше от берега, чтобы преградить дорогу русским галерам. Все галеры, обогнув полуостров, заблокировали отделившиеся шведские корабли и, несмотря на преимущество последних в артиллерии, взяли их на абордаж. Победителям достались 10 шведских кораблей вместе с командующим шаутбенахтом Эреншильдом.

Гангутская победа открыла путь русскому флоту к берегам Швеции, на которые впоследствии производились нападения галерного флота. Корабельный флот в период 1714-1720 гг. также имел ряд удачных сражений и захватов шведских кораблей. После морского боя у о. Гренгама 35 русских галер с 14 шведскими кораблями, закончившегося захватом русскими 4 шведских фрегатов, и набега

60 галер на шведское побережье был заключен Ништадтский мир, 00 которому к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Финляндия л Приневский край.

Состав Балтийского флота был весьма разнообразен; в него входили линейные корабли до 100-пушечного включительно, фрегаты, галеры и много небольших судов, указанных выше. К 1715 г. половина всего командного состава и все матросы были русские; иностранные кораблестроители также заменяются русскими.

К концу царствования Петра I военный флот состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и Других судов; число команды на всех кораблях доходило до 28 ООО человек.

Своеобразие создания русского военного флота состояло в том, что всюду таковой появлялся после развития морских торговых коммуникаций, в России же постройка его была вызвана необходимостью обеспечить за собой моря, каковых до тех пор у страны не было и без которых невозможно было ее дальнейшее развитие.

Галеры - большие гребные суда с одним рядом весел. Название «галера» произошло от греческого слова «меч-рыба». Длина весел галер составляла от 9 до 13,7 м, а число гребцов на веслах достигало 5-7 человек. Скорость под веслами у галер достигала 7 уз. Галера несла 2-3 мачты (в отдельных случаях - 4 мачты) с косыми или прямыми парусами.

В русском флоте XVIII в. большие гребные суда именовались галерами, полугалерами и скампавеями. Принципиальных различий эти суда не имели. Ряд авторов считает, что скампавеи и полугалеры имели меньшие размеры, чем галеры. На самом деле в документах упоминаются скампавеи, имеющие б о льшие размеры, чем галеры. В различных документах петровского времени одно и то же судно зачастую именовали то галерой, то скампавеей. Поэтому лучший историк русского флота Ф.Ф. Веселаг о в своем справочнике объединил их вместе.

Первые 13 скампавей (по другим источникам - полугалер) были заложены 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи.

С 1711 г. галеры строятся в Выборге, с 1712 г. - в Санкт-Петербурге, ас 1720 г. - в Або. Всего входе войны на Балтике было построено свыше 200 галер, полугалер и скампавей. Точного учета не велось, и до нас не дошли даже названия большинства галер, не говоря уж об их тактико-технических характеристиках.

Русские галеры (скампавеи, полугалеры) строились трех типов - французского, венецианского и турецкого «маниру». Большинство галер было «турецкого маниру». Турецкие галеры отличала большая скорость и маневренность, но зато худшая мореходность, так как они имели низкие борта. В свежую погоду на Балтике ходить галерам «турецкого маниру» не рекомендовалось. Только осенью 1714 г. в шторм затонуло 16 галер (скампавей) «турецкого маниру».

Галеры «турецкого маниру» представляли собой килевые суда с длинным и узким корпусом, имевшим небольшое возвышение над уровнем воды. Спереди у них был слегка приподнятый кверху носовой выступ, напоминавший таран. Он назывался шпирон. К нему крепился передний конец реи (райны), державший парус тринкетовой (фок) мачты галеры. За шпироном в носовой части галер имелся помост , на котором помещались орудия самых больших калибров. Самое мощное орудие стояло в центре. Посередине галеры от носа к корме шел другой помост - так называемая куршея , служившая для быстрого передвижения людей вдоль галеры и перетаскивания грузов. Он покрывался двумя смолёными брезентами. От носа до кормовой надстройки слева и справа от куршейного помоста были скамьи для гребцов, именовавшиеся банкам и. На корме возвышалась надстройка-каюта, образованная деревянными брусами или дугами, над которыми натягивалась палатка - тендалет.

В 1710-1721 гг. в России строились 16-, 18- и 19-баночные галеры турецкой пропорции. Их длина составляла 30- 33,5 м, а ширина 5,3-5,6 м. Осадка без груза 0,56-0,66 м, с грузом - 1,22- 1,52 м.

Основным двигателем галеры были весла. Их вес достигал 90 кг, а длина - 13 м. За каждым веслом сидело от 3 до 5 гребцов, в зависимости от размеров галеры. Опытные гребцы делали до 25 взмахов в минуту, что позволяло развивать скорость до 6 уз.

Относительно хорошо галеры ходили и под парусами. Обычно они несли две мачты с косыми парусами.

Из-за своих конструктивных особенностей галеры не могли иметь мощное артиллерийское вооружение. Лишь на носу галеры (на помосте) устанавливались одна-три пушки среднего или крупного калибра. Первые русские галеры имели на носу одну 18-фунтовую или 24-фунтовую пушку и по бокам от нее две 12-фунтовые пушки, а полугалеры - одну 12-фунтовую и две 6- или 8-фунтовые пушки. К концу войны на некоторых больших галерах на носу ставили одну 36-фунтовую и две 18-фунтовые пушки. В отдельных случаях на носовом помосте ставились малые мортиры калибра 3-6 фунтов.

На помосте в средней части корпуса на галерах ставили 2-фунтовые и 3-фунтовые пушки на вертлюжных установках. Двухфунтовые пушки на галерах часто именовались басами. Пушки на центральном помосте предназначались не только для стрельбы по неприятелю, но и для подавления бунтов гребцов.

В первом томе «Истории отечественного судостроения» говорится: «Таким образом, все восемь галер, построенные по программе 1703 года, были мощными боевыми кораблями и представляли серьезную угрозу шведскому флоту». Комментировать такой пассаж нужды нет. Самый слабый шведский корабль (50-пушечный) вдребезги мог разнести дюжину самых больших галер.

Добычей галер могли стать лишь небольшие парусные суда, а при большом числе галер - прам или фрегат . Атакующие галеры при подходе к неприятельскому судну давали залп из носовых орудий. Затем с концов рей обеих мачт сбрасывались специальные «приступные якоря» , которыми галера сцеплялась с вражеским судном, и команда галеры высаживалась на палубу врага. Однако, как мы увидим, за всю войну со шведами галеры шли на абордаж в единичных случаях. В нашем Балтийском флоте галеры в основном использовались в качестве войсковых транспортов и десантных судов.

В Османской империи, Франции, Венеции, Швеции и других государствах гребцами обычно были каторжники . Кстати, и слово каторжник произошло от названия гребного судна «каторга» . Поначалу так и было на первых русских галерах. Так, в ноябре 1704 г. контр-адмирал Боцис составил перечень всех чинов, потребных для укомплектования галер командами. Согласно этому списку, на каждой галере должно находиться 70 офицеров, урядников, матросов и пушкарей, 150 солдат абордажных команд и 250 невольников-гребцов. Но вскоре выяснилось, что для сотен галер потребуются десятки тысяч каторжников. В бою каторжники представляют определенную опасность - в любой момент они могут учинить бунт или просто перестать грести. Поэтому Петр решил заменить каторжников солдатами пехотных полков.

Невольники на галерах ночевали между банками, как говорится, на рабочих местах. Петровские солдаты проводили так ночь только в исключительных случаях. Русские галеры редко выходили в открытое море, а обычно передвигались среди Финских шхер, где они были недоступны для шведского корабельного флота. Поэтому вечером галеры приставали к берегу, и большинство членов команды ночевало на берегу.

В апреле 1714 г. в Санкт-Петербурге на Галерной верфи спустили на воду три первых в России конных галеры (скампавеи) . Каждая такая галера предназначалась для перевозки 25 лошадей. По вечерам или на дневных стоянках лошадей выпускали пастись на берегу.

Благодаря изрезанной береговой линии Финляндии, сложному рельефу ее местности, а также плохим дорогам галеры стали оптимальным средством переброски войск.

В царствование Екатерины II на 25-баночных галерах на 1 весло приходилось 5- 6 гребцов, на 22-баночных - 5 гребцов, на 20- и 16-баночных - 4 гребца. На 20-баночных галерах всего 160-200 гребцов, на 16-баночных - 128 гребцов.

13 скампавей. Длина по килю 17,4 м, по палубе - 22 м. Ширина 3,1 м. Осадка 0,76 м. По другим источникам, это полугалеры. 1 мачта. 10-12 балок. Заложены 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи, спущены в 1704 г. Строитель Я. Кол.

Галеры типа «Святой Пётр» (7 единиц). 16 банок. Длина 35-39,2 м. Ширина 4,9- 6,7 м. Осадка 1,1 м. 2 мачты. Построены на Олонецкой верфи.

«Святой Пётр». 19 пушек. Заложена 29 июля 1703 г., спушена 21 мая 1704 г. Разобрана до 1710 г.

«Золотой Орёл». 19 пушек. Заложена 22 октября 1703 г., спущена 10 июня 1704 г. Разобрана до 1710 г.

«Святой Фёдор Стратилат». 19 пушек. Заложена 21 сентября 1703 г., спущена 18 июня 1704 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Александр Македонский». 19 пушек. Заложена 21 сентября 1703 г., спущена 25 июля 1704 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Надежда». 18 пушек. Заложена 3 декабря 1703 г., спущена 24 мая 1705 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Любовь». 18 пушек. Заложена I октября 1703 г., спущена29 мая 1705 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Вера». 18 пушек. Заложена 22 октября 1704 г., спущена 17 июля 1705 г.

«Наталья». 21 банка. Длина 53,64 м. Ширина внизу 3,66 м, вверху - 7,62 м. Осадка 2,59 м. Заложена 8 февраля 1708 г. на Олонецкой верфи.

Строитель Н. Муц.

Вооружение: I-24-фн пушка, 2- 12-фн пушки, 12 басов на вертлюгах.

Галеры типа «Святая Анна» («Святая Анна», «Святой Александр», «Святой Фёдор Стратилат»). 20 банок. Заложены в 1710 г. на Выборгской

Верфи, спущены в 1711г. Строитель Ю.А. Русинов.

Вооружение: 1 - 12-фн пушка, 2-6-фн пушки.

13 скампавей. Заложены в 1710 г. на Выборгской верфи, спущены в 1711 г. Boo ружение: 1-6-фн пушка, 2-3-фн пушки, 4 фальконета. Строитель Ю.А. Русинов.

50 скампавей. Заложены в октябре 1712 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле - мае 1713г. Строитель Ю.А. Русинов.

В том числе: «Анштура», «Бардун», «Бронго», «Гауи», «Горища», «Гота», «Жерех», «Карп», «Краббы», «Ломи», «Моклец», «Рица», «Румба», «Парта», «Поуст».

30 скампавей . Заложены в сентябре 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1714 г. Строитель Ю.А. Русинов.

30 скампавей. Заложены 6 июня 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1714 г. Строитель Н. Муц.

1 большая полугалера. Заложена 15 октября 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущена в мае 1714 г. Строитель Ю.А. Русинов.

«Вальфиш» («Кит» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г . Хранилась в память о Ганугтской победе на берегу в Кронверкской гавани . К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от27 августа 1742 г. была разобрана.

«Геден» («Щука» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангутской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

«Грипен» («Грифон» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-6-фн и 10-3-фн пушек.

«Лаксен» («Лосось» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутскогосражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангутской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению

Адмиралтейств- коллеги и от 27 а шуста 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-6-фн и 10-3-фн пушек.

«Трана» («Серый журавль» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

«Эрн» («Орел» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-36-фн и 14-3-фн пушек.

7 больших полугалер . Заложены в октябре 1714 г на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1715 г. Строитель Ю.А. Русинов.

26 малых полугалер. Заложены в октябре 1714 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в мае 1715 г.

7 больших полугалер. Заложены 11 октября 1715 г. в октябре 1714 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в мае 1716 г.

14 малых полугалер. Заложены 11 октября 1715 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле - мае 1716 г.

В документах встречаются названия 23 полугалер, построенных в 1716 г. в Петербурге: «Ангужигули», «Бавуло», «Бачан», «Вырезуб», «Дунжело», «Кабан», «Капороцул», «Колпица», «Лобра», «Лосось», «Лох», «Минуло», «Морж», «Нева», «Осётр», «Пескарь», «Райна», «Севрюга», «Соловей», «Стерлядь», «Хорнус», «Шерешпёр», «Эхт».

20 галер. Заложены в 1716 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1717 г.

В том числе: «Анстиза», «Дельфин», «Коломарь», «Колумба», «Лауст», «Раза», «Своило», «Сепа», «Скобра», «Фолно», «Шубра».

Галеры «Багуля», «Голубь», «Зуй», «Канарейка», «Лангвила», «Орёл», «Треска», «Ферикс». Заложены на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1719 г.

20 галер. Заложены на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1720 г.

В том числе: «Виктория», «Гарбора», «Констанция», «Постоянство», «Сёмга», «Щёголь».

10 конных галер. Заложены в Або, спущены в 1720 г.

В документах встречаются названия 11 конных галер постройки 1720г.: «Ворона», «Копчик», «Ларузет», «Мушула», «Пасарим», «Пица», «Пустельга», «Реполов», «Сойка», «Судак», «Утка».

Конные галеры предназначались для перевозки лошадей.

«Двина». 15 пушек. 25 банок. Длина 48,5 м. Ширина 9,6 м. 3 мачты. Построена в С.-Петербурге в 1721 г. по «венецианскому маниру» . Вооружение: 1-24-фн пушка, 2- 12-фн пушки, 12-3-фн фальконетов.


Историческое развитие

Галерами в узком смысле назывались лишь известные начиная со средневековья характерные парусно-гребные корабли Средиземноморского бассейна, впоследствии получившие распространение по всей Европе. Между тем, сегодня по аналогии с ними галерами в широком смысле принято называть все подобные гребные и парусно-гребные военные корабли, известные с древнейших времён. Сам термин «галера» происходит от среднегреческого названия одного из типов корабля византийского военного флота - galea . Происхождение самого греческого термина не ясно.

Древность и античность

Гребные боевые суда были известны в Древнем Египте, у финикийцев, архаических (микенских) греков, минойцев и других народов древности. О конструктивных особенностях кораблей той эпохи судить очень сложно, так как приходится делать это всего лишь по немногочисленным изображениям, большая часть из которых далека от реализма.

Современная реконструкция древнегреческой триеры.

Намного больше известно о кораблях античности, включая классическую Грецию, эллинистический мир и Рим. Конструкция и боевые характеристики этих судов занимали умы людей начиная с отмеченной повышенным интересом к античному наследию эпохи Возрождения. К сожалению, общую картину их конструкции не удавалось восстановить в течение весьма длительного времени. Дело в том, что в середине первого тысячелетия нашей эры в Средиземноморье произошла полная и очень резкая смена кораблестроительной традиции, сопровождавшаяся забвением античных образцов и переходом к сооружению кораблей по «варварской», северо-европейской технологии, хорошо известной по позднейшим деревянным судам Средневековья и Нового времени. Первые реконструкции и оценки боевого применения античных галер, предпринятые ещё в XIX веке (в первую очередь - реконструкция Дюпюи де Лома, предпринятая по заказу Наполеона III), были очень далеки от истины, и именно в силу того, что опирались на уподобление греко-римских судов гораздо более поздним средневековым галерам, которые были намного массивнее и тяжелее при примерно тех же размерах.

Один из вариантов реконструкции греческой триеры.

В силу целого ряда причин до нас практически не дошли полноценные останки боевых кораблей этого периода, за исключением эпизодических находок таранов, якорей, фрагментов корпуса и других второстепенных элементов. Наиболее существенную роль здесь сыграл тот факт, что античные боевые суда были очень лёгкой постройки, почти не имели балласта, и, видимо, даже после потопления не уходили на дно, где могли бы сохраниться и со временем попасть в поле зрения морских археологов, как это происходило с античными торговыми судами. После боя победители буксировали затопленные корабли в сторону берега, где те ремонтировались либо разбирались на лом. Однако кропотливая работа исследователей, работавших с накопленными к тому времени археологическими, литературными, эпиграфическими и иллюстративными данными, позволила к 80-м годам XX века выстроить достаточно подробную картину устройства античных галер - высокоспециализированных быстроходных военных гребных судов, и даже построить полномасштабную модель триеры (тяжёлой галеры с тремя рядами вёсел) периода классической Греции (ок. 500 года до н. э.), заявляемую авторами проекта как аутентичную с точностью «до сантиметров ширины и метров длины».

При анализе конструкции этого корабля в первую очередь обращает на себя внимание то, что он сделан исключительно лёгким для своих размеров. При длине по ватерлинии порядка 30 м, трирема имела водоизмещение лишь около 40 тонн. При тех же ширине и осадке, корабль такого размера, построенный по считающейся сегодня традиционной технологии, имел бы водоизмещение никак не меньше 70 тонн. Такая лёгкость достигается за счёт особой формы корпуса, которая, в свою очередь, является прямым следствием применённой в строительстве корабля технологии. Более поздние корабли строили, начиная с остова: к прямому килю крепили вертикальные штевни и поперечные шпангоуты , после чего остов обшивали досками обшивки. В древнем Средиземноморье и лодки, и корабли строили совершенно иначе: начинали с обшивки, которую наращивали снизу вверх, от киля к бортам. Такая обшивка была несущей и в значительной степени определяла прочность корпуса благодаря тому, что её доски были соединены друг с другом деревянными шипами, входящими в отверстия в их соединяемых кромках. Крупные корабли могли иметь до 5-7 килей, которые представляли собой по сути шпунтовые пояса обшивки увеличенной толщины. Поперечные элементы, подобные шпангоутам, также могли использоваться, однако устанавливались уже после сооружения обшивки и играли вспомогательную роль. Как правило, они даже не были цельными, а просто имели вид усиливающих поясов, выполненных из соединяющих вместе по нескольку рядов обшивки поперечных элементов. В результате получался очень трудоёмкий в исполнении, зато лёгкий и прочный корпус-полумонокок обтекаемой формы с очень небольшой площадью карапасной (выпуклой яйцевидной) подводной части.

Реконструировать эту технологию помогли описания Витрувия , а также находки древних кораблей, таких, как римских судов с озера Неми . Только после этого стало понятно, насколько сильно античное судостроение отличалось от средневекового, и насколько совершенные конструкции кораблей оно было способно выдавать. Сегодня греко-римские боевые галеры (в первую очередь, триремы) часто называют наиболее эффективными среди всех исторических гребных судов: их скорость достигала 9 узлов, то есть, лишь немного меньше, чем у современных гоночных гребных лодок. Правда, необходимо отметить, что это были корабли-спринтеры, способные развивать очень неплохие скорости лишь на короткой дистанции, в бою. В походе же обычно «работал» только один ярус вёсел, чаще всего средний, так как нижний находился слишком близко к воде и через прорези для вёсел корабль могло заливать; в «походном режиме» их обычно закупоривали.

Относительно конструкции античных кораблей в целом, иногда упоминается, что европейское судостроение подошло к близкому уровню лишь в XVIII веке. При этом не следует забывать, что, во-первых, греко-римские боевые корабли могли быть очень лёгкими, так как, в отличие от галер Средневековья, не несли тяжёлой артиллерии (для больших метательных машин строились специализированные суда, не участвовавшие в эскадренном бою, массовые же корабли скорее всего несли лишь лёгкие баллисты, вроде пехотных «скорпионов»), а во-вторых - они были приспособлены лишь к плаваниям в тихих водах, а при волнении старались укрыться в гавани. Застигнутые штормом в открытом море, греко-римские боевые корабли порой тонули целыми флотами. В Первую Пуническую войну посланный против сил Карфагена римский флот был застигнут штормом около юго-восточной оконечности Сицилии, в результате чего из 364 кораблей спаслось лишь 80, а число погибших превысили 100 тысяч. Это была катастрофа национального масштаба - по оценке современного историка, в ней погибло не менее 15 % пригодных к военной службе римлян. Зачастую подобные случайности оказывали существенное влияние на ход всей военной кампании. Автономность античных военных кораблей также была очень низка. На ночь старались пристать к суше, экипаж при этом сходил на берег и спал в палатках, так как корабль не обеспечивал приемлемой обитаемости для такого количества человек.

Основным оружием гребных кораблей греков был эмболон (лат. ростр) - подводный таран. Считается, что изначально он возник в качестве водореза на носу судна, и лишь около VIII в. до н. э. его стали усиливать и применять «по назначению». Видимо, одно время его делали заострённым, в виде шипа, но при этом имелся риск застревания в борту противника, поэтому его классический вариант имел уплощённую форму стилизованного трезубца. Такой таран не пробивал, а скорее проламывал борт. Отлитый из бронзы таран был прямым продолжением массивной килевой балки корабля, и ещё дополнительно усиливался расположенным на уровне ватерлинии усиленным поясом обшивки - бархоутом, так что энергия удара весьма эффективно гасилась, не повреждая сам корабль (при таране, просто прикреплённом к форштевню, неминуемо возникновение течи сразу после удара - именно это случилось с броненосцем флота Конфедеративных Штатов Америки «Вирджиния» , у которого после тарана был сломан форштевень и появился дифферент на нос, что со временем вынудило его выйти из боя, даже несмотря на полную неуязвимость для пушек федерального флота). Даже у сравнительно лёгких бирем ростр по данным археологических раскопок мог весить до полутонны. Так что, разогнавшись до большой скорости, даже сравнительно лёгкая галера в 40 тонн водоизмещения без особого труда пробивала им борт противника, тем более, что последний был не слишком толст, опять же, для обеспечения высоких скоростных характеристик. Чтобы нос корабля не слишком глубоко внедрялся в корпус противника и не застревал, на поздних античных галерах применялся проэмболон - малый надводный таран, обычно имевший форму головы животного. Знали греки и другие способы поразить противника. Например, корабли сближались нос к носу и проходили вплотную друг к другу, либо наносился скользящий удар носом одного корабля в борт другого по касательной. Если экипаж одного из кораблей не успевал убрать вёсла, то их ломало, при этом травмируя гребцов и лишая корабль подвижности и маневренности, после чего он становился лёгкой жертвой тарана. Судя по всему, абордажной тактики греки классической эпохи широко не применяли, предпочитая таран, хотя на корабле могли находиться стрелки и некоторое количество солдат.

В течение веков тактика морских сражения в Средиземноморье была основана на использовании сравнительно небольших, но лёгких, быстрых и маневренных судов. Начиная с IV века до н. э., однако, наметилась явная тенденция к строительству всё более и более крупных боевых кораблей, которые могли нести большее количество войск и даже метательные машины. Уже переход к триере / триреме дал качественный скачок в боевой эффективности: даже для следующей по «рангу» диеры / биремы было весьма сложно, пробившись сквозь три ряда вёсел, нанести триреме таранный удар, не говоря уже о том, что последняя ещё и несла существенно больше войск и имела более толстый борт. С этого момента первоклассным мог считаться лишь флот, состоящий из трирем, что могли позволить себе лишь немногие полисы, вроде Афин. Однако, эволюция полирем на этом отнюдь не окончилась: за появлением трирем последовала своеобразная «гонка вооружений», результатом которой стало появление таких кораблей, как имеющие, видимо, карфагенское происхождение тетреры / квадриремы («влекомая четырьмя») и пентеры / квинкверемы (5), изобретение которых, как и ещё более крупных гексер / сэксирем (6) приписывается сиракузскому тирану Дионисию Старшему .

Эллинистическая эпоха ознаменовалась строительством огромных гребных боевых кораблей, таких, как флагман флота египетских Птолемеев tessarakonteres (англ. ) (40), судя по письменным источникам имевший длину более 100 м (что часто подвергается сомнению). В источниках упоминаются и строившиеся сравнительно массово более крупные, чем квинкверемы корабли - гексеры (6), гептеры / септиремы (7), октеры (8), эннеры (9), децеры / децемремы (10), - вплоть до седецимрем (16). Гексеры часто упоминаются в качестве флагманских кораблей крупных флотов. Например, при Экноме у каждого из двух римских консулов было по гексере. Более крупные же корабли, по современным представлениям, представляли собой широкие и сравнительно «плоские», очевидно, малоподвижные платформы для метательных машин и перевозки десанта, между прочим, также весьма лёгкие для своих размеров благодаря малой осадке и яйцевидному днищу. Часто они даже не имели тарана. Строились они только во время боевых действий, иногда даже под конкретную боевую задачу. Их использовали для осады береговых укреплений, охраны своего берега, и, намного реже, в эскадренных сражениях для качественного усиления и артиллерийской поддержки отрядов более лёгких кораблей. Иногда крупные полиремы пытаются также представить в виде катамаранов , имеющих два соединённых друг с другом корпуса.

Говоря относительно размеров кораблей античности, необходимо отметить, что с точки зрения прочности предельная длина морского корабля с деревянным корпусом не может превышать порядка 90 метров. Более длинный корабль был бы крайне непрочен в продольном направлении и, скорее всего, сломался бы на гребне волны. Видимо, на практике в качестве верхнего предела может быть принята цифра в 70 м (длина римских кораблей из озера Неми), однако очевидно, что «среднестатистические» корабли были существенно компактнее. Современные реконструкции пентеры / квинкверемы и гептеры / сэксиремы / гексаремы - вероятно, наиболее крупных кораблей, непосредственно предназначенных для участия в эскадренном бою - исходят из длины по ватерлинии около 40-45 м при ширине корпуса до 6 м, осадке всего в 1,5-1,8 м и водоизмещении около 100-120 тонн (последняя оценка сильно разнится). Грузовые корабли могли быть намного больше - в морской археологии известны и 100-метровые образцы, но они были очень широкими и тихоходными, по сути - плотами для перевозки крупногабаритных грузов, вроде обелисков.

Из литературных источников нам достаточно хорошо известно устройство «двигателя» триеры / триремы - расположение её вёсел в три яруса и гребцов в три ряда. Правда, на старых реконструкциях могло встречаться некорректное расположение сидений гребцов (гребцов нижний рядов авторы реконструкций пытались располагать ближе к борту, а верхних - ближе к середине), в результате верхним гребцам пришлось бы орудовать огромными вёслами (пример). Однако со временем исследователи сумели в деталях восстановить картину, на настоящий момент считающуюся максимально приближенной к исторической (см. иллюстрацию) . Упоминается, что на верхнем ряду сажали самых сильных и опытных гребцов, которых именовали транитами. Их работа была самой сложной, но и высоко оплачиваемой. Гребцы в среднем ярусе именовались зигитами, а в нижнем - таламитами.

Фантастическая реконструкция пентеры / квинкверемы, выполненная в конце XIX века по аналогии со средневековыми образцами судостроения. На самом деле даже крупные античные боевые корабли имели очень небольшую осадку, которая просто физически не смогла бы скомпенсировать столь высокий надводный борт с пятью рядами гребцов. Кроме того, при столь различной длине вёсел было бы практически невозможно скоординировать действия гребцов.

Что касается того, сколько рядов вёсел и какое расположение гребцов имели корабли крупнее триеры / триремы, то этот вопрос уже вызывает значительные разночтения. Дело в том, что античные авторы не оставили никаких конкретных указаний на этот счёт. Как уже упоминалось, полных останков боевых кораблей античности не известно до сих пор, имеющиеся же их изображения обычно носят весьма условный характер.

Начиная со Средних веков и вплоть до конца XIX - начала XX века господствующим было представление, что названия античных боевых кораблей напрямую отображали количество вертикальных ярусов вёсел, по аналогии с имевшей три яруса весел триерой. Очевидно, однако, что уже корабль с пятью ярусами вёсел выглядит весьма фантастично, не говоря уже о 10 или 16 вертикальных рядах; между тем, упоминания о таких кораблях в античной литературе столь часты, что их невозможно списать на фантазию автора. Поэтому по мере лучшего изучения вопроса и накопления материала данная теория была признана несостоятельной. Между тем, не нашла своего подтверждения и полностью противоположная точка зрения, состоявшая в том, что античные гребные корабли по конструкции гребного аппарата были аналогичны средневековым галерам, то есть, имели все вёсла на одном уровне.

В настоящее время обычно предполагается, что рядов вёсел было не более двух-трёх. Числа же, составлявшие названия кораблей, вероятно обозначали либо количество рядов гребцов, без учёта количества ярусов , на которых они сидели, - либо же общее количество гребцов в одном поперечном сечении корабля (interscalmium) , по нескольку человек на каждое весло. Последняя интерпретация позволяет достаточно логично обосновать процесс эволюции античных гребных судов. Например, тетрера / квадрирема, согласно ей, должна была представлять собой увеличенный вариант биремы (два ряда вёсел), у которой на каждое весло было посажено по два гребца (двое в нижнем ряду, двое в верхнем). Пентера / квинкверема трактуется как корабль, у которого на вёслах двух верхних рядов сидело по двое гребцов, а на нижних - по одному. Гептеру же реконструируют как «двойную трирему», у которой по двое гребцов было посажено на каждое из расположенных в три ряда вёсел. Это делает достаточно разумно выглядящими даже реконструкции децимрем (два ряда по пять гребцов, либо три ряда, из которых, к примеру, на двух нижних могло быть по четыре гребца, а на верхнем - по двое на весло), как и некоторых полирем с числом «ярусов» более 10. Между тем, интерпретация согласно ей кораблей, обозначавшихся числами 20, 30 или (tessarakonteres ) 40 выглядят уже не убедительно: максимальное число гребцов, посаженных на одно весло, как показывает практика строителей более поздних средневековых галер, не может превышать 8 человек, так что «40-вёсельник» дали бы только 5 рядов по 8 гребцов в каждом, что весьма маловероятно.

Наконец, можно предположить, что данная классификация, изначально действительно будучи завязана на реальных характеристиках корабля, к римскому времени уже носила условный характер, и применительно к большим кораблям была просто числовым выражением общей мощи и боевой эффективности. То есть, к примеру, эннера (9) просто могла считаться втрое сильнее триеры (3) - безотносительно реального числа рядов вёсел. В таком случае, названия вроде tessarakonteres следует воспринимать фигурально, в качестве выражения небывалой мощи корабля.

В любой случае, сам факт того, что на кораблях античности сажали больше одного гребца на весло, как это, несомненно, делали на позднесредневековых галерах, не может считаться окончательно доказанным. Считающаяся на данный момент наиболее достоверной реконструкция триеры / триремы исходит из предположения, что у этого корабля было три ряда вёсел, каждое из которых приводил в движение один гребец.

Не менее загадочными для исследователей остаются и обозначения самых лёгких из боевых кораблей античности, называвшихся гемиолией (hemiolia - 1½) и тригемиолией (trihemiolia - трижды 1½). Например, гемиолию, бывшую со второй половины IV в. до н. э. излюбленным кораблём пиратов Средиземноморья, иногда считают узким кораблём с банками для гребцов от борта до борта, у которого в сравнительно широкой средней части на банке сидело по двое гребцов, а в узких оконечностях - только лишь по одному. По другой версии, у гемиолии гребцы располагались на одном ярусе в три горизонтальных ряда (то есть, по 1½ гребца на борт в каждом interscalmium ), причём вёсла гребцов среднего ряда были ориентированы в шахматном порядке - то на левый борт, то на правый.

Римский военно-морской флот, в целом основанный на общих эллинистических образцах, делился на navis oneraria - чисто-парусные транспортные корабли, navis actuaria - лёгкие парусно-гребные, и navis longa - «длинные корабли», то есть, боевые галеры с длинным и узким корпусом. Римляне, став в ходе Пунических войн ведущей военно-морской силой региона, никогда не были великими мореплавателями, часто стараясь превратить морские сражения в подобие сухопутного за счёт абордажного боя. В их флоте республиканского периода, построенном в целом по карфагенскому образцу, тяжёлые корабли - триремы, квадриремы и квинкверемы - играли ведущую роль.

Римские корабли имели существенно более крупные, чем обычно, абордажные команды, а также получили «ворона » (corvus) - штурмовой трап, который при помощи талей опускали на палубу вражеского судна, чтобы пехота могла перейти по нему. Для боя на расстоянии на верхней палубе имелись метательные машины или отряды лучников и пращников. Таранный удар же для таких крупных и уже не столь быстрых и маневренных, как триремы, кораблей был, с одной стороны, менее опасен - пробиться через несколько рядов вёсел и пробить более толстый корпус было существенно сложнее, а с другой - скорее всего, сложен или даже опасен для самого выполняющего манёвр, так что ростр постепенно (далеко не сразу) стал превращаться в декоративное украшение. Зато получила широкое распространение предназначенная для морской пехоты лёгкая палуба над банками гребцов (катастрома). Ей римляне накрывали даже небольшие биремы, которые во флотах греков и эллинистических государств обычно оставалась открытыми («афракта» , или лат. navis aperta , в отличие от более тяжёлых кораблей с катастромой - «катафракта» , лат. navis tecta ). Были и navis turrita - корабли с башенноподобной надстройкой на палубе, служившей для укрытия воинов абордажной команды.

Устройство средневековой галеры

Длина галеры составляла до 60 метров, ширина - 7,5 метров, осадка до 2 метров. На корабле были от 16 до 32 вёсел на борт, длиной до 15 метров каждое. Экипаж, включая воинов, составлял до 450 человек. Имелось две основные системы размещения гребцов :

  • терцаруло - на каждой банке по три гребца и каждый со своим веслом
  • скалоччио - на каждой банке от трёх до шести гребцов с общим веслом

и если первая система была популярна до XV века, то вторая набрала популярность в XV веке .

Что примечательно, в XV-XVI веках, помимо смены типичной схемы размещения гребцов, состоялся переход от вольнонаёмных гребцов к галерным рабам, и тогда же галеры стали нести пушки.

Вёсла лежали на специальной, располагавшейся над бортом балке - постице, опиравшейся на поперечные балки именумемые бакалярами . Поверх же вёсел и постицы шёл фальшборт с отверстиями для вёсел именуемый итал. impavesata , и изначально действительно состоявший из павез (тип большого щита популярный у арбалетчиков) . Вдоль галеры, чуть выше банок гребцов, заходя на нос, шёл специальный проход именуемый куршея, предназначенный для командира гребцов - комита и его помощников (у классических галер Эпохи Возрождения - надсмотрщиков) . Нос галеры переходил, в похожий на бушприт , надводный таран (в отличие от античных судов подводный таран - отсутствовал) . И на носу же находился передний конец куршеи, над которой находилась боевая платформа, для размещения солдат . Края этой платформы, у бортов были существенно выше, чем по направлению к носу и корме . На корме же, как правило, находились роскошные каюты , в венецианском варианте представлявшие собой помпезно-украшенную беседку с пышным балдахином из дорогих тканей .

Парусное вооружение, как правило, состояло из двух мачт с латинскими парусами , но имелись галеры и с иным парусным вооружением и числом мачт . Так например, бригантина несла на фок-мачте прямые паруса, а саета - имела три мачты, из которых фок-мачта опять же несла прямые паруса .

Основным способом ведения боя у галеры был таран с последующим абордажем , а метательные машины играли лишь вспомогательную роль . И даже появление корабельных пушек (в отличие от парусников) не привело к принципиальным изменениям подобной тактики - просто в силу слабости артиллерийского вооружения галер . Изменилось лишь вооружение абордажной команды, перешедшей с арбалетов на огнестрельное оружие, а также статус гребцов, которые в ходе артиллерийской перестрелки так быстро шли в расход, что их совершенно перестали беречь, заменив наёмников (способных участвовать при случае и в абордаже) рабами и каторжниками. В бою галера, обычно, передвигалась только на вёслах со скоростью до 7 узлов . Именно высокая маневренность в безветренную погоду являлась главным достоинством галеры. Недостатком же галеры с распространением артиллерии стало то, что палуба на которой у парусников размещали крупные тяжёлые орудия, у галер была занята гребцами. Более того, тяжёлое орудие на галере часто было одно , и размещалось оно на носу, точнее на куршее, и будучи окружённым двумя-четырьмя орудиями меньшего калибра . В результате чего галера, на протяжении Средних веков являвшаяся одним из наиболее грозных типов военных судов, фактически стала одним из слабейших по огневой мощи.

По типу корпуса галеры делились на :

  • зензели - классические узкие быстроходные галеры с хорошей манёвренностью
  • бастарды - широкие с круглой кормой, что обеспечивало большую вместительность за счёт меньших скорости и манёвренности;

и если первые были чисто военными судами, то последние могли использоваться для перевозки не только солдат, но и грузов .

По числу банок гребцов из галер в эпоху их расцвета отдельно выделяли :

«Галерные рабы»

Массовой культурой второй половины XIX-XX веков был создан вызывающий сочувствие образ закованного в цепи «галерного раба», некритично распространяемый на все гребные суда от Античности до Нового времени. На самом деле в античное время гребцами на боевых кораблях были практически исключительно свободные люди. От их слаженной работы зависела боевая эффективность корабля и жизнь его экипажа, так что это были профессионалы, труд которых высоко ценился. На небольших кораблях на вёсла нередко садились и сами воины - собственно говоря, изначально галера и была морским транспортом для отряда воинов - именно так описаны корабли аргонавтов и героев «Иллиады» и «Одиссеи». В Риме на вёсла могли сажать рабов, но делалось это исключительно в случае большой необходимости. Как правило, за участие в битве им обещали свободу или место постоянного гребца, что считалось почётным.

В Средние века гребцы галер были как правило волонтёрами - добровольцами, вольнонаёмными свободными людьми, причём они были вооружены и участвовали в бою наравне с солдатами. К XVI веку, когда боевая роль галер уже стала падать и комплектовать их экипажи стало всё сложнее и дороже, в ряды гребцов стали включать заключённых и военнопленных, однако первых также часто вооружали. Одновременно для сохранения боевой эффективности при использовании неопытных гребцов была изменена конструкция галеры - на одно весло стали сажать по несколько человек. Массовое же использование приговорённых к каторге преступников в качестве гребцов приходится уже на период Нового времени, причём изначально лишь во время войны. В XVII-XVIII века галеры, уже потерявшие боевое значение, часто виделись в виде своего рода средства «исправительно-трудовых» работ для заключённых. Собственно, само слова «каторга » происходит от названия одного из видов галеры. При этом заключённые не считались рабами де юре, а попадали в особую категорию каторжников. Стоит отметить, что положение их зачастую было существенно лучше, чем у заключённых в обычные тюрьмы того времени, так как капитаны и офицеры галер, в отличие от обычных тюремщиков, были лично заинтересованы в сравнительном благополучии своих подопечных, от работы которых напрямую зависела их жизнь во время выхода в море и, тем более, в бою.

Культурное наследие

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. , с. 19-20
  3. , с. 40
  4. Курти О. Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма / Чебан А. А. - 2-е издание. - Л. : Судостроение, 1988. - С. 27.
  5. Курти О. Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма / Чебан А. А. - 2-е издание. - Л. : Судостроение, 1988. - С. 29.
  6. Курти О. Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма / Чебан А. А. - 2-е издание. - Л. : Судостроение, 1988. - С. 29-30.

Многие слышали такое слово «галера». Откуда оно пришло, какие известны виды галер, что такое особенное было у этих судов, что их строили даже в Давайте найдем ответы на все эти вопросы.

Что такое галера?

Этим словом именуется особый тип морского судна, на котором в качестве движущей силы использовались весла. При этом у галер также были паруса, обычно треугольной формы.

Особой популярностью такие корабли пользовались у пиратов и военных моряков. В то время, как для торговли чаще использовались другие виды судов.

Этимология слова «галера»

Впервые название «галера» зафиксировано у греков. У них такие корабли именовались словом γαλέη, которое позже дало начало латинскому термину galea.

После римлян это название попало практически во все европейские языки, где и сохранилось и по сей день. Благодаря какому из них термин «галера» попал в российский язык неизвестно. Судя по написанию, после латыни, оно было заимствовано итальянским (galera), а после либо через польский (galera), либо через немецкий (Galeere), либо через французский (galère) попало в русский.

Однозначно известно, что это существительное не могло быть заимствовано из английского языка, поскольку в нем оно утратило букву «р» - превратившись в galley, что не могло не отразиться на русском написании.

Немного об истории галер

Что такое галера, а также происхождение данного термина уже было рассмотрено выше. Теперь стоит обратить внимание на историю этого

Из-за того, что в старину суда строились из дерева, до сего дня сохранилось мало экспонатов, с помощью которых можно точно определить, какими именно кораблями пользовались в эпоху древнего мира. Несмотря на это, ученые предполагают, что на судах, похожих на галеры, активно плавали моряки еще во времена Древнего Египта и Финикии.

Намного больше информации сохранилось об использовании этих судов в Древней Греции. Принято считать, что галеры в этом государстве служили в качестве боевых кораблей еще за 800 лет до н.э. После греков моду на такие корабли переняли Римляне, а за ними все страны, имевшие выход к Средиземному морю.

Помимо греков, особенно прославились использованием галер турки. Благодаря высокой скорости и маневренности таких кораблей, они многие столетия могли удерживать первенство по военной мощи.

В Российской империи первые галеры появились во второй половине XVII в.

Создание их чертежей и постройка произошла благодаря влиянию Петра I. Он добился, чтобы корабли такого типа стали неотъемлемым атрибутом в военно-морском арсенале империи вплоть до конца XVIII в. Именно они помогли в будущих русско-турецких войнах. Но позже были вытеснены судами с паровыми двигателями.

Какие виды галер существовали в старину

Что такое галеры мы выяснили. Теперь узнаем, какие существовали виды этих кораблей:

  • Галеры-бастарды были менее скоростными и маневренными. Зато из-за их объемного корпуса в них помещалось больше груза, нежели на обычных боевых кораблях. Благодаря этому свойству на таких галерах плавали в основном купцы еще со времен Древнего мира.
  • Зензильные галеры - это были настоящие боевые судна. Они были менее вместительны, зато более скоростными. Такие корабли активно использовались для ведения боевых действий. Кроме того подобные судна были излюбленным средством передвижения пиратов.

Также галеры делятся на три вида по числу скамеек для гребцов.

  • Бригантины насчитывали их восемь.
  • Галеоты - от четырнадцати до двадцати.
  • Фусты - от восемнадцати до двадцати двух.

Тяжелая жизнь гребцов на галерах: правда или вымысел

Поскольку главных движущим элементом галер были весла, то стоит уделить внимание тому, кто же сидел на них. По общепринятому заблуждению, каждый гребец на галерах - раб, жестоко истязаемый надсмотрщиком. На самом деле в разных странах и в разные времена к гребцам относились далеко не одинаково.

Так во времена и Римской империи на боевых кораблях гребцы чаще всего были специально обученными солдатами. Их труд уважался и неплохо оплачивался.

Та же практика применялась и во времена Средневековья. Ведь плыть на корабле приходилось довольно долго и опасно. Поэтому те, кто плавали на галерах, предпочитали доверять свою жизнь профессиональным гребцам. А они, в свою очередь, были заинтересованы в том, чтобы их работодатели благополучно доплыли до цели и оплатили их труд.

А вот ближе к началу XVII в., когда галеры понемногу начали вытесняться новыми более прогрессивными видами судов, появилась традиция использовать в качестве гребцов - каторжников и рабов. Причем на христианских кораблях гребли плененные мусульмане, а последователи пророка Мухаммеда превращали в рабов-гребцов православных и католиков.

С открытием Америки и началом эпохи торговли чернокожими, на галерах стали чаще использовать рабов из Африки.

При этом всем в любые времена к гребцам относились намного лучше, чем к рабам на суше. Поскольку от них зависело выживание экипажа корабля, то их довольно сытно кормили, следили за их здоровьем и давали время для отдыха. Ведь в случае смерти большинства из них, самому экипажу пришлось бы сесть на весла.

Стоит отметить, что многие каторжники предпочитали более быть гребцами на галерах, чем просто сидеть в тюрьме. Ведь капитаны кораблей чаще всего относились к ним намного лучше, чем тюремщики.

Современные «галеры»

В далеком прошлом остались галеры. Сегодня их можно встретить только в музеях. Однако в Турции есть весьма популярное место отдыха, чье название созвучно к слову «галера». Речь идеи о пятизвездочном отеле Galeri Resort («Галери Резорт»), расположенном на побережье Средиземного моря (город Алания). Несмотря на пресловутые 5 звезд, это заведение все же уступает многим среднеземноморским курортам, расположенным в других странах.

Если финансовые возможности не позволяют провести отпуск в пятизвездочном Galeri Resort, можно найти другой отель в Алании - «Галери» (Galeri 4), например. Он раположен в этом же городе и, хотя уступает всего в одну звезду вышеупомянутому Galeri Resort 5, является отличным местом для отдыха. Оно будет по карману для большинства отечественных туристов.

Помимо названий турецких отелей, созвучным к слову «галера» является имя целой коллекции сортов георгин - «Галери» (Gallery). Эта серия состоит из 17 сортов.

Каждый из них назван в честь какого-то известного художника, Например Gallery Pablo или Gallery Rembrandt. Особенностью сортов «Галери» является то, что они не только очень красивы, но и устойчивы к погодным невзгодам.